обо всем

«Великая кастрация»: Как прикрывали срам на картинах и скульптурах в разные времена



 

История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься не совсем верно. Вероятно, наиболее показательным в данном случае является пример появления на античных статуях фиговых листьев. Ради сохранения моральных устоев в средние века тысячи старинных шедевров подверглись «великой кастрации». Интересно, что эта традиция сегодня обретает «второе дыхание».

Тема ню в искусстве часто становится камнем преткновения и вызывает жаркие споры до сих пор – имеет ли право художник обнажать свою модель, является ли это действительно художественным приемом или просто способом привлечь нездоровое внимание? В случае античных статуй, казалось бы, вопрос решен давно и однозначно: они создавались при той культуре, где нагота у мужчин считалась нормальной и не вызывала неоднозначной реакции.

Конечно, статуи философов или стратегов были одетыми, но вот изображения спортсменов – всегда только нагими. Дело в том, что занимались юноши спортом именно в таком виде. Существует даже исторический факт VIII века до нашей эры о бегуне Орсипе. Во время состязаний он сорвал мешавшую ему набедренную повязку и сумел победить. С тех пор в древней Греции мужчины спортом занимались только голыми, натирая тело оливковым маслом. В классическую эпоху эллинов сложился идеал калокагатии - гармонии внутреннего мира человека с его внешним обликом.


Роспись древнегреческой статуи. Бегуны.


 

Средневековая культура к этому вопросу относилась диаметрально противоположно, закрывая в изображении человека все, что можно закрыть. К середине XVI века Ватиканские властители внезапно осознали, что они находятся в двусмысленном положении, владея множеством драгоценных шедевров античного искусства, которые не соответствуют культурной традиции их эпохи. Папа Павел IV начал борьбу за нравственность в искусстве. Правда, сначала она носила более мирный, рекомендательный характер, а вот буквально еще через 100 лет Папа Иннокентий X принялся за «прикрытие срама» серьезно. Именно к его правлению относят знаменитую «великую кастрацию». Множество античных статуй при этом лишились своих достоинств физически – их просто откололи, а позднее места скола прикрыли сделанными специально для этого фиговыми листочками. Папы Климент XIII и Пий IX продолжили эту благородную борьбу.


Зал Ватиканского музея Кьярамонти


 

Сама идея использования именно этого растения была взята из Библии: Адам и Ева, когда осознали свою наготу, «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоква – она же инжир и фига. Так в искусстве средних веков сложился канон прикрывать на картинах и статуях прародителей человеческих этими листочками. В дальнейшем само выражение «фиговый лист» получило переносное значение - прикрытие заведомо бесстыдных или нечестных действий.


Адам и Ева, прикрывающие свою наготу фиговыми листами на картине Тициана


 

Время шло, нравы менялись в сторону большей открытости, но необходимость «прикрыть срам» у статуй оставалась актуальной. В 1857 году королеве Виктории была подарена копия знаменитого Давида Микеланджело. Созданный в 1504 году (то есть еще до развернувшейся борьбы против излишней открытости), шедевр избежал судьбы многих статуй и радовал глаз реалистично выполненным мужским достоинством. Считается, что вид его так смутил королеву, что она немедленно «сослала» подарок в недавно основанный лондонский музей Виктории и Альберта.


Микеланджело Буонарроти. Давид. Копия статуи в музее Виктории и Альберта, Лондон


 

Кроме того, фирмой D. Brucciani & Co. был срочно выполнен фиговый лист размером в пол метра. Портить статую не стали, а листик закрепили на специальных стальных крючках. Прикрывал он Давида, кстати, аж до 1950 года. Теперь его демонстрируют отдельно в этом же зале.


Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


 

Еще один интересный случай произошел уже в начале XX века. И связан он был с картиной. Анри Матисс по заказу московского купца и коллекционера Сергея Щукина написал парные панно «Танец» и «Музыка». Выставленные перед отправкой заказчику в парижском «Осеннем салоне» 1910 года картины вызвали скандал эпатирующей обнаженностью и «неожиданностью трактовки образов». Щукин даже отказался от них после этого, но буквально через несколько дней изменил свое решение, написав художнику: «Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».


Анри Матисс. Музыка. 1910, Государственный Эрмитаж


 

Однако после получения картины нервы коллекционера все-таки не выдержали такого непотребства (у него росли дочери, а картина предназначалась для второго этажа его дома). По просьбе заказчика Матисс закрасил гениталии у сидящего мальчика, прорисованные особенно рельефно. Однако сделал он это легкосмываемой краской, написав Щукину записку о том, что, если он изменит решение, картине можно вернуть первоначальный вид, протерев это место крепким коньяком. В таком скромном виде полотно демонстрировалось более 50 пока, пока специальным решением ученого совета в Эрмитаже не было принято смыть все-таки этот дополнительный слой.

Казалось бы, сегодня все эти войны остались в прошлом, однако колесо истории, похоже, как раз завершило свой очередной круг. В августе 2018 года в СМИ появилось сообщение, поразившее общественность России. В Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна ожидали визит делегации из местной Епархии. Работники вуза проявили огромнейшую предусмотрительность, прикрыв тканью наготу статуй, украшающих здание.


Статуи, прикрытые в новосибирском вузе перед посещением служителей церкви, август 2018 года


 

Священнослужители остались довольны такой заботой. Протоиерей Александр Матрук в интервью радиостанции «Говорит Москва» так прокомментировал ситуацию:

«А зачем вообще эти скульптуры там стоят? Для чего они там? Искусство? Ну и что, что искусство! Разные взгляды у людей разных на искусство. Я думаю, правильно поступило руководство вуза, распорядившись прикрыть эти скульптуры. Одно дело, когда здесь люди учатся, которые с натуры и с этих скульптур пишут, потому что это входит в их образовательную программу. Другое дело, когда пришли внешние люди, в большинстве своём церковные, были ведь и представители приходов. Ничего не должно смущать человека».

Вот с таким девизом вступили мы в XXI век. Вероятно, дальше будем ждать очередной виток расцвета инквизиции и охоты на ведьм.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Источник: «Великая кастрация»: Как прикрывали срам на картинах и скульптурах в разные времена
Автор:
Теги: великий Время картина кастрация скульптура

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Damian
Да сейчас человечество стало намного более раскрепощенным. Нотки сексуальности в любой рекламе присутствуют. Даже в интим шопах без стеснения пары покупают БДСМ товары И лично у меня к этому хорошее отношение. Думаю многим в семейной жизни как раз таки и не хватает для счастья разнообразного секса.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Тревожная правда и отчаяние на картинах японского сюрреалиста Тецуя Ишида
Тревожная правда и отчаяние на картинах японского сюрреалиста Тецуя Ишида
2
Человек познаёт мир 16:30 14 май 2023
Шквал эмоций на картинах о страхах, комплексах и вере, способной свернуть горы
Шквал эмоций на картинах о страхах, комплексах и вере, способной свернуть горы
3
Человек познаёт мир 01:30 01 янв 2024
Почему пуговицы и молнии на мужской и женской одежде застёгиваются на разные стороны
Почему пуговицы и молнии на мужской и женской одежде застёгиваются на разные стороны
3
Человек познаёт мир 15:30 17 авг 2023
Как делали тончайшую вуаль на мраморных скульптурах
Как делали тончайшую вуаль на мраморных скульптурах
0
Человек познаёт мир 22:30 12 апр 2023
Саркастические иллюстрации о женской красоте и моде в разные века
Саркастические иллюстрации о женской красоте и моде в разные века
1
Человек познаёт мир 10:30 26 ноя 2023
Уродливые дети Ренессанса: Почему на некоторых картинах дети выглядят безобразными старичками
Уродливые дети Ренессанса: Почему на некоторых картинах дети выглядят безобразными старичками
2
Человек познаёт мир 03:30 04 дек 2023
Священный союз или преступное кровосмешение: 10 фактов об инцесте у разных народов в разные историче
Священный союз или преступное кровосмешение: 10 фактов об инцесте у разных народов в разные историче
18
Человек познаёт мир 19:30 05 авг 2023
В лучших традициях сюрреализма: Сны о загадочных девушках на картинах с фэнтезийными сюжетами
В лучших традициях сюрреализма: Сны о загадочных девушках на картинах с фэнтезийными сюжетами
1
Человек познаёт мир 14:30 13 авг 2023
Какой характер имеют разные породы кошек!
Какой характер имеют разные породы кошек!
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 00:21 06 июл 2023
Простые правила, которые стоит взять на вооружение, чтобы сделать правильный выбор в сложные времена
Простые правила, которые стоит взять на вооружение, чтобы сделать правильный выбор в сложные времена
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:07 20 окт 2023
За какими вещами гонялись советские модницы и как умудрялись во времена дефицита хорошо выглядеть
За какими вещами гонялись советские модницы и как умудрялись во времена дефицита хорошо выглядеть
2
Человек познаёт мир 11:30 12 фев 2024
Три качества, которые украшают женщину в любые времена
Три качества, которые украшают женщину в любые времена
13
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:00 06 мар 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства