Танк Т-80 является первым не только в том отношении, что ему довелось пострелять по «Белому дому». В первую очередь, машина была прорывной в контакте реализованных в ней конструкторских решений. Т-80 стал первым танком с газотурбинным двигателем. Некоторые «эксперты» ставят эти достижение советских конструкторов под сомнение. Разберемся, правы ли они и узнаем больше об это замечательной машине.
Начнем с самого главное – с двигателя. Ряд специалистов любит указывать на то, что первой бронемашиной с газотурбинным двигателем была шведская машина Strv-103, созданная еще в 1966 году компанией Bofors. Надо признать, что 103-я действительно оборудовалась 490-сильным газотурбинным двигателем производства Boeing. Однако, во-первых, Strv-103 никогда не была танком. По сути, это безбашенная машина – самоходное артиллерийское орудие. Во-вторых, Strv не использовал упомянутый агрегат в качестве основного, а лишь задействовал его на правах вспомогательного двигателя. Поэтому считать шведскую разработку первым газотурбинным танком было бы даже не преувеличением. Советский танк Т-80 был создан на ленинградском Кировском заводе в 1968 году. Решение оснастить боевую машину необычным двигателем продиктовали объективные обстоятельства. Танк Т-64, комплектовавшийся дизельным силовым агрегатом 5ТДФ вызывал массу нареканий. Военные были откровенно недовольны тем, что танк получился столь капризным и прихотливым. Кроме того, стало известно, что разработка подобного двигателя уже велась в США, а потому следовало формировать гонку вооружений со своей стороны. Интересный факт: разработка и создание Т-80 впервые в истории СССР начались в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР. От Миноборонпрома потребовали разработать танковый вариант газотурбинного двигателя, который получил обозначение ГТД-1000. Сделано это было конструкторами НПО имени Климова. Любопытно и то, что первоначально конструкторы просто хотели оснастить новым мотором уже существовавший Т-64. Однако в итоге работа вылилась в разработку нового танка с нуля. В частности, была разработана новейшая 125-мм пушка 2А46-1, автомат заряжания, система вертикальной боеукладки, система управления огнем, а также новые элементы бронирования. Чего уж там, часть узлом танка также была создана с нуля. На испытаниях машина показала себя «по-разному». Новый агрегат продемонстрировал большое количество мелких недостатков и проблем с конструкцией. Он также потреблял почти на треть больше горючего, чем дизельный предшественник с Т-64. При этом, в отличие от 5ТДФ, новый ГТД-1000 лучше заводился при экстремальных минусовых температурах. Танк Т-80 в целом получился быстрее, манёвреннее и резвее. Несмотря на маленькие «но», военным машина пришлась по вкусу. Танк Т-80 стал последним танком, разработанным в Советском Союзе. Еще до развала страны машина несколько раз модернизировалась. В первую очередь улучшалось оружие и силовой агрегат танка. После 1991 года большая часть этих машин досталась в наследство России и Украине. В 1990-е годы (и после низ) танку пришлось не мало повоевать на просторах бывшего Советского Союза. Более того, машина «отличилась» непосредственно в момент развалы страны Советов. В том числе из него стреляли по «Белому дому» в Москве.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)