обо всем

Редкие фотографии времен СССР: Как жили советские люди в 1970-80-х

 


Десятилетие 1970-80-х в СССР - время брежнеского застоя и время радикальных горбачёвских перемен. Сегодня к нему можно относиться по-разному. Но это огромный пласт истории огромной страны, для которой именно этот период стал началом конца.

1. Долгое путешествие

 

 

СССР, 1970 годы. Автор фотографии: Михаил Блонштейн.


На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 году генеральным секретарем ЦК был избран Брежнев. Председателем Совета министров Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в базе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

2. У парикмахерской

 

 

Юноши возле парикмахерской. Автор фотографии: Михаил Блонштейн.


Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

3. Советский квас

 

 

Квас, который продавали в бочках повсюду.


На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий. В 1972 году основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы, закупалось импортное оборудование.

4. Поединок мешками на бревне

 

 

Бои с мешками на бревне. СССР, 1980 год.


Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. При этом большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований. Система отторгала все инициативы оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

5. Советское детство

 

 

Детство в СССР. СССР, Минск, 1980 год.


Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство. Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета и внешний финансовый дол. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

6. Молочный отдел

 

 

Молочный отдел универсама. СССР, Новокузнецк, 1983 год.


В 70-е годы приток нефтедолларов сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления. В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х годах экономика страны находилась в критическом состоянии.

7. Лекция в университете

 

 

Любовь в сердце, весна на душе и на улице...Автор фотографии: Анатолий Гаранин, 1980 год.


Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

8. Ребятня

 

 

Колодезных дел мастер. Фотограф Игорь Уткин, 1978 год.


В 70-е годы была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

9. Стрельба из лука

 

 

Спортивная стрельба из лука. Автор фотографии: Давид Лейкин, 1974 год.


Процесс изменения уровня жизни народа в данный период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х годах 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

10. Школьная пора

 

 

Школьные годы. Автор фотографии Сидорский, 1976 год.


 

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)


Источник: Редкие фотографии времен СССР: Как жили советские люди в 1970-80-х
Автор:
Теги: Время жить советский ссср Фотография

Комментарии (51)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Татьяна Никольская
Хорошо было... Общались "вживую", а не онлайн, гуляли... А хорошо - потому что молодость! )) Сейчас другое время, другое "хорошо"...
Tatyana Tkachuk
У меня нет ностальгии по Союзу и обратно совсем не хочу.Но подборочка замечательная! Очень понравились "Стрельба из лука","школьные годы","советское детство" ну и "лекция в университете".Мастерство фотографов!
Татьяна Аудит
Ага, Любовь в сердце, весна на душе... А лектор читает историю КПСС, и не дай бог увидят что ты читаешь Бродского-выгонят из института...
Татьяна Аудит
Танечка, Это подлинная история. Хочу уточнить написавшего, а где сейчас КПСС и СССР? В воспоминаниях зрелых людей. Не так там все радужно было...
Tamara Medvedeva
Никого не выгоняли. Наоборот, нянчились со всеми, чтобы судьбу не сломать. Некоторые студенты экзамены по 7-8 раз пересдавали, особенно математический анализ и теоретическую физику. Парней, заваливших сессию, в армию отправляли, чтобы потом после службы восстановить на том же курсе, где учились.
Tatyana Tkachuk
Совершенно с Вами согласна.В Союзе радужно было только для узкого круга избранных,подовляюще большенство не жили,а выживали.
Ludmila Kayutina
Спешу Вам сообщить, уважаемая Tatyana Tkachuk, что в Союзе жили хорошо все, кто работал, а сейчас именно те, кто работает, не живёт, а выживает. Гарантий никаких на завтрашний день, поддержки никакой.
Tatyana Tkachuk
Вы глубоко ошибаетесь,уважаемая.
Ludmila Kayutina
По поводу чего я глыбако ошибаюсь, разрешите узнать? Ваше теперешнее прекрасное благосостояние и убогое в Советском Союзе не есть мерило для всего населения России. Позвольте напомнить о пенсиях тогда и сейчас. Моя мама учитель и тогда получала 132 рубля, и папа тоже преподаватель и получал столько же, на 264 рубля тогда можно было жить просто зашибись. А теперь всем всучат по 15 тыщ и не в чём себе не отказывайте. Вы в России давно были, может хоть читали, как пенсионеры здесь живут? Медицина сейчас вся, абсолютно вся, платная, операции стоят баснословные деньги, образование и ... Можно я, пожалуйста, не буду продолжать список"шикарной" теперешней жизни. Про моральную и духовную сторону я, вообще, молчу. Скоморохи дворцами обстраиваются, а рабочие люди влачат жалкое существование, по телеку пропаганда одних гадостей, смотреть невозможно.
Tatyana Tkachuk
А я с свами во совершенно во всём согласна: и по поводу пенсий (15 тыс это вы ещё щедро "даёте",люди по 12 получают),мед. обслуживания,образования ,морали современной России.и т.д и т.п.
Но в Созе то тоже жизни небыло.Всё под контролем государства,нет конкуренции-нет прогресса.Нет телефонов дома,нет памперсов,печное отопление,дефицит всего,закрытые границы и неведенье как живут люди во вмём мире и этот список можно тоже продолжать бесконечно.132р пенсия очень хорошая,большенство получали 70-80 р и при этом всю жизнь ишачили(пардон) уборшицами,на стройках рабочими и т.д и т.п. Конечно жили и на эти деньги,выбора то небыло.
Я думаю,что если бы не революция 1917го года Россия бы сейчас была передовой страной мира.У нее есть для этого всё.Нам бы Перта 1го в 1917м вместо батюшки Александра второго...Революция сильно Россию отбросила назад.
Как вы считаете?
Ludmila Kayutina
Я не думаю, что революция отбросила назад Россию, всё с точностью до наоборот, а точнее, из лапотно-крестьянской страны за очень короткий срок превратилась в индустриальную державу, и это был величайший прогрессивный скачок. В Советском Союзе 70-х начала 80-х нужны были реформы, спору нет, но нужно было их проводить постепенно и мягко, а не изуверским методами, издеваясь над народом по полной программе, унижая его и разрушая всё и вся. Что касается закрытых границ и связанной с этим невозможностью для населения выезда за рубеж, то сейчас при открытых границах 90% россиян просто не имеют финансовой возможности путешествовать в дальние страны. Среди моих 28 одноклассников за границей побывали всего 4 человека, нам по 59 лет, и мы из Новосибирска. Но в СССР, тем не менее, люди ездили в заграничные туры, моя мама простая учительница побывала в 6 странах Европы, многие её друзья, коллеги тоже ездили по заграницам.
Я не знаю, почему у Вас в Союзе жизни не было, как Вы говорите, а у моей семьи и нашего окружения была прекрасная жизнь, уверенность в завтрашнем дне, планы на будущее и душевная человеческая обстановка.
Frida Ivnytska 
Да поездки за границу стоили баснословные по тем временам деньги. Мне поездка в Болгарию обошлась в 550 рублей. Да и не всех туда пускали. Надо было ещё и характеристику получить, которую подписывал директор предприятия, секретарь парткома и председатель профкома.
А там за нами следили КГБешники и потом писали свои резюме. Сидели и в группе такие, и в гостиницах. осле поездки можно было получить волчий билет в жизнь.
А допустим в ГДР, Югославию или Венгрию можно было ехать только очень приближенным или коммунистам, Или тем, кто умел подсматривать и доносить.
Галина Войсковая 
Работала в коллективе из 20 человек. Двое съездили по путёвкам за границу. Одна в Югославию, другая в Чехословакию. Подруга моей сестры побывала в Индии. И как то не сложно и не страшно было получить и характеристики и разрешения на выезд. Без особой волокиты все оформляли документы. Дорого? Да. Но в советские времена вполне можно было накопить нужную сумму, ведь цены на продукты, на жкх не менялись и были по сравнению с нынешними просто мизерные.
Frida Ivnytska 
А одежда, мебель, электроприборы были очень дорогими.
Меня бы ни в какую Чехословакию, Индию или Венгрию никогда бы не выпустили.Национальность была у меня не подходящая для таких поездок.
Tatyana Tkachuk
Ну по всей видимости у нас просто с Вами рвзные корни,происхождени я,биографии и география.Моим родителям поездки за кардон никто не предлогал,они не учителя,простые работяги. Равенства в союзе никогда небыло и быть не могло.Всё это хрень и пропаганда компартии и правительства.
Зато с развалом союза миллионы смогли уехать на ПМЖ (именно это я имею ввиду,не просто отпуск за рубежом).При союзе это было почти невозможно.Кстати сказать,брат мой жил в Бердске 10 лет оттуда иммигрировал в Германию с женой и всей её роднёй .Вообще то мы с Казахстана и оттуда тоже очень много народу уехало кто куда.
Ludmila Kayutina
Да, все мы разные. Да, уехал народ в Германию и в другие страны. Да, одни за кордоном остались, другие вернулись. Речь не о том. В СССР у ВСЕХ повторяю ВСЕХ были одинаковые возможности. Моя мама и папа из крестьянских семей из глубинки Сибирской, но у них была возможность БЕСПЛАТНО учиться в вузе, чем они и воспользовались, а потом уже преподавателями работали. Вашим родителям кто не давал высшее образование получить? Все кто хотел, тот учился совершенно БЕСПЛАТНО, да ещё и стипендию получали за хорошую учёбу, на которую можно было прожить, скромно, но можно было. А в ГПТУ, вообще, всё БЕСПЛАТНО было, проживание, обучение, питание.
Обожаю, когда "плохую" жизнь в СССР колбасой меряют, которой, кстати, было завались в кооперативных магазинах, а теперь ещё и "миллионами" уехавших на ПМЖ. Да во всём мире миграционный процесс во все времена имел место быть, некоторые люди имеют склонность к передвижению-переселению.
Tatyana Tkachuk
Да фигу ( свобода передвижения).Где-то в конце 70х наши соседи(баптисты) ломанулись в Америку.Уехали через тюрьмы и психушки в конце 80х.Батю тоже тягали "органы" ,склоняли дать показания против соседей,он отказался,как и все остальные соседские мужики. Я,хоть и маленькая была,но помню это историю отлично.
Коласу по кооперативным ценам могли себе позволить далеко не все.
В ВУЗы в первую очередь поступали детки "Шишек" (сама поступала и заканчивала нархоз).
Ну и конечно не всем ума хватило на ВУЗ.Кому-то и в маляры нужно идти,и в уборщицы,и в рабочие,которые автоматом оказывались людьми второй категории,им поездки за кардон не предлагались.Не так ли?
Ludmila Kayutina
В коопторгах с КОЛБАСОЙ вечно была толпа народу, что не протолкнуться, и народ этот был из самых простых людей, никаких "шишек" там не было. А теперь колбаску большая часть населения России не может себе позволить, а особенно пенсионеры.
В ВУЗах, да были блатные, чего греха таить, но их было 1-3%, все остальные шли по конкурсу, если помните, и учились БЕСПЛАТНО, и это очень ВАЖНО. А ещё после ВУЗа у всех была ГАРАНТИРОВАННАЯ работа, распределением называлось. А ещё были подъёмные для тех, кто ехал работать в сельскую местность, и там давали жильё бесплатно, дрова, уголь бесплатно, как молодым специалистам.
Все мы при рождении сразу же очень сильно отличаемся друг от друга, кто-то рождается девочкой, а кто-то мальчиком, и это самое первый фактор неравенства. Каждый рождается с уже готовым набором талантов и способностей, только потом их надо развивать, и кто-то это упорно делает, а кто-то ленится, забивает на всё, и это второй фактор неравенства. В СССР только ленивые не развивали свои таланты и способности, так как все секции и кружки были БЕСПЛАТНЫЕ.
Ни для кого не секрет, что один человек рождается умнее/сильнее/хитрее/красивее/выше/здоровее, чем другие. И это третий фактор неравенства. Но в чём виноват этот человек перед другими туповатыми/слабыми/глупыми/некрасивыми/нездоровыми? Да не в чём, просто так природа "распределила". Если я ленивая, тупая от рождения, ни к чему не стремящаяся по жизни, живу с хлеба на воду перебиваясь, то какова вина моего соседа во всём этом? Он умный, работает, постоянно стремится улучшить своё благосостояние, а потому и живёт прекрасно. Вот Вам и неравенство, которое зависит от нас, от нашего набора способностей. У кого-то хватает способностей и желаний только на малярское дело, а у кого-то амбиции гораздо серьёзнее.
Tatyana Tkachuk
Вот вы и доказали мою правоту. Где уж моим родителям,родившимся " туповатыми/слабыми/глупыми/" и ишачившим всю жизнь (батя электрик и механизатор после бесплатного ПТУ со второй группой инвалидности на гарантированной работе),леньтяям ,забившим на всё и не развивающим своих талантов ровняться с теми,кто " умнее/сильнее/хитрее/красивее/выше/здоровее? Мы,как сгорел наш телек, 4 года копили на новый,купили черно-белый и смотрели его ещё 10 лет,пока я с Эмиратов не привезла цветной в 2004м.Мама -"туповатая лентяйка" ( Царствия Небесного,сегодня бы ей 80 исполнилось),зимы напролёт ходила в баллоневом пальтишке.Алмата не Новосибирк,но до -25 опускается зимой.У меня одно платье и одна пара туфель и в институт и на день рожденья к подруге( и мне было пофигу-нет и не надо),а у брата ботинки разваливающиеся после бесконечного ремонта.А в аулах какая нищета,Вы себе представить не можете.Даже водопровода в домах небыло.
Если Вы не видели нищеты при Союзе,это не значит,что её небыло.
В Алмате кооперативные магазины были пустые и их то и было может 3 на весь город.В районе где я родилась(на границе города) их,как и киосков с мореженым. небыло вообще.Хлеб строго по расписанию,не успели купить-сидите без хлеба.
Ну так что оставалось делать таким как мои родители? Ведь опять же кому-то же нужно было быть "туповатыми" без высшего образования и жить как-то на их гарантированые зарплаты? Ну вот конкретно,как таким дюдям развивать таланты и способности при союзе? Ответьте пожалуйста.Собственного дела не откроешь,учиться бесплатно и содержать семью на степендию? А что делать людям в аулах и деревнях?
Я отвечу.НИЧЕГО.Замкнутый круг.Да и сейчас немногое изменилось. Молодёжь ещё крутится как-то,а старикам непросто на 9000 пенсии жить. Как Вы считаете?
Ludmila Kayutina
Я чё-то понять не могу, почему СССР-то виновато, если способности у всех разные при рождении. А вот ВОЗМОЖНОСТИ были у всех одинаковые, и это заслуга Советского Союза. Почитайте, пожалуйста, внимательно о трёх факторах неравенства, про которые я написала выше. Мои родители тоже трудились с 8 утра и до 12 ночи в две смены в школе и в училище, а потом куча разных собраний и совещаний, конференций и курсов каждый день.
Что значит эта Ваша фраза "Ведь опять же кому-то же нужно было быть "туповатыми" без высшего образования"? Что значит "нужно быть туповатым", им не становятся, а рождаются, и в этом никто не виноват. А, если люди не стремились получить образование, так это их личное дело было. У меня полно друзей времён Советского Союза, приехавших в города из захудалых деревень с 3 рублями в кармане, но с БОЛЬШИМ желанием улучшить свою жизнь. Они начинали все с ПТУ, потом техникум, потом институт, а потом и прекрасная работа. Вы что думаете, учиться - это песенки петь? Нет, уважаемая, это гигантский труд!!! Друзья мои и учились, и работали, и семью содержали, как могли. Знаю и таких, кто начал учиться, да бросил, так как лень заела.
А тот, кто родился туповатый, собственного дела никогда не откроет, ни при СССР, ни при теперешней власти, ни при какой, тому примеров море.
Tatyana Tkachuk
Что значит эта Ваша фраза "Ведь опять же кому-то же нужно было быть "туповатыми" без высшего образования"?-это ирония.Кто-то без высшего образования ,т.е. по Вашей логике туповатый,посторил школу гда работала Ваша мама.Кто-то такой же туповатый ее штукатурил,красил,ремонтировал,драил в ней полы,вылизывал туалеты и устранял заторы в унитазах.Так? И до сих пор это и делает.Вот они все,эти кто-то,без высшего образования,лентяи и недоумки.Так? Вот Ваша совковая логика совкового инелегента.Ну и Бог с Вами,оставайтесь и дальше на своём пьедестале.
Однако именно таким простым людям( недоумкам и лентяям по Вашей логике),революция и советское правительство обещали светлое будущее,вот так казус...Конфуз выходит:как пахать так недоумкам,а заграничные путевки -гениям с высшим образованием.Действительно,ну зачем уборщице заграница? Она же туповатая лентяйка,её дело шваброй махать.Ди и при зарплате 90р надо 8 месяцев голодать что бы эту заграничную путёвку купить.Бредовая идея,не так ли? За кардон в СССР должны ехать только светлые головы (снова ирония ,в случае если Вы не поймёте).
Возможности были далеко не равные.Не все с деревни переехали в города,кто то там остался и живёт до сих пор и у них то возможностей практически никаких.Хотя,да,молодёжь в основном в города поуезжала.Да даже в том же городе,Вы говорите,у сына министра и у сына сантехника были одинаковые возможности? И это Вы серьёзно?
Ну Вы даёте.Мы,похоже,жили в разных Союзах.
Насчёт учёбы это я с Вами полностью согласна.Сама ночами курсовые "катала" и дипломную тоже.Тут не поспоришь )).
Ludmila Kayutina
Ну раз Вы при дипломе, то у Вас всё в жизни отлично, так?
Очень жаль, что Вы не разделяете понятия возможности и способности. Способности рождаются вместе с нами, их надо развивать, если хочется, и это труд огромный, и в СССР это можно было делать БЕСПЛАТНО, а сейчас нет, сейчас надо отвалить столько денег за каждый кружок и секцию, что родителям с зарплатой в 30 тысяч это не под силу. Разницу улавливаете: БЕСПЛАТНО развивать способности и ПЛАТИТЬ кучу денег? А, если не хотелось развивать способности БЕСПЛАТНО в Советском Союзе, то кто виноват-то был, скажите? Каждый, повторяю каждый человек в мире обладает талантами и способностями, только надо сначала потрудиться, чтобы эти таланты потом работали на Вас.
В СССР сын сантехника, если он был способный, талантливый и умный от рождения, имел те же самые возможности для БЕСПЛАТНОГО обучения в ВУЗе. И тут Вы меня ничем не перешебёте, уж извините, так как имею кучу примеров того, как дети, как Вы говорите, сантехников, уборщиц, ткачих и поварих поступали в ВУЗы без проблем, выучивались, а потом ещё и учёными становились. И я Вам приводила пример моих собственных родителей, которые и школу-то закончили в Сибирской деревне, и родители у них были простыми крестьянами, но они учились в ВУЗах оба. Я не веду речь о МГИМО или ГИТИСе, я имею в виду самые обыкновенные институты и университеты, которых в каждом городе было несколько, и где, как раз, предпочтение отдавалось детям РАБОЧИХ и КРЕСТЬЯН, неужели не помните этого??? В Новосибирском Академгородке была открыта школа ФМШ (физико-математическая) при Государственном Университете, в которой учились дети от 15 лет и до окончания школы. Это были очень способные и талантливые дети, их набирала в деревнях от Урала до Владивостока специальная комиссия, которая посредством олимпиад выбирала самых одарённых учеников. Дети жили в Академгородке в шикарных условиях в общежитие гостиничного типа, питание и проживание бесплатное было, и там учился один мальчик из деревни моих родителей, а потом напрямую поступали в Университет БЕСПЛАТНО. Теперь она тоже есть, эта школа, только все виды обучения стоят очень хороших денег. Вот теперь-то точно сын сантехника очень сильно отличается от сына министра в плане ВОЗМОЖНОСТИ оплатить обучение в этой школе.
Когда я говорю "туповатый" и "ленивый", это метафора, не переживайте, я и себя причисляю к туповатым во многих областях нашей жизни и ленивым в вопросе употребления своих способностей, которые у меня есть, я это знаю, но не хочу сильно шевелиться, если честно, мне хватает того, чем я живу. Мой процветающий сосед совсем не виноват в моей лени, он старается намного больше, чем я, и у него, скорей всего, гораздо больше способностей от рождения, чем у меня.
Tatyana Tkachuk
Ой ну чего же Вы так самокритично? Прямо улыбнуло,это я на полном серьёзе )).Лени и у меня тоже хватает.Нужно 3 раза объехать вокруг магазина,что бы припарковаться на 10 метров ближе ко входу,а пройти их лень. )))
Так я сама пример.Я хоть не их деревни,но из семьи работяг и у меня да,диплом,на дневное не пролезла,хотя проходной балл набрала с запасом,удалось на вечернее отделение втиснуться.А вот перевестись на дневное после первого курса-не удалось,перекрыли кислород.Хотя было несколько человек блатных(немного,они в основном на дневном все "осели" ),они все на дневное перевелись спокойненько.Ну ладно,отучилась 5 лет вместо 4х,диплом бухучет и анализ хоз.деятельности.
У меня действительно всё срослось,но не благодаря диплому,он мне практически не понадобился.По специальности проработала всего 2 года.
В Алмате тоже была физмат школа,честно скажу,не знаю как туда набирали детей,но не так как в Новосибирске,по деревням и аулам никто не ездил.Общежития небыло,нужно было иметь прописку в определённом районе города,куда школа относилась.Она и сейчас там есть,но берут уже всех,родители сами детей возят на машинах с других районов.
А вообще конечно Новосибирский Академ городок славился на весь мир,даже я о нём слышала.
Ну вот ещё по поводу способностей и возможностей.Мой двоюродный брат,башковитый пацан,аттестат с золотой медальью,3 раза поступал в мединститут,так и не пролез.Закончил медучилище,работал врачом на "скорой", а в институт так и не смог поступить.Уже в перестроичные времена открыл свой фармоцевтический бизнес,и сейчас этим и занимается.
Вот за таких обидно.
Тут ещё такой момент,что Вы,как и все остальные ,сравниваете Союз с современной Россией.У меня другие сравнения.
Я полностью с Вами согласна по поводу бесплатного образования,кружков,пионерлагерей(мы про них не дискуссировали,но они часто всплывают в разговорах на продбную тему).Тут не поспоришь.Но опять же далеко не все дети имели именно возможность(не спрсобность) этим всем воспользоваться.И не потому,что небыло желания,а именно небыло возможности(опять же несчастные деревни и аулы).
Я действительно Вас немного не так поняла.Конечно были и есть в России Ломоносовы и надеюсь и будут.
Ну и ещё хочу сказать,что я за Ваши мерафоры совершенно не переживаю и совсем не в обиде.Чего мне тут только не наговорили,Вы представить себе не можете )).Люди разные бывают.
Frida Ivnytska 
Ездил у меня знакомый в казахстан в гости. На прошлой неделе вернулся. Сказал что все красиво, но русских лиц там почти не встречал.
Ludmila Kayutina
Это не самокритика, это чистая правда. Я же многих вещей не знаю, многого не умею делать, во многих делах туплю откровенно, а уж про лень я, вообще, молчу. Окна ненавижу мыть и ленюсь это делать, так как считаю мартышкиным трудом, только их вымоешь, а тут и ветер с грязью и дождём пожалует. Обыдно...
На этом сайте, как и на других, народ всякий разный попадается, наговорить могут таких сальностей, но нужно к ним иммунитет выработать. Меня лично их маразматические выпады нисколько не волнуют, мне на них наплевать, честно Вам скажу.
Tatyana Tkachuk
Казахстан действительно очень красивый,особенно горы в Алмате.Вообще-то в Казахстане было всегда спокойно по поводу национального вопроса.На севере вообще казахи и русские перероднились.Нередко можно втретить русоволосых казахов.Хотя в последнее время отток русскоязычного населения усилился.Особенно среди молодёжи. ((
Tatyana Tkachuk
Да я тоже особо не реагирую если вражения в мой адрес.Задевает когда грубят другим,особенно пожилым людям.Тут трудно не отреагировать. Борзая молодежь нынче и в выражениях не стесняются.
Про окна это точно )).
Frida Ivnytska 
Вот он и сказал, что молодежи почти и нет. Только пожилые остались.
Галина Войсковая 
Фото классные, а комментарии под ними мне не понравились.
Frida Ivnytska 
И у меня нет ностальгии по тому времени. Деньги я умела и тогда зарабатывать, а вот на потратить времени было мало. Мне некогда было в очередях стоять. А подруг в торговле у меня и не было. Да и торговцы очень тогда гоноровые были.
Olek Agarkow
Убожество и никакого художества. А где же очереди за колбасой, яйцами, не говоря уже о дефиците - финской обуви, например?
Tatyana Tkachuk
Художества тут может и нет,оно еуе ни к чему,но и убожества тоже.Классные фото,в нужный момент.Здороо!
Olek Agarkow
ну, у каждого свое чувство эстетики. Здесь же можно говорить об анти эстетике.
Tatyana Tkachuk
Конечно у каждого своё.Можно поинтересоваться что именно антиэстетичного вы здесь увидели,если не секрет,конечно?
Olek Agarkow
Обратите внимание на то, как люди одеты, не просто бедно, а массово безвкусно, ибо легкая промышленность завалила "дедовской" конфекцией на десятилетия, а стрижки, которые состарят кого угодно. Взгляните хотя бы на "юношей" у парикмахерской. Где вы видите юношей? я вижу мужичье в безобразном прикиде, которое вряд ли украсит бокс или полубокс. Их ущербное выражение лиц - результат оболванивания - стрижки под одну гребенку во всех смыслах.
Tatyana Tkachuk
А,вот вы очем,да,в этом я с вами полностью согласна.Так времена такие были,примитивная одежда-ширпотреб,которую ещё не каждый мог себе позволить(сама выросла в обносках),а попасть (особенно в женский зал) в парикмахерскую с хорошим спецалистом только по блату.Отсюда и стрижки абы как.На фото действительно далеко не юноши.Но мне очено понравились фото с мальчишками на бочке кваса,стрельба из лука.Дувушка на лекции,детки переходят по "зебре".Мне понравилось.
Olek Agarkow
да, бочка с квасом и бутылка молока навевают приятные детские воспоминания))
Tatyana Tkachuk
Я ещё часто вспоминаю советский торт-хлеб с маслом посыпан сахаром,вот был кайф!Если крнечно масло преподало .Сейчас наши дети уже такого не поймут,неговоря уже о внуках. ))
Olek Agarkow
Был еще невский пирог с кремом, посыпанный сахарной пудрой. может быть, Вы это имели в виду. А у современных детей уже другие вкусы, не факт, что им понравилось бы то, что нравилось их родителям или бабушкам и дедушкам.
Tatyana Tkachuk
Да нет,я имею ввиду именно хлеб с маслом,посыпанный сахором."Невского" я и не пробовала и даже не помню такого.У наших детей и внуков,Слава Богу,выбор тортов получше и конечно хлеб с маслом и сахаром они бы нее поняли и это здорово.
Olek Agarkow
главное не коликчество, а какчество
Frida Ivnytska 
Зато посмотрите на это *мужичье* и как они все спортивно выглядят.Фитнесом тогда не занимались, чтобы жир сгонять. Трудились люди физически. Нет заплывших жиром. А одеты они были по тому времени нормально.
Olek Agarkow
Разуйте глаза, мадам: и одеты убого, и физическая форма - лучше не оголять телеса, а выражение ущербности на лице - визитная карточка homo sovieticus
Светлана Иванова 
Прекрасное далеко...А я с ностальгией вспоминаю это время! Во все времена было и есть свое "хорошо" и свое "плохо".
ИРИНА ПИЛЮГИНА 
Скучаю по СССР. Устала от этой "сытой жизни"
Тая Богданова
Была Великая страна,которой гордились её граждане,боялись недруги!Если ты трудился,учился не имел вредных привычек,которые сегодня никого не удивляют(а мы и не слышали о таковых) ты имел право на труд,на бесплатное образование,лечение,жильё.А сегодня что? Кто больше трудится -на их плечи всех лодырей,наркоманов,тунеядцев и прочие отбросы общества... Вырастили поколения(не одно) ,которые не хотят трудиться,но красиво жить..Опять же за счёт тех кто трудится с самого раннего детства,получая образование,прфессиональные знания и навыки и живёт в рабстве у банков,в ипотеках до старости... И это хорошо? О нравственном падении даже не хочу говорить...Рассуждения Татьяны мне не понятны....Мы жили,чувствуя локоть соседа.Сегодня живут годами на одной лестничной клетке квартиры-не знают друг друга.Посмотрите на уставшие,неулыбчивые лица,идущих вам навстречу....Печаль. Страшно и больно ,обидно за своих детей и внуков.
Frida Ivnytska 
Хоть в болоте, но главное, чтобы недруги боялись.
Данил Арутюнов
СССР в цвете. Ташкент | History Lab
;list=PLgctnI88vkPm0v0-5fOs0qmlnOY7O2L62&index=6

СССР. Империя наоборот. Средняя Азия | History Lab
;list=PLgctnI88vkPlIqfI6wOTO3Up4u2dHKXzk&index=8
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Мужчины «ломали» шеи: какую женскую одежду в СССР считали соблазнительной
Мужчины «ломали» шеи: какую женскую одежду в СССР считали соблазнительной
1
Человек познаёт мир 14:00 12 ноя 2024
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
5
Человек познаёт мир 13:00 13 ноя 2024
8 поражающих воображение пещерных городов, в которых столетиями жили люди
8 поражающих воображение пещерных городов, в которых столетиями жили люди
1
Человек познаёт мир 10:15 18 авг 2024
Наше голодное советское детство в 1970-х годах – до сих пор не могу понять, как мы выжили в то время
Наше голодное советское детство в 1970-х годах – до сих пор не могу понять, как мы выжили в то время
72
Здесь только хорошие новости! 06:11 23 июл 2021
Редкие фотографии звезд. Моника Белуччи (17 фото)
Редкие фотографии звезд. Моника Белуччи (17 фото)
2
Интересный мир 01:30 26 сен 2016
Какие советские женские имена снова входят в моду?
Какие советские женские имена снова входят в моду?
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:44 03 окт 2024
12 ненужных привычек родом из СССР, от которых нужно поскорее избавляться
12 ненужных привычек родом из СССР, от которых нужно поскорее избавляться
23
Человек познаёт мир 12:30 19 ноя 2023
Какие проверенные способы сэкономить знали советские хозяйки
Какие проверенные способы сэкономить знали советские хозяйки
1
Человек познаёт мир 07:30 18 окт 2024
Что было общего у советского шоколада и шампанского и другие факты про сладости времен СССР
Что было общего у советского шоколада и шампанского и другие факты про сладости времен СССР
3
Человек познаёт мир 13:30 17 окт 2024
Как выживали советские звёзды в 1990-х
Как выживали советские звёзды в 1990-х
1
Интересный мир 08:47 31 окт 2024
От бараков до «брежневок»: Как решали пресловутый квартирный вопрос в СССР
От бараков до «брежневок»: Как решали пресловутый квартирный вопрос в СССР
2
Человек познаёт мир 02:30 09 май 2024
Честные факты о том, как женщины меняются с возрастом
Честные факты о том, как женщины меняются с возрастом
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:11 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства