В пятницу 25 мая, буквально за пять минут до закрытия музея, один из посетителей, до этого спокойно ходивший по залам и осматривавший картины, уже направляясь к выходу, внезапно развернулся и побежал обратно. Все произошло в считанные секунды, смотритель музея не сумел его догнать и остановить. Подбежав к картине, мужчина схватил ограждающую стойку и несколько раз ударил по застекленной картине. От ударов стекло разбилось, повредив авторскую раму, а холст в трех местах порвался. Повреждения коснулись фигуры царевича, к счастью, остались нетронутыми самые главные смысловые детали картины – лица и руки.
Злоумышленника, конечно же, задержали, да он особо и не сопротивлялся.
На допросе он сказал: «Приехал посмотреть на неё (картину), в восемь вечера зашёл в буфет, хотел уже уходить, выпил сто грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло чё-то».
Почему-то не укладывается в голове – почему в музее продают водку? Коммерция…
Поврежденное полотно май 2018 г. Фото Евгения Коробкова
На фотографии видны следы от трех ударов, идущие по телу царевича. Вся поверхность холста поцарапана осколками стекол. В какую сумму обойдется реставрация – пока неясно. Ориентировочно специалисты оценивают затраты в 5-10 миллионов рублей.
Вандал, конечно же, не заслуживает никаких оправданий. Однако водка, возможно, лишь спровоцировала его на неадекватные действия, истинные же причины случившегося могут быть гораздо глубже и сложнее.
Картина, написанная Репиным в 1885 году, называется «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», но в народе она более известна под другим названием – «Иван Грозный убивает собственного сына».
И.Репин.«Иван Грозный убивает собственного сына»
Репин писал:«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».
На картине изображена страшная сцена убийства Иваном Грозным в припадке гнева своего сына. Исторически этот факт является весьма спорным и недоказанным. Но Репина, как художника, историческая правда не особо интересовала. Ему важно было уловить и запечатлеть момент, когда отец, в гневе убивший своего сына, вдруг осознает содеянное и его невозвратность, и на озверевшем от ярости лице появляются признаки покаяния. В его глазах – невыносимая тоска, а на руках – кроткий царевич, который, умирая, прощает своего отца, обезумевшего от горя.
Когда картина была закончена, последовала череда странных и трагических событий. У самого художника отсохла правая рука, в дальнейшем ему пришлось учиться работать левой. Не миновали несчастья и натурщиков. Образ Ивана Грознова Репин писал с художника Мясоедова.
Художник Григорий Мясоедов
И однажды в припадке гнева Мясоедов тоже чуть было не убил своего малолетнего сынишку по имени Иван.
Григорий Мясоедов с сыном Иваном
В качестве натурщика для царевича Репин выбрал писателя Всеволода Гаршина. Свой выбор он обосновал так:»Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».
И. Репин. Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина
У Гаршина тоже дела пошли неважно. Он впал в глубокую депрессию, а через два года после написания картины сбросился в лестничный пролет. Было ему тогда всего 33 года. И тут опять случилось пугающее совпадение – полученная им черепно-мозговая травма, от которой он и умер, пришлась на то же место, что и у царевича, убитого Иваном Грозным. Мистика какая-то…
Картина вышла очень мрачная и пугающая. Многие не приняли ее, долгое время вокруг картины кипели споры и бушевали страсти.
Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи после долгих сомнений все же выкупил картину, но запретил выставлять ее на всеобщее обозрение. Но его запрет вскоре был проигнорирован, картина появилась в экспозиции, и тут началось…
Зрители не могли долго смотреть на картину, они начинали рыдать, валиться на землю…
Очень мощная и сильная по своему воздействию, эта картина действительно способна свести с ума. При долгом рассмотрении, особенно если смотреть в глаза обезумевшего царя, картина вызывает гнетущие чувства. Она несет очень мощный эмоциональный заряд, и, возможно, люди с неуравновешенным сознанием под ее влиянием сами теряют разум…
И.Репин. Фрагмент картины
Вот и директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, комментируя случившееся, сказала: «Это ужасный шок для всех, не только для Третьяковки, поскольку этот замечательный шедевр принадлежит всем. У него кармическая судьба – все люди неуравновешенные как-то реагируют на нее. Произошедшее – мощный сигнал, к которому надо прислушаться, переработать и сделать выводы».
Это уже не первое нападение на картину. В 1913 году двадцатилетний иконописец Абрам Балашов с криками «Хватит крови!» три раза полоснул по ней ножом, серьезно повредив лица царя и царевича.
Его связали и, признав невменяемым, отправили в психиатрическую больницу. Это событие трагическим образом отразилось на бессменном хранителе галереи художнике Егоре Хруслове. Прекрасный, всеми любимый человек, он не смог перенести случившегося и бросился под поезд.
Спустя некоторое время страсти вокруг этой картины поутихли, и она относительно спокойно висела в Третьяковской галерее. До 25 мая 2018… Теперь еще один наш соотечественник удостоился позорных «лавров Герострата».
Случаи нападения вандалов на мировые шедевры случаются не так уж и редко.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Не раз подвергалась порче знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В XX веке в нее бросали камень, распыляли краску. Сейчас она находится под защитой пуленепробиваемого стекла.
«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи
Пострадала и еще одна картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», в которую вандал выстрелил из обреза.
«Давид» Микеланджело
У статуи «Давида» работы Микеланджело посетитель, пронеся в музей молоток, отбил несколько пальцев на ноге.
«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса
Досталось и картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». В 1914 году на выставке, проходящей в Лондоне, одна из посетительниц умудрилась нанести картине несколько ударов топором. Ей не понравилось, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру», и она решила ее уничтожить.
Так выглядела испорченная картина
Пережила три покушения и картина Рембрандта «Ночной дозор».
«Ночной дозор» Рембрандта
Ее пытались порезать ножом, обливали серной кислотой. Помогли спасти картину толстые слои краски и лака на ней, а также оперативность охранников.
«Федра» Сая Твомбли
Что же касается картины художника-абстракциониста Сая Твомбли «Федра», то она пострадала от избытка любви. Девушка-художница из Камбоджи, восхищенная картиной, поцеловала ее, не подумав о помаде на своих губах. След от ее поцелуя реставраторы так и не смогли окончательно вывести, хотя и перепробовали более 30 различных средств по выведению пятен. В итоге художнице пришлось заплатить за свою выходку полторы тысячи евро.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)