Если верить многочисленным статьям в СМИ, летние каникулы оказывают значительное негативное влияние на уровень знаний и навыков учеников. Например, в 2018 году газета The Economist опубликовала материал под заголовком: «Долгие летние каникулы вредны для детей, особенно из беднейших слоев общества». Этот заголовок довольно типичен для статей, посвященных проблеме потери знаний в летний период. Лето стали рассматривать как время, когда дети фактически теряют знания, эквивалентные месяцу, а то и полутора, школьной учебы.
На протяжении 2018 года в американских СМИ появилось около 50 тысяч публикаций о летнем обучении, подобных упомянутой статье в Economist. Этот поток сообщений влияет и на политику. Законодатели в Америке в 2017 году представили на уровне штатов 293 законопроекта, связанных с летними обучающими программами. Эти документы касались летнего обучения по нескольким направлениям – от отклоненного законопроекта штата Мэн об учреждении фонда «Летний успех» до калифорнийского законопроекта, предусматривающего перенаправление до 30 процентов средств, выделенных на дошкольные и внеклассные программы, на летнее обучение. Несмотря на кажущийся консенсус по вопросу о вреде длительного летнего отдыха, отчет группы исследователей из Брукингского института, опубликованный в 2017 году, показал, что результаты исследований, касающиеся летнего обучения, на самом деле довольно неоднозначные. Другой обзор научных исследований, проведенный в 2018 году, обнаружил свидетельства потери знаний за летний период учениками 2-9 классов, но результаты сильно различаются от одного исследования к другому. Это привело к тому, что некоторые специалисты, в том числе и Абель Кури, стали подвергать сомнению сам факт потери знаний за лето. Используя текущие репрезентативные данные, он попытался определить, насколько серьезной является эта проблема. Кури сосредоточился на учениках начальной школы, и вот что ему удалось выяснить.
Большинство детей вообще не подвергаются негативному воздействию каникул
Исследование на основе федеральных статистических данных позволяет предположить, что проблема потери знаний в летний период сильно преувеличена. В частности, лишь 7 процентов учащихся теряют знания, эквивалентные 1 месяцу обучения, по чтению и 9 процентов – по математике, за лето между детским садом и первым классом школы. За лето после первого класса эти показатели увеличиваются до 15 процентов в чтении и 18 – в математике. Это говорит о том, что подавляющее большинство детей вообще не теряют знаний и навыков в течение летних каникул. Фактически, исследование Кури показало, что большинство детей, напротив, приобретают новые знания и навыки в течение каникул, или как минимум сохраняют уже имеющиеся.
Потеря знаний не является долгосрочной
Кури очень интересовал вопрос, сохраняется ли в дальнейшем отставание учеников, у которых произошла потеря знаний и навыков, от своих одноклассников. Ему удалось выяснить, что к концу четвертого класса различия между теми, кто терял знания за лето, и теми, кто приобретал новые, практически стираются. Например, два года спустя средний балл у этих двух категорий учеников отличался всего на 0,04 балла по математике и 0,12 балла по чтению.
Наиболее значительная потеря знаний наблюдается у самых сильных учеников
Кури пытался также выяснить, какие характеристики учеников и фоновые факторы связаны с потерей знаний в летний период. Первоначально его гипотеза заключалась в том, что дети с более слабыми знаниями и навыками с большей вероятностью потеряют их в течение каникул. Но, как это ни удивительно, она оказалась полностью ошибочной. На самом деле, наиболее заметные потери знаний и навыков наблюдались у учеников с самыми высокими показателями по чтению и математике.
Домашняя работа «на лето» не так важна, как принято считать
Логично было бы предположить, пишет Кури, что ученики, которые занимаются математикой, письмом или чтением в летние месяцы, покажут лучшие знания в начале учебного года. Но оказалось, что это предположение тоже не подтвердилось. Так, по его данным, 78 процентов родителей учеников, которые прибавили в знаниях за лето, и 79 процентов родителей тех, кто отстал, регулярно читали книги своим детям, а примерно половина детей регулярно практиковались в письме. Единственное исключение состоит в том, что дети, которые читают самостоятельно, с меньшей вероятностью демонстрируют отставание в чтении между первым и вторым классом. Этот вывод основан на исследовании, которое показало, что 71,44 процента родителей «отличников» сообщили, что их ребенок регулярно читает самостоятельно, по сравнению с 67,81 процента родителей «отстающих».
Пусть дети играют
Все вышесказанное не означает, что летние каникулы не связаны с риском для детей, потому что, увы, такой риск есть. Но, по мнению автора исследования, если говорить об угрозах, которые представляет лето для ребенка, потеря знаний является далеко не самой серьезной из них. Скорее есть причины для тревоги в связи с тем, что за лето значительная часть детей набирают больше веса, чем в течение всего учебного года. В заключение Кури пишет: «Я не хочу ссориться с родителями и педагогами, которые требуют, чтобы дети читали книги или изучали математику в течение лета и таким образом сохраняли полученные знания и навыки. Но давайте позаботимся и о том, чтобы они выходили из дома и играли, поскольку сохранение физической формы не мене важно».
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)