обо всем

Штрафбаты в небе: почему об этих эскадрильях так мало известно



Штрафные батальоны всегда стояли особняком в советских войсках. Тех, кто туда попадал, сравнивали практически с заключенными, не жалели в бою и старались не упоминать лишний раз. Однако именно штрафбаты нередко выполняли одни из самых сложных заданий на фронте. Особенно это казалось летчиков, ведь штрафные эскадрильи также существовали. И поэтому кажется несправедливым, что их вклад не просто недооценен, но и многими считается попросту несуществующим.


Штрафбаты взмывают в небо. /Фото: timesofisrael.com


На самом деле, в вопросе существования и деятельность штрафных подразделений авиации и сегодня остается немало вопросов. В советский период о них предпочитали вообще не упоминать, и поэтому в какой-то момент появлялось все больше исследователей, уверенных в том, что такие эскадрильи вообще не существовали. Лишь чуть больше пятнадцати лет назад у историков появилась возможность документально подтвердить наличие в Красной армии «штрафников» среди летчиков. Оказалось, что все материалы по их деятельности были строго засекречены, и только в 2004 году с части документов гриф был снят.

Имеющаяся информация по-прежнему неполная, однако общую картину появления и деятельности штрафных эскадрилий во время Великой отечественной войны составить возможно. Штрафники среди летчиков официально появились в 1942 году после приказа Верховной Ставки №227 от 4 августа 1942 года, который вошел в историю как: «Ни шагу назад». Как гласила директива №170549 говорилось: «Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части летного состава».


Долгие годы умалчивалось, что и среди храбрых летчиков были те, кто нарушал правила. /Фото: artchive.ru


Под обвинения попадали, прежде всего, летчики, которые, по мнению командования, оказывались трусами. Следующими в списке становились те, кому можно было вменить халатное отношение к военной технике. Справедливости ради, следует сказать, что периодические поломки самолетов, которые на первом этапе войны были нередким явлением, были следствием не столько нерадивости летчиков, сколько общей ситуацией в состоянии техники: собирали ее быстро, но не всегда качественно, а ремонтные бригады зачастую были недостаточно оснащены запчастями. Да и сами пилоты, многие из которых прошли обучение на уровне «взлёт-посадка» имели недостаточно опыта для качественного ремонта своих машин.


В начале войны у летчиков было немало проблем. /Фото: proza.ru


Вот только командование эти проблемы волновали мало, поэтому провинившиеся среди летного состава находились практически всегда. Причем судьба их складывалась по-разному: за уклонение от боя или нарушение дисциплины чаще всего попадали в штрафные эскадрильи.

Те же, кто совершал более тяжкие проступки или они были систематическими, в буквальном смысле слова «спускались на землю»: их также отправляли в штрафбаты, но пехотные. Но такая практика осталась малораспространенной – все-таки, использовать опытных пилотов на земле в условиях крупномасштабных боевых действий было бы абсолютно нерационально.


Судьба штрафников могла быть разной. /Фото: russian7.ru


Срок службы в штрафной эскадрилье также отличался. Так, если в пехотном штрафбате проводили в среднем три месяца или покидали ее после полученного ранения, то летчики задерживались в таких батальонах до совершения установленного количества вылетов.

Основной задачей штрафников в небе было сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, прикрытие пехотинцев, и, собственно, воздушные бои с немцами.


Штрафные эскадрильи воевали наравне со всеми. /Фото: poletim.net


Учет сбитых вражеских и своих самолетов в РККА вели с особой тщательностью. Если в люфтваффе летчику достаточно было просто доложить о потерях, и эту информацию должны подтвердить свидетели, то в Красной армии этим вопросом занимались строже. Доклады пилотов и других очевидцев зачастую не учитывались вообще – требовалось подтверждении факта падения вражеского самолета с земли. Поэтому точно подсчитать число сбитой немецкой авиации штрафными эскадрильями не представляется возможным. Равно как и получить реальные цифры о потерях среди самих штрафников.


Реальный вклад летчиков-штрафников практически невозможно подсчитать. /Фото: russian7.ru


Несмотря на то, что с момента победы в Великой отечественной войне прошло практически семьдесят пять лет, многие ее страницы все еще полны белыми пятнами. Едва ли не больше всего таких пробелом в истории службы штрафных батальонов, в том числе в авиации. Ведь информацию о них стали рассекречивать сравнительно недавно и в малом объеме. А это значит, что на сегодняшний день их вклад в великую победу остается недооцененным.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Источник: Штрафбаты в небе: почему об этих эскадрильях так мало известно
Автор:
Теги: маленький небо Почему Instagram август

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
И кто поймет этих мужиков?
И кто поймет этих мужиков?
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:16 06 сен 2024
Секреты микроволновки о которых мало кто знает
Секреты микроволновки о которых мало кто знает
10
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:55 19 окт 2020
5 знаменитых женщин, о мужьях которых мало известно
5 знаменитых женщин, о мужьях которых мало известно
1
Человек познаёт мир 10:30 29 июл 2023
Родственные узы известных личностей, о которых мало кто догадывается
Родственные узы известных личностей, о которых мало кто догадывается
4
Интересный мир 22:45 10 май 2023
Китайцы называют 5 причин, почему россиян так мало
Китайцы называют 5 причин, почему россиян так мало
28
Здесь только хорошие новости! 17:00 20 ноя 2021
18 редких пород домашних кошек, о которых мало кто знает (а они тоже красавцы и мрмрмр)
18 редких пород домашних кошек, о которых мало кто знает (а они тоже красавцы и мрмрмр)
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:23 27 май 2024
Дерзкие секс-символы перестройки. Почему вся страна была в восторге от этих девчонок?
Дерзкие секс-символы перестройки. Почему вся страна была в восторге от этих девчонок?
16
Живи правильно 09:00 18 фев 2021
Утро мужчины должно начинаться с этих смс
Утро мужчины должно начинаться с этих смс
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:39 26 фев 2024
От этих маленьких ВАЖНЫХ вещей становится светло на душе
От этих маленьких ВАЖНЫХ вещей становится светло на душе
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 23:08 17 авг 2023
Почему же он не женится?
Почему же он не женится?
51
Женский развлекательный и поучительный сайт. 11:35 08 май 2020
9 фактов о самураях, которые имеют мало общего с киношными образами
9 фактов о самураях, которые имеют мало общего с киношными образами
4
Человек познаёт мир 04:30 09 мар 2024
Поколение, которое ничего не хочет: почему зумерам не интересно работать и учиться
Поколение, которое ничего не хочет: почему зумерам не интересно работать и учиться
16
Человек познаёт мир 13:40 07 ноя 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства