обо всем

Разработки, которыми советские военные инженеры напугали американцев

Очевидцы рассказывали, что в день, когда в ЦРУ увидели на проявленных кадрах с пленки самолета-разведчика нечто невероятное, американцы всерьез всполошились. Над Каспийским морем со скоростью не менее 500 км/ч летел огромный самолёт. Тогда это чудо-устройство получило условное имя "Каспийский монстр", а иностранные специалисты безотлагательно начали подобные разработки. Советские экранопланы по праву внесли в разряд самых уникальных и дорогостоящих военных машин того периода.

Что такое экраноплан: между военным кораблем и самолетом


Советские военные инженеры успели создать целую серию особенных транспортных средств, способных эффективно и мгновенно уничтожать вражеские авианосцы. Эти машины получили название экранопланы. По своему устройству они максимально приближены к морским кораблям, использующим для движения воздушную подушку. Только достигался этот эффект не привычным нагнетанием воздуха, а за счет набегающего потока. Достичь таких условий можно на малой высоте над ровной поверхностью, поэтому использовать экранопланы предполагалось именно в морских акваториях. Управление экранопланом было делом непростым даже для самого опытного пилота – специфика немного другая. При этом у экраноплана на фоне современных самолетов и судов имелся ряд преимуществ. Эта машина намного безопаснее аэроплана, потому как в случае неисправной системы приземлялась на водную гладь даже в штормовых условиях. Скорость экраноплана выше, чем у любого другого судна на воздушной подушке. При этом специфика полета делала экраноплан экономичнее самолета без обязательного наличия оборудованных аэродромов.

Первый конструктор и первые экранопланы


Главный мировой конструктор инновационных машин, кораблестроитель Ростислав Алексеев, мечтал о настоящих полётах и всеми силами воплощал свою мечту в реальность. Его дипломная работа в 1941 году называлась "Глиссер на подводных крыльях". В начале Великой Отечественной он был мастером по выпуску танков, а уже в следующем году ему выделили помещение и персонал для работ по строительству боевых катеров с подводными крыльями. Он убедил всех причастных, что научит катер летать, и ему поверили даже в управлении кораблестроения ВМФ, обеспечив средствами. Разработки тянулись годы, и только в 1957-м на суд научной общественности было представлено судно «Ракета». Так было положено начало скоростному судостроению, а все советские устройства на подводных крыльях того периода были созданы Алексеевым. Экранопланы он начал разрабатывать в 1962-м. По его задумкам, использовать такой корабль можно было одновременно и над водной гладью, и на высоте до 7000 метров.

Каспийский «Лунь» - один из самых уникальных военных кораблей


Первый полет своего детища Алексеев не застал. В 1980 году, в ходе испытаний пассажирского экранолёта, он был серьезно травмирован. Перенеся несколько операций, он так и не восстановился, отойдя в мир иной. На тот момент конструкторские работы по экраноплану "Лунь" подходили к концу, дело было за строительством. В 1987-м первый советский экраноплан-ракетоносец выдали на-гора. Эта 73-метровая махина приводилась в движение 8 турбореактивными двигателями, позволяя развивать скорость до 500 км/ч. «Лунь» был оснащен 6 крылатыми ракетами, уже одна из которых при точном попадании могла затопить любое судно. Этот корабль использовал экранный эффект – дополнительная подъемная сила, возникающая при полетах на малых высотах над ровной поверхностью. При этом испытания показали, что даже при условии 5-метровых волн экраноплан в состоянии совершать взлет и посадку. Ввиду успешности разработок и родился конкретный проект – огромный авианесущий корабль. Этот тип экраноплана должен был стать авиаматкой для самолетов. Авианосцы того времени были не особо скоростными, поэтому новая машина решала проблему, обеспечивая оперативную доставку авиагрупп в любую точку мирового океана. «Лунь» мог одним только залпом ликвидировать авианосную группировку американцев. По ударной силе его можно сопоставить с полновесным ракетным эсминцем, только двигался он в десятки раз быстрее. Первый полет гигантского экраноплана осуществлен над Каспийским морем в 1985 году. Сегодня "Лунь" списан и пылится в доке на территории одного из каспийских заводов.

Надежда десантников – экраноплан «Орлёнок»


Параллельно с разработками экраноплана «Лунь» создавался корабль несколько иной специфики. Конструкторское бюро Ростислава Алексеева еще в 70-х годах получило заказ на строительство военно-десантного экраноплана, и осенью 1979-го первый в мире десантный экраноплан под названием "Орлёнок" был включен в состав военно-морского флота как самостоятельная боевая единица. Ему присвоили отдельный штатный номер, как малому десантному экраноплану. «Орленок» водоизмещением в 122 т разгонялся минимум до 200 узлов и перевозил две сотни десантников в полном боевом снаряжении либо до 30 т грузов. Малый экраноплан готовили для переброски морских военных на расстояния до полутора тысяч километров с возможным взлетом до 3 тысяч метров над уровнем моря. Погрузка десанта и техники осуществлялась через откидную носовую часть. При этом малый экраноплан с легкостью преодолевал противодесантные заграждения и мины, губившие обычные корабли, а малая высота его полета делала «Орленок» практически незаметным для вражеских радаров и наблюдателей. В 1974-м у взлетавшего предсерийного экземпляра оторвалась корма с маршевым двигателем. Видимо сказались необнаруженные вовремя трещины в корпусе. Однако конструкция корабля оказалась надежной, и «Орленок» не только не затонул, но и добрался до берега. После этой аварии был заменен материал корпуса, и «Орленок» направился на серийное производство. В планах был выпуск 120 таких кораблей, но успели выпустить лишь 5. После смерти министра Устинова верх взяла программа развития атомного подводного флота. «Орлят» списали, а один их хорошо сохранившихся экземпляров отбуксировали в столичный музей МВФ.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:





Источник: Разработки, которыми советские военные инженеры напугали американцев
Автор:
Теги: инженер Разработка 1962 авария Авианосец

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Салат Чайка за 5 минут, которым гордились советские рестораны.
Салат Чайка за 5 минут, которым гордились советские рестораны.
0
Застолье 00:01 10 ноя 2024
Какие проверенные способы сэкономить знали советские хозяйки
Какие проверенные способы сэкономить знали советские хозяйки
1
Человек познаёт мир 07:30 18 окт 2024
Какие советские женские имена снова входят в моду?
Какие советские женские имена снова входят в моду?
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:44 03 окт 2024
Советские вещи, которые до сих пор актуальны
Советские вещи, которые до сих пор актуальны
4
Человек познаёт мир 07:58 25 сен 2024
Русские и израильские женщины-военные. Разочаровывающая разница
Русские и израильские женщины-военные. Разочаровывающая разница
28
Живи правильно 06:01 26 фев 2016
Мужские манипуляции: фразы, которыми жёстко манипулируют мужчины
Мужские манипуляции: фразы, которыми жёстко манипулируют мужчины
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:55 01 окт 2023
Лайфхаки, с которыми стирка превратится в удовольствие
Лайфхаки, с которыми стирка превратится в удовольствие
2
Человек познаёт мир 09:49 15 авг 2024
Знаменитые советские артисты, которые прошли войну
Знаменитые советские артисты, которые прошли войну
3
Интересный мир 07:29 13 май 2024
Инженеры Disney запитали беспроводной энергией целую комнату
Инженеры Disney запитали беспроводной энергией целую комнату
0
Новости высоких технологий 13:30 21 фев 2017
Есть люди, с которыми не надо начинать отношений
Есть люди, с которыми не надо начинать отношений
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:40 08 дек 2023
В Польше есть люди, которые изображают из себя американцев
В Польше есть люди, которые изображают из себя американцев
6
Артобоз 00:07 01 июн 2022
Женщины, с которыми лучше не связываться. К гадалке не ходи
Женщины, с которыми лучше не связываться. К гадалке не ходи
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 25 авг 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства