обо всем

Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин



Советский агитационный фарфор теперь – коллекционная ценность, а когда-то он служил средством пропаганды. Ленин среди живописных цветов, громкие лозунги, серп и молот, вплетенные в традиционные узоры русского фарфора… Самым ярким из мастеров этого направления по праву считается Сергей Чехонин. Только начинал он свой творческий путь с эстетского «буржуазного» искусства, а закончил побегом из Советского Союза…


Художественный шрифт, разработанный Сергеем Чехониным.


 

Художник родился в 1878 году в Новгородской области. Отец его был паровозным машинистом, и Сергей Чехонин с юности трудился, не покладая рук – конторщиком, чертежником, кассиром… Однако по-настоящему тянуло его к искусству. Простой интерес быстро перерос в самую настоящую страсть, и вот уже восемнадцатилетний Сергей Чехонин отправляется в Петербург – в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Затем ему довелось поучиться в художественных мастерских княгини Тенишевой, оказывающей поддержку и молодым, и уже состоявшимся художникам. В дальнейшем Чехонин работал как керамист. Он немало времени провел в усадьбе Талашкино под покровительством все той же Тенишевой, где оставили свой след многие представители русского модерна, и в знаменитых мастерских Мамонтова в Абрамцево. В качестве художника-керамиста Чехонин приложил руку к созданию ряда произведений монументального искусства, работал над майоликовыми панно гостиницы «Метрополь», изразцами и росписями церкви Феодоровской Божьей Матери и Юсуповского дворца.


Книжная иллюстрация Сергея Чехонина.


 

В эти годы он сблизился с представителями художественного объединения «Мир искусства», настоящими эстетами, большими поклонниками ампира, рококо и Бердслея, и вплотную начал заниматься книжной графикой.


Книги, оформленные Сергеем Чехониным.


 

У него уже был некоторый опыт в области графического искусства. В 1910-х он увлекся политической карикатурой, но ненадолго. Его интересовали скорее декоративные, чисто эстетические возможности книжной графики, эксперименты со шрифтом, орнаментом, ритмом и цветом. В сущности, Чехонин был одним из первых графических дизайнеров в России. Он оформлял всю книгу целиком, от и до – обложку и иллюстрации, колонцифры и экслибрисы… Лучшие столичные издательства наперебой приглашали молодого художница работать над оформлением книг классиков и современников. Сам Иван Билибин, вознесший искусство иллюстрации на недосягаемую высоту, утверждал, что Сергей Чехонин значительно превосходит его как художник-график.

 


Иллюстрация Сергея Чехонина и блюдо с аналогичным рисунком.


 

Немногие представители «Мира искусства» спокойно приняли те тревожные перемены, которые принесла с собой Октябрьская революция. Увлеченные стариной, эти утонченные мечтатели стремились скорее отречься от суровой реальности, спрятаться от нее среди виньеток и изысканных стихов, но Чехонин был не таков. Он и до революции прекрасно осознавал, что художник не должен ограничиваться только живописью и графикой, и был в числе тех людей искусства, кто, фигурально выражаясь, «пошел на завод». Он руководил несколькими ремесленными мастерскими в Ростове Великом и Торжке – и, как считают исследователи, сильно поспособствовал сохранению местных промыслов. После революции 1917 года Чехонин еще активнее занялся декоративно-прикладным искусством – теперь уже с социалистическим оттенком, что вызвало сомнения и даже некоторую неприязнь со стороны его бывших коллег-мирискусников. Он придумывал герб РСФСР и печать Совнаркома, рисовал эскизы для создания советских денежных купюр и монет… Уверенной рукой он вывел шрифт, который затем использовался почти повсеместно – в транспарантах, лозунгах, печати… И, наконец, в 1918 году он занял должность художественного руководителя Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде).


Эскиз блюда с надписью РСФСР.


 

Почти десять лет он отдал этому предприятию, не переставая заниматься и другими проектами – обложками книг, иллюстрациями, театральным плакатом. Именно Сергею Чехонину принадлежали первые эскизы советского агитационного фарфора, и именно на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде они перестали быть просто рисунками на бумаге.


Тарелки с социалистическим лозунгом - царству рабочих и крестьян не будет конца.


 


Фарфор с советской символикой.


 

На изысканном белом фарфоре, в окружении искусных орнаментов, среди цветов и лент, прорастали, словно первые ростки новой, советской России, смелые лозунги - «Благословен труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки – служить людям», «Ум не терпит неволи»…


Агитационный фарфор с лозунгами и цветами.


 


Фарфор Сергея Чехонина.


 

Считалось, что такая посуда, выглядевшая почти привычно, как нельзя лучше передает советские идеи даже самым неграмотным и несознательным членам общества. Бытие определяет сознание – а значит, бытие нужно наполнить такими образами, которые будут близки и понятны каждому, но в то же время подспудно сформируют мышление нового советского человека. Кроме того, Сергей Чехонин привнес некоторые новшества и в технологию производства фарфора.


Тарелки с серпом и молотом.


 

В 1928 году он покинул родину. Навсегда.
Несмотря на свой энтузиазм и активную работу во благо советской промышленности, художник понимал, что свободные годы подходят к концу, и над творческими людьми сгущаются тучи жестокой цензуры. А работать по указке он не мог. Как и его товарищ по объединению «Мир искусства», К.А. Сомов, Чехонин вызвался организовать зарубежную выставку советского искусства – и не вернулся. Во Франции он активно занимался творчеством, много работал для театра, увлекся дизайном текстиля и даже изобрел новый способ многоцветной печати. Все еще тревожась о судьбе своей страны, он сначала предложил чертежи советскому легпрому – но ему ответили отказом. Художник умер от инфаркта в тот год, когда его изобретение все-таки начали использовать – правда, не в СССР, а в Германии. В Советском Союзе его имя было надолго забыто, а о книжной и театральной графике Чехонина в России и теперь знают почти исключительно искусствоведы. Фарфор же по его эскизам хранится в музеях по всему миру, за блюдцами и чашками с советским гербом среди цветов охотятся коллекционеры, а «революционный» шрифт прочно вошел в историю социалистической пропаганды.

Текст: Софья Егорова.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Источник: Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин
Автор:
Теги: Почему создатель ссср фарфор 1910

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему в СССР женщинам запрещали носить брюки на работе
Почему в СССР женщинам запрещали носить брюки на работе
5
Человек познаёт мир 21:01 26 ноя 2024
Нижнее платье: зачем женщины в СССР носили комбинации
Нижнее платье: зачем женщины в СССР носили комбинации
3
Человек познаёт мир 13:20 01 дек 2024
Почему Сергей Шакуров заставил молодую жену сделать 9 абортов
Почему Сергей Шакуров заставил молодую жену сделать 9 абортов
18
Интересный мир 22:18 01 янв 2023
Как брачный аферист в СССР смог обмануть более 70 женщин, и Почему они просили суд помиловать его
Как брачный аферист в СССР смог обмануть более 70 женщин, и Почему они просили суд помиловать его
5
Человек познаёт мир 13:30 16 фев 2024
Почему в СССР женщины так быстро старели?
Почему в СССР женщины так быстро старели?
105
Здесь только хорошие новости! 06:13 18 июл 2018
Почему Сергей Лемох отказался помогать дочери-алкоголичке и маленькой внучке
Почему Сергей Лемох отказался помогать дочери-алкоголичке и маленькой внучке
2
Интересный мир 09:40 15 май 2023
Почему Сергей Лемох не общается с детьми и внуками
Почему Сергей Лемох не общается с детьми и внуками
2
Интересный мир 10:15 19 фев 2024
То, что кричал мальчик, когда бежал за родителями — просто умора!
То, что кричал мальчик, когда бежал за родителями — просто умора!
5
Интересный мир 10:05 11 июн 2017
Почему Сергей Филиппов отказался от единственного сына, а умер в одиночестве и лохмотьях
Почему Сергей Филиппов отказался от единственного сына, а умер в одиночестве и лохмотьях
10
Интересный мир 18:44 09 авг 2023
Почему в СССР презерватив назывался именно «изделием №2»
Почему в СССР презерватив назывался именно «изделием №2»
2
Человек познаёт мир 12:30 25 окт 2023
Настоящее безумие: какие прически носили женщины в СССР
Настоящее безумие: какие прически носили женщины в СССР
1
Человек познаёт мир 12:20 28 ноя 2024
Совсем не украинка! - Настоящее имя и национальность Миллы Йовович и почему ее родители бежали из Югославии и СССР
Совсем не украинка! - Настоящее имя и национальность Миллы Йовович и почему ее родители бежали из Югославии и СССР
10
Все о звездах шоубизнеса 10:45 05 окт 2019

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства