Абашевская игрушка
Эти свистульки в виде фантастических животных с длинной шеей и, как правило, многоярусными рогами не похожи ни на что другое. Промысел зародился в середине позапрошлого века в деревне Абашево Пензенской губернии, жители которой зарабатывали изготовлением глиняной посуды. Среди сельских мастеров абашевской игрушки было немало староверов, и считается, что многоступенчатые рога, традиционно встречающиеся в мотивах мастеров, символизируют лестницу к Богу. Секреты изготовления таких фигурок обычно передавались из поколения в поколение. Сейчас этот промысел не так распространен, как раньше.
Финифть
Роспись по белой эмали, называемая «финифть», в старые времена часто использовалась при изготовлении ювелирных украшений. Это довольно старый промысел, зародившийся около 400 лет назад под Вологдой и получивший свое развитие в Ростове Великом. Поначалу мастера изображали на изделиях миниатюрные иконы, но в дальнейшем стали появляться и природные мотивы (цветы, птички и т.п.).
Мастера по изготовлению финифти (так в старину на Руси называли эмаль) до сих пор работают и в Вологде, и в Ростове, а подобные изделия можно встретить в продажи в сувенирных лавках.
Костромская скань
Очень интересная ювелирная техника под названием «скань» представляет собой «плетение» узоров из тончайших металлических нитей. На Руси она была известна еще с IX века. Обычно для изготовления изделий (а это могут быть и фигурки людей, и подстаканники, и ювелирные украшения) мастера используют чистые пластичные металлы — золото, медь, серебро. Существует два вида скани – ажурная (для изящных ювелирных изделий) и напаянная на готовую основу (для украшения бытовых предметов – подносов, ваз и т.д.). Самые известные мастера этого промысла жили в селе Красное Костромской губернии. До сих пор там существует фабрика, выпускающая изделия из разных видов металлов с применением техники скани.
Томская береста
Такой вид промысла, как плетение из бересты, изначально был распространен среди северных мастеров – Вологодских, Новгородских и Архангельских. Однако в конце XVIII столетия уроженцы Архангельской губернии, переселившиеся в Томскую область, стали родоначальниками искусства создавать очень оригинальные и узнаваемые изделия из тисненой и резной бересты. Тиснение делают вручную при помощи штамповки, также используется прорезная береста. В качестве орнамента, как правило, изображаются веточки, листики, цветочки.
Богородская игрушка
Этот вид промысла возник, как понятно из названия, в селе Богородское. Расположено оно в Московской области, и даже на его гербе запечатлены деревянные фигурки – мужик и медведь. Первые такие игрушки в селе начали делать ориентировочно во второй половине XVIII века, а окончательно сформировался этот промысел к началу XIX столетия. Самые частые герои, изображаемые мастерами богородской игрушки – мужик (чаще всего с топором) и мишка. Встречаются и животные – белки, зайцы, курицы, петухи. Такие игрушки обычно вырезают из мягких пород дерева. У богородской игрушки есть две характерные особенности: во-первых, ее обычно не окрашивают, а во-вторых, в своем классическом варианте она подвижная. Если потянуть за веревочку, привязанную к игрушке, персонаж начинает делать равномерные движения. Всем известный пример такой игрушки – курочки, которые клюют зерно, или лесоруб, который то поднимает, то опускает свой топор.
Мезенская роспись
Это очень старый вид художественного промысла северных мастеров. Искусство зародилось у берегов реки Мезени. Фигуры (в основном это лошади и олени) изображаются схематично, путем нанесения черточек, крестиков, коротких завитков и т.п.. При этом обычно использованы два цвета – красный и черный. Такой росписью мастера чаще всего украшали предметы обихода. Промысел был распространен на рубеже XIX -XX веков, но после революции практически сошел на нет и был возрождён только в 1960-х годах.
Борецкая роспись
Этот вид росписи, возникший в городке Борок Шенкурсвого уезда, существует не одну сотню лет. До сих пор в этих краях есть талантливые художники, получившие секреты мастерства от отцов и дедов. Орнамент росписи состоит их треугольников, ромбов, завитков, кружков, а цвета обычно используются разнообразные – коричневый, красный, зеленый, желтый, реже – синий.
Шемогодская резьба
Шемогодская резьба, или, как ее еще называют «берестяное кружево» представляет собой технику сквозной прорези и тиснения по бересте. Наибольшее развитие этот промысел получил в XVIII веке благодаря искусству мастеров Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Чаше всего такой резьбой украшали шкатулки, туески, сундучки. При выполнении узора, как правило, соблюдается строгая симметрия. До сих пор такие изделия можно встретить в продаже в сувенирных лавках Великого Устюга и Вологодской области в целом.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)