обо всем

Московское метро, ставшее для многих домом во время войны

Когда летом 1941-го над Москвой впервые загрохотали вражеские самолеты, для жителей столицы началась совсем другая жизнь. Но очень скоро люди привыкли к словосочетанию «воздушная тревога» и метро стало для многих вторым домом. Здесь показывали кино, работали библиотеки и творческие кружки для детей. А вместе тем метростроевцы продолжали прокладывать новые тоннели и готовились к химической атаке. Такой была подземка в начале 1940-х…





Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 г. /Фото: Маргарет Бурк-Уайт

Первые авианалеты


В принципе, к началу войны метрополитен был подготовлен к тому, чтобы принять население, и уже в первые налеты многие платформы и тоннели заработали как бомбоубежища. Во время первого налета, в ночь на 22.07, в подземке укрылись полмиллиона москвичей.

Однако, конечно же, поначалу не обошлось без ЧП. Где-то станцию открыли не вовремя, где-то люди не смогли получить информацию о входах в убежище. А в районе «Арбатской» после сброса фугасной бомбы население в панике побежало на станцию, люди стали падать, и в результате 46 человек на лестнице оказались задавлены насмерть.



Такой была схема метро к началу войны. (Дата составления – март 1940 года). /Фото:nastroy.info

Но в последующие дни удалось быстро переоборудовать тоннели метро третьей очереди под бомбоубежища и сделать входы. Рабочие трудились по 2-3 смены подряд. На улицах появились информационные указатели, сотни метростроевцев следили за порядком и информировали прохожих.



В первый день во время авианалета метрополитен принял полмиллиона горожан. /Фото: moscovery.com

Поначалу люди жаловались на жуткую духоту. Пришлось усилить вентиляцию и организовать постоянную подачу в строящиеся тоннели сжатого воздуха, а также бесперебойно откачивать воду. На всякий случай было предусмотрено резервное электропитание и освещение. А к сентябрю были разработаны специальные правила пользования метро как бомбоубежищем.



Станция метро во время воздушной тревоги. /Фото:fotostrana.ru

Метро хотели уничтожить


Октябрь и ноябрь 1941-го стали для Москвы самыми тяжелыми: очень велика была опасность того, что враг войдет в город. В районе Можайской оборонительной линии положение было настолько неблагополучным, что 15 октября ГК Обороны издал постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», подписанное Сталиным. Там упоминалось, что в случае появления врага у ворот Москвы НКВД должно было «произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию)».

Метро тут же закрыли и стали готовить к возможному уничтожению. Ночью начались предварительные работы, и утром 16-го метрополитен не открылся для пассажиров. Однако уже вечером решение об уничтожении подземки было отменено.

Подземка в ноябре 1941-го

Приближалась важная для советских людей дата – 7 ноября, и было решено, вопреки тяжелому положению, отметить ее в Москве максимально торжественно. Накануне парада станция метро «Маяковская» превратилась в шикарный зал. Здесь провели заседание Моссовета и концерт. Присутствовавший на этом действе начальник объекта позже вспоминал, что его станция в тот день имела вид театра: были установлены сцена с микрофоном и репродукторами, зрительские места и, помимо обычного освещения, горели яркие прожектора. На одном из путей стоял поезд, оборудованный под буфет.

Сталин приехал на «Маяковскую» в электропоезде. Когда он прошел на сцену и начал доклад, многие зрители, уже не первый месяц удрученные тревожными вестями с фронта, смотрели на него, не отрываясь, и стояла гробовая тишина, ну а когда он закончил свою оптимистичную речь, начались бурные овации. Впрочем, многие из зрителей заметили, что вождь сильно похудел…



Выступление Сталина в метро 6 ноября 1941 года./Фото: fotocdn.net

К этому времени москвичи уже привыкли к авианалетам. Согласно официальной статистике, в ноябре во время воздушных тревог в метро укрывалось до 30 тысяч человек вместо предполагаемых 350 тысяч. Городские власти были очень обеспокоены тем, что многие москвичи гибли по причине своей беспечности: услышав сигнал воздушной тревоги, они оставались дома. В некоторые дни случалось по 5-6 воздушных тревог, и люди просто устали бояться. Более того, в очередях за продуктами у женщин было негласное правило: если во время авианалета кто-то покидал очередь и возвращался после того, как угроза стихала, «беглеца» обратно не пускали. Считалось, что человек струсил и не проявил солидарности с оставшимися.

Между тем на тот момент метрополитен мог принять одновременно до 2 млн. человек, и населению постоянно твердили о необходимости уходить в метро на всю ночь.

Ночной подземный город


Движение в метро прекращалось с 22.00 до 8.00, и все это время станции работали в режиме бомбоубежищ. Еще с первых недель войны для спуска людей в тоннели были сделаны удобные лестницы. В подземке поставили тысячи деревянных настилов, а также одноярусных и двухъярусных нар.



На станциях метро висели газеты, в которых писали не только о достижениях, но и публиковали критику. /Фото:rg.ru

В самом метро и возле станций работали медпункты и изоляторы для больных. Под землей были открыты детские комнаты, где с ребятами играли и проводили занятия, а также помещения для молодых мам с малышами, в которых стояли детские кроватки. Конечно же, были в подземке и туалеты.

В метро работали библиотеки, периодически шли концерты и кинопоказы, здесь же москвичам предлагали газеты и журналы. И, конечно же, в подземке постоянно проходили политические лекции.



Бибилиотека в метро. /Фото:pastvu.com

Поскольку не исключалась опасность применения немцами химического оружия, тоннели переделали и под газоубежища. Рабочие установили специальные газонепроницаемые перемычки и герметические двери, а также вентиляторы, которые должны были очищать зараженный воздух. К счастью, эти меры так и не пригодились.



Во время воздушной тревоги… /Фото:userapi.com

Согласно статистике, в 1941 году в метро укрывалось в общей сложности 13,9 млн. граждан, в 1942-м — 303 тысячи. Во время воздушных тревог в метро родились более 200 детей. За медицинской помощью в течение первого года войны обратились 70 тысяч человек. Причем в первый месяц авианалетов почти половина всех жалоб была связана с нервными расстройствами.

Новые станции


Несмотря на то, что метрополитен на время превратился в самый настоящий подземный город, работы по строительству новых станций и прокладке тоннелей продолжались.

В начале войны третья очередь метро была уже закончена, но запустить движение метростроевцы не могли, поскольку не имели эскалаторов. Дело в том, что их производили на ленинградских заводах, а те на тот момент были эвакуированы и еще не начали работу на новых местах. В итоге было решено выпускать их на московских заводах. Столичные рабочие быстро освоили новое дело и взялись за работу с таким энтузиазмом, что за год выпустили вдвое больше лент, чем до войны производили ленинградцы. Позже в московском районе Перово даже открыли эскалаторный завод.



3-й секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская» в 1944 году. /Фото: moscowchronology.ru

В 1943-м метростроевцы запустили участок пути от «Площади Свердлова» (современная «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (в 1956-м ее переименовали в «Автозаводскую»). В том же году были открыты «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в начале 1944-го пустили движение от «Курской» до «Измайловского парка» (теперь – «Партизанская»).



Схема метро в 1945 году. /Фото:rgantd.ru

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



Источник: Московское метро, ставшее для многих домом во время войны
Автор:
Теги: война Время дом метро

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Третьяковская галерея предложит собственные билеты в московское метро
Третьяковская галерея предложит собственные билеты в московское метро
0
Интересный мир 01:10 31 дек 2016
4 истории любви Великой Отечественной войны
4 истории любви Великой Отечественной войны
9
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:32 09 май 2020
Остановка внуковских экспрессов у метро «Саларьево» перенесена
Остановка внуковских экспрессов у метро «Саларьево» перенесена
0
Интересный мир 01:55 05 янв 2017
В каких городах России есть метро: список
В каких городах России есть метро: список
2
Интересный мир 10:45 29 июн 2016
Я вернул долг женщине, которая в течение многих лет опекала меня
Я вернул долг женщине, которая в течение многих лет опекала меня
1
Сайт обо всём и для всех 23:10 10 дек 2023
Полив цветов во время отпуска
Полив цветов во время отпуска
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:31 18 апр 2018
Яжемать в метро: незамутненное хамство или право имеет?
Яжемать в метро: незамутненное хамство или право имеет?
18
Интересности 10:01 04 июн 2019
Проституция во времена Вьетнамской войны в фотографиях
Проституция во времена Вьетнамской войны в фотографиях
2
Жизнь прекрасна 19:00 06 сен 2017
23 факта из 80-летней истории московском метро, многие из которых Вас поразят
23 факта из 80-летней истории московском метро, многие из которых Вас поразят
0
Интересный мир 10:15 07 ноя 2016
Пир во время войны: ночная жизнь Дамаска
Пир во время войны: ночная жизнь Дамаска
0
Жизнь прекрасна 18:30 12 дек 2016
Потрясающий подземный бункер-особняк под обычным домом в Лас-Вегасе, построенный во времена холодной войны
Потрясающий подземный бункер-особняк под обычным домом в Лас-Вегасе, построенный во времена холодной войны
0
Интересный мир 10:25 26 авг 2016
Тестирую московское питание нищеброд-класса
Тестирую московское питание нищеброд-класса
0
Интересный мир 18:51 12 авг 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства