обо всем

Московское метро, ставшее для многих домом во время войны

Когда летом 1941-го над Москвой впервые загрохотали вражеские самолеты, для жителей столицы началась совсем другая жизнь. Но очень скоро люди привыкли к словосочетанию «воздушная тревога» и метро стало для многих вторым домом. Здесь показывали кино, работали библиотеки и творческие кружки для детей. А вместе тем метростроевцы продолжали прокладывать новые тоннели и готовились к химической атаке. Такой была подземка в начале 1940-х…





Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 г. /Фото: Маргарет Бурк-Уайт

Первые авианалеты


В принципе, к началу войны метрополитен был подготовлен к тому, чтобы принять население, и уже в первые налеты многие платформы и тоннели заработали как бомбоубежища. Во время первого налета, в ночь на 22.07, в подземке укрылись полмиллиона москвичей.

Однако, конечно же, поначалу не обошлось без ЧП. Где-то станцию открыли не вовремя, где-то люди не смогли получить информацию о входах в убежище. А в районе «Арбатской» после сброса фугасной бомбы население в панике побежало на станцию, люди стали падать, и в результате 46 человек на лестнице оказались задавлены насмерть.



Такой была схема метро к началу войны. (Дата составления – март 1940 года). /Фото:nastroy.info

Но в последующие дни удалось быстро переоборудовать тоннели метро третьей очереди под бомбоубежища и сделать входы. Рабочие трудились по 2-3 смены подряд. На улицах появились информационные указатели, сотни метростроевцев следили за порядком и информировали прохожих.



В первый день во время авианалета метрополитен принял полмиллиона горожан. /Фото: moscovery.com

Поначалу люди жаловались на жуткую духоту. Пришлось усилить вентиляцию и организовать постоянную подачу в строящиеся тоннели сжатого воздуха, а также бесперебойно откачивать воду. На всякий случай было предусмотрено резервное электропитание и освещение. А к сентябрю были разработаны специальные правила пользования метро как бомбоубежищем.



Станция метро во время воздушной тревоги. /Фото:fotostrana.ru

Метро хотели уничтожить


Октябрь и ноябрь 1941-го стали для Москвы самыми тяжелыми: очень велика была опасность того, что враг войдет в город. В районе Можайской оборонительной линии положение было настолько неблагополучным, что 15 октября ГК Обороны издал постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», подписанное Сталиным. Там упоминалось, что в случае появления врага у ворот Москвы НКВД должно было «произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию)».

Метро тут же закрыли и стали готовить к возможному уничтожению. Ночью начались предварительные работы, и утром 16-го метрополитен не открылся для пассажиров. Однако уже вечером решение об уничтожении подземки было отменено.

Подземка в ноябре 1941-го

Приближалась важная для советских людей дата – 7 ноября, и было решено, вопреки тяжелому положению, отметить ее в Москве максимально торжественно. Накануне парада станция метро «Маяковская» превратилась в шикарный зал. Здесь провели заседание Моссовета и концерт. Присутствовавший на этом действе начальник объекта позже вспоминал, что его станция в тот день имела вид театра: были установлены сцена с микрофоном и репродукторами, зрительские места и, помимо обычного освещения, горели яркие прожектора. На одном из путей стоял поезд, оборудованный под буфет.

Сталин приехал на «Маяковскую» в электропоезде. Когда он прошел на сцену и начал доклад, многие зрители, уже не первый месяц удрученные тревожными вестями с фронта, смотрели на него, не отрываясь, и стояла гробовая тишина, ну а когда он закончил свою оптимистичную речь, начались бурные овации. Впрочем, многие из зрителей заметили, что вождь сильно похудел…



Выступление Сталина в метро 6 ноября 1941 года./Фото: fotocdn.net

К этому времени москвичи уже привыкли к авианалетам. Согласно официальной статистике, в ноябре во время воздушных тревог в метро укрывалось до 30 тысяч человек вместо предполагаемых 350 тысяч. Городские власти были очень обеспокоены тем, что многие москвичи гибли по причине своей беспечности: услышав сигнал воздушной тревоги, они оставались дома. В некоторые дни случалось по 5-6 воздушных тревог, и люди просто устали бояться. Более того, в очередях за продуктами у женщин было негласное правило: если во время авианалета кто-то покидал очередь и возвращался после того, как угроза стихала, «беглеца» обратно не пускали. Считалось, что человек струсил и не проявил солидарности с оставшимися.

Между тем на тот момент метрополитен мог принять одновременно до 2 млн. человек, и населению постоянно твердили о необходимости уходить в метро на всю ночь.

Ночной подземный город


Движение в метро прекращалось с 22.00 до 8.00, и все это время станции работали в режиме бомбоубежищ. Еще с первых недель войны для спуска людей в тоннели были сделаны удобные лестницы. В подземке поставили тысячи деревянных настилов, а также одноярусных и двухъярусных нар.



На станциях метро висели газеты, в которых писали не только о достижениях, но и публиковали критику. /Фото:rg.ru

В самом метро и возле станций работали медпункты и изоляторы для больных. Под землей были открыты детские комнаты, где с ребятами играли и проводили занятия, а также помещения для молодых мам с малышами, в которых стояли детские кроватки. Конечно же, были в подземке и туалеты.

В метро работали библиотеки, периодически шли концерты и кинопоказы, здесь же москвичам предлагали газеты и журналы. И, конечно же, в подземке постоянно проходили политические лекции.



Бибилиотека в метро. /Фото:pastvu.com

Поскольку не исключалась опасность применения немцами химического оружия, тоннели переделали и под газоубежища. Рабочие установили специальные газонепроницаемые перемычки и герметические двери, а также вентиляторы, которые должны были очищать зараженный воздух. К счастью, эти меры так и не пригодились.



Во время воздушной тревоги… /Фото:userapi.com

Согласно статистике, в 1941 году в метро укрывалось в общей сложности 13,9 млн. граждан, в 1942-м — 303 тысячи. Во время воздушных тревог в метро родились более 200 детей. За медицинской помощью в течение первого года войны обратились 70 тысяч человек. Причем в первый месяц авианалетов почти половина всех жалоб была связана с нервными расстройствами.

Новые станции


Несмотря на то, что метрополитен на время превратился в самый настоящий подземный город, работы по строительству новых станций и прокладке тоннелей продолжались.

В начале войны третья очередь метро была уже закончена, но запустить движение метростроевцы не могли, поскольку не имели эскалаторов. Дело в том, что их производили на ленинградских заводах, а те на тот момент были эвакуированы и еще не начали работу на новых местах. В итоге было решено выпускать их на московских заводах. Столичные рабочие быстро освоили новое дело и взялись за работу с таким энтузиазмом, что за год выпустили вдвое больше лент, чем до войны производили ленинградцы. Позже в московском районе Перово даже открыли эскалаторный завод.



3-й секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская» в 1944 году. /Фото: moscowchronology.ru

В 1943-м метростроевцы запустили участок пути от «Площади Свердлова» (современная «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (в 1956-м ее переименовали в «Автозаводскую»). В том же году были открыты «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в начале 1944-го пустили движение от «Курской» до «Измайловского парка» (теперь – «Партизанская»).



Схема метро в 1945 году. /Фото:rgantd.ru

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



Источник: Московское метро, ставшее для многих домом во время войны
Автор:
Теги: война Время дом метро

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему американцы до сих пор хотят проехаться по трассе 66, несмотря на то, что она давно устарела
Почему американцы до сих пор хотят проехаться по трассе 66, несмотря на то, что она давно устарела
1
Человек познаёт мир 16:01 12 ноя 2024
Для чего бомбардировщики сбрасывали пианино во время Второй мировой войны — и это не шутка
Для чего бомбардировщики сбрасывали пианино во время Второй мировой войны — и это не шутка
3
Жизнь прекрасна 13:00 06 ноя 2024
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
5
Человек познаёт мир 13:00 13 ноя 2024
Третьяковская галерея предложит собственные билеты в московское метро
Третьяковская галерея предложит собственные билеты в московское метро
0
Интересный мир 01:10 31 дек 2016
«Индейцы» на тропе войны
«Индейцы» на тропе войны
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:20 14 июл 2022
Почему у многих врачей такой неразборчивый почерк
Почему у многих врачей такой неразборчивый почерк
6
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:16 13 окт 2022
4 истории любви Великой Отечественной войны
4 истории любви Великой Отечественной войны
9
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:32 09 май 2020
В каких городах России есть метро: список
В каких городах России есть метро: список
2
Интересный мир 10:45 29 июн 2016
Яжемать в метро: незамутненное хамство или право имеет?
Яжемать в метро: незамутненное хамство или право имеет?
18
Интересности 10:01 04 июн 2019
Проституция во времена Вьетнамской войны в фотографиях
Проституция во времена Вьетнамской войны в фотографиях
2
Жизнь прекрасна 19:00 06 сен 2017
Новая ветка метро для блондинок — розовая
Новая ветка метро для блондинок — розовая
0
Интересный мир 19:19 25 июн 2016
Полив цветов во время отпуска
Полив цветов во время отпуска
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:31 18 апр 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства