Некоторое время назад в одной статье этого человека кратко охарактеризовали так: «Стив Джобс был творческим гением. Стив Джобс был полным придурком». Спустя семь лет после его смерти, мало кто станет отрицать и то, что этот парень изменил мир, и то, что не всегда с ним было приятно иметь дело.
В своей увлекательной и глубокой статье для журнала Business Insider Дэйв Смит утверждает, что эти два факта связаны между собой. Разбирая биографии и свидетельства от людей, работавших с Джобсом, Смит делает вывод, что босс Apple «использовал сочетание различных манипуляторных тактик для достижения своих целей» и для формирования своей знаменитой харизмы, которую все называли «полем искажения реальности».
Такие приёмчики не всегда выглядят красиво, но зато они эффективны. Именно поэтому всем будет полезно узнать, что делало Джобса таким убедительным. Вот лишь три трюка Джобса из множества.
Быть жестоко честным
Один из первых сотрудников Стива Джобса, ставший впоследствии ведущим мировым инвестором, любит рассказывать историю о том, как он прошёл «IQ тест Стива Джобса».
«Однажды Стив Джобс появился в моём кабинете с неизвестным мне мужчиной. Он даже не подумал представить его мне, вместо этого он спросил: «Что ты думаешь о компании Knoware?» — рассказывает Кавасаки. Имея не очень хорошее мнение об этой компании, Кавасаки высказал всё, что думал об их продукции прямо перед незнакомцем. «А после всей моей критики Джобс сказал: «Я хочу представить тебе генерального директора компании Knoware Арчи МакДжилла».
Для Кавасаки это был более чем неловкий момент, но это показало новенькому сотруднику Apple, что его босс высоко ценит жестокую честность, и не только потому, что это помогает в делах, но и потому, что это устанавливает высокие стандарты, показывает важность работы, заставляет остальных занимать оборонительную позицию и, в целом, помогает воспитать сильных последователей.
«Люди покупались на идеи Джобса, потому что он всегда был убеждён в том, что говорил», — пишет Смит и цитирует вот эти слова Джобса: «Не думаю, что я помыкаю людьми, но если что-то никуда не годиться, я говорю об этом прямо в лицо. Быть честным – моя работа. Я знаю, о чём говорю, и я всегда оказываюсь прав».
Менять мнение, но притворяться, что не менял
Многие блестящие бизнесмены понимают, как важно иногда смириться и, посмотрев на новые доводы, изменить своё мнение, но Джобс пошёл ещё дальше. Когда он менял своё мнение, он претворялся, что это новое мнение всегда было его мнением. Он просто беспардонно выдавал идеи других людей за свои собственные.
В качестве доказательства Смит цитирует бывшего инженера Macintosh Бада Триббла: «То, что он при тебе называет что-либо великолепным или ужасным, не означает, что он и завтра будет думать так же. Обычно твою новую идею он называет глупостью. Но если она действительно ему понравилась, ровно через неделю он придёт и предложит тебе твою же идею, будто бы это он придумал».
Смит заключил, что именно таким образом Джобс постоянно убеждал всех в том, что он всегда прав.
Лесть стратегически важна
Некоторые добропорядочные люди любят спорить, что хороший человек и хороший лидер – практически синонимы, нужно быть честным, скромным, чутким и тому подобное. Джобс не верил в это. Он часто требовал (и сам демонстрировал) жестокую честность от тех, с кем работал и кого ценил, но также он более чем охотно использовал лесть, чтобы подкупить нужных, но не уважаемых им людей.
В качестве подтверждения Смит выбирает такой отрывок из биографии Джобса, написанной Уолтером Айзексом: «Джобс мог обольщать и очаровывать людей по своему желанию и с удовольствием делал это. Такие люди как Амелио и Скалли (бывшие генеральные директора Apple)позволили себе поверить в то, что раз Джобс пытался очаровательно вести себя с ними, значит, уважал их. Создавалось впечатление, что иногда он поощрял лицемерной лестью тех, кто в ней нуждался. Но Джобс легко мог быть очаровашкой с теми, кого ненавидел, и обижать тех, кого любил».
Прежде, чем ужаснуться омерзительности такого подхода, знайте, что Джобс далеко не одинок в этом. Многие великие лидеры опираются в жизни на лесть и обман.
Профессор менеджмента Стэнфордского университета Джеффри Преффер писал: «Иногда необходимо делать плохие вещи, чтобы достичь хороших результатов. Некоторые из наиболее успешных и уважаемых лидеров, например, Нельсон Мандела, Авраам Линкольн и Джон Ф. Кеннеди, были, прежде всего, прагматиками, жаждущими сделать всё необходимое для достижения высоких целей».
Хороши ли тактики, описываемые Смитом в статье? Нет, вовсе нет. Но они могут помочь вам добиться цели, поэтому стоит хотя бы узнать, как их использовал один из самых изобретательных предпринимателей всех времён.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)