Первая почтовая голубятня на территории России
До наших дней не сохранилось достоверной информации о точном времени начала распространения почтовых голубей в России. Самые ранние материалы, которые проливают свет на создание официальной голубиной почты, датируются 1854 годом. Они повествуют о попытках князя Голицына проложить птичьи пути для доставки почты. В частности — наладить быстрое сообщение между своим поместьем в Москве и усадьбой в деревне Симы, которая находилась на удалении в 90 верст.
Почтовые голуби в переносном садке.
Другие источники, содержащие более ранние упоминания об официальном создании голубиной почты в России, не были обнаружены. Из этого можно сделать выводы, что до XVIII века голуби использовались преимущественно в личных целях. А именно для передачи любовных записок и секретных телеграмм, которые старались сохранить в тайне. Развитие на государственном уровне хотя и было успешным, но началось гораздо позже.
В следующие несколько десятилетий после успешного опыта князя Голицына популярность голубеводства стремительно набирала обороты. Итогом стало создание в 1890 году «Киевского общества голубиного спорта». Спустя непродолжительный отрезок времени его переименовали в «Русское общество голубиного спорта».
Организация довольно быстро получила широкую популярность. Вплоть до 1905 года под ее руководством выпускался специальный журнал «Вестник голубиного спорта» и регулярно проводились состязания на короткие и длинные дистанции. С началом общеизвестных событий Октябрьской революции работа с голубями постепенно пришла в упадок и более или менее начала восстанавливаться только после 1925 г.
Первые русские военные голубятни
Мысль задействовать сообразительных птиц для помощи русским солдатам впервые пришла в голову штабс-капитану Арендту в 1873 году. Мужчина служил в Печерской крепости на должности плац-адъютанта и параллельно занимался обучением голубей, которых он покупал у городских любителей или выписывал из-за границы.
Солдаты выпускают голубей из переносного садка.
Тренировка пернатых начиналась рано. Примерно с трех месяцев их приучали к переносным садкам и регулярно увозили все дальше от дома, развивая способность ориентирования. При должной настойчивости птицы быстро улучшали свои полетные навыки и выносливость, что позволяло лучшим из них лететь по 12 часов без перерыва. Средняя скорость при этом составляла от 80 до 100 км.
Идея оказалась успешной, и с 1891 года по всей стране начали учреждать официальные линии голубиной связи. Первая из них пролегала между Москвой и Санкт-Петербургом. Другие соединяли ряд крупных станций на западной и южной границах.
Голубей оснащали фотокамерами для снимков с воздуха (1907 год).
При генерале М.И. Драгомирове голубиный спорт приобрел особую популярность. Он неоднократно инициировал проведение состязаний крылатых почтарей, стремясь определить самую быструю породу. Первой птицей, которая установила рекорд по дальности и скорости полета, стал рябой почтовый голубь известного в то время московского голубевода Домашкева. Он сумел за шесть часов покрыть расстояние в 537 км, развив среднюю скорость в 86 км/ч.
«Военно-голубиная повинность в СССР»
Вопреки всем прогнозам, современные средства связи не сумели оттеснить голубиную почту к другим пережиткам прошлого. Более того, в ходе Великой отечественной войны в СССР активно использовали птиц в разведывательных операциях и для доставки важных депеш вплоть до 1945 года.
Почтовых голубей активно использовали в Великой отечественной войне.
Первые предпосылки к тому, чтобы использовать почтовых голубей на государственной службе появились гораздо раньше — в 1928. Уже тогда на заседании Совета труда и обороны был вынесен на голосование проект о «военно-голубиной повинности». В 1929 его утвердили приказом «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», а еще через год разработали первое в своем роде руководство по боевой подготовке для частей военного голубеводства.
С началом боевых действий контроль над пернатыми почтальонами сильно ужесточился. Согласно правительственному распоряжению, у населения должны были изъять и уничтожить всех голубей как нелегальное средство связи. Тех, кто отказывался выполнить приказ, судили по законам военного времени. Надо отметить, что укрывательство несло в себе двойную угрозу. В ходе немецкой оккупации выявление пернатых грозило немедленным расстрелом, так как немцы боялись, что птиц будут использовать в партизанской войне.
На чем основан инстинкт возвращения домой?
При близком рассмотрении способности голубей ориентироваться в пространстве напрочь опровергают распространенное мнение об исключительной глупости птиц. Их мозг развит настолько хорошо, что способен одновременно обрабатывать множество различных операций. Голуби используют для определения своего местоположения относительно родного дома различные сведения: геомагнитные ориентиры, инфразвуки, ландшафтные особенности. В последние годы выдвигаются гипотезы об остром обонянии этих птиц, хотя ранее подобная версия опровергалась.
Переоборудованный в голубятню автобус, который в Первую мировую войну применялся на территории Франции и Бельгии.
Уникальным является строение голубиных глаз. Они занимают большую часть внутри черепа и наделяют птицу впечатляюще острым зрением. Яркая индивидуальная особенность, чуждая человеческому организму, заключается в избирательной фокусировке. Голуби умеют «фильтровать» визуальный ряд, полученный из окружающего пространства, выбирая только то, что важно для них в этот момент и игнорируя остальное. Для определения времени суток им вообще не нужно открывать глаза — разницу между светом и тьмой они чувствуют кожей.
Отличная память и понятливость дополняют острые зрительные реакции почтовых голубей, что позволяет им формировать сложные траектории движения и умело оперировать им.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (1)