Шли в дело и остатки глины — из них для детей лепили игрушки. Так, ради забавы и удовольствия. Кого только ни рождала богатая крестьянская фантазия! Человечки, необычные персонажи из народного фольклора и мифологии, бытовые сцены, празднующие и веселящиеся звери и птицы. В 1930-х годах производство гончарной посуды постепенно угасло, с ним же практически полностью прекратили изготавливать игрушки. И если бы не несколько мастеров, в том числе и Шевелёвых, каргопольская игрушка бы погибла. Выше — Дом Шевелёвых ничем не выделяется среди других на улицах Каргополя. Здесь таких много. В правой, оббитой, части живёт кто-то чужой, в левой — располагается шевелёвский музей. В различных поездках я встречал множество музеев, но такого, чтобы в нём жили именно те люди, в честь которых он и создан, видеть ещё не доводилось Зайдём внутрь. Прежние хозяева дома — Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелёвы, мастера гончарного дела, много сделавшие для сохранения и возрождения традиций каргопольской игрушки. До чего же внутри уютно! Кажется, что хозяева просто вышли на минуту, дав возможность сфотографировать интерьер. Печка, множество старинных предметов, которые можно потрогать и подержать в руках — одним словом: в живом доме устроился живой музей, впечатлений от которого получаешь явно больше, чем от помещений со старыми вещами, но и табличками «руками не трогать» и «посторонним вход запрещён». Деятельность хозяев выдают множество фотографий и, разумеется, стенды с различными игрушками. Маленькая комната, а рассматривать всё можно часами. Шевелёвы происходят из рода гончаров расположенной в окрестностях Каргополя деревни Токарево. Мастерами, работающими с глиной, были и их родители Давайте же теперь познакомимся поближе с самой игрушкой. Делались подобные творения почти каждым гончаром. Древнейших экземпляров её не сохранилось, поскольку ими играли дети и «срок жизни» подобной игрушки мог быть даже всего лишь пару часов. Как я уже сказал, в 20-м веке производство глиняной посуды резко стало сходить на нет. Погибла бы и игрушка, если бы в 1930-х потомственный гончар И.В. Дружинин не дал промыслу «новую жизнь», став делать расписные игрушки не для игр, а как забавный сувенир. Среди мастеров нужно выделить ещё и «бабушку Ульяну» — Ульяну Ивановну Бабкину (1888—1977). С 15 лет она изготавливала всевозможные глиняные игрушки, никогда не прерывая своей работы. Даже в те года, когда другие мастера вынуждены были по разным причинам отойти от промысла, Бабкина работала с глиной. У неё же учились и представители современных династий, в том числе и Шевелёвы. Так что Ульяна Бабкина стала некой связывающей нитью между дореволюционными мастерами из прошлого и нынешними. Игрушки напоминают представителей отдельного, своего маленького мира, или собственной планеты, просто живущих среди нас . Часто животных наделяют какими-нибудь человеческими качествами, профессиями или просто одевают в традиционные крестьянские наряды прошлого. Делалось это для того, чтобы играющие с ними дети чувствовали в образах, придуманных богатой фантазией мастера, своё — привычное и родное. А фантазия у мастеров по истине была богатая! Какой же Каргополь, «Карго-поле» без вороны! Помните же, да, что одна из версий происхождения названия города происходит от «карго» — местного древнего названия вороны? Порой даже птицам, воронам, в каргопольской игрушке предают человеческие черты . Среди игрушек встречаются как раскрашенные, так и нет . Мне больше нравятся всё же цветные. Что интересно, одежду персонажей разукрашивали тоже не в абы какие цвета, а в гамму традиционного народного наряда. В части деталей угадываются различные крестьянские обереги — крестики, кружочки, орнаменты — и предметы, связанные с жизнью и плодородием — зерно, плоды, цветы, засеянное поле. Здась даже символы света и жизни — солнце и древо. Получается, в таком орнаменте закодирована целая жизненная философия и мировоззрение крестьянина. Фигура женщины встречалась в традиционной игрушке чаще, чем мужская. Это отголосок обожествления нашими предками Матери-Земли, давшей жизнь всему миру и людям. Персонажи могли изображать бытовые сцены или моменты отдыха и празднества — игры, забавы, развлечения. Часто «музыкантами» или «работниками по хозяйству», выполняющими человеческие дела, были животные. Делалось это для забавы, чтобы веселее было с такой играть. Однако если «копнуть» глубже — такие игрушки отправляли детей в мир, где человек не является владыкой, в живёт в равенстве с животными и где царит гармония и добро. То есть такие игрушки учили не быть эгоистами, не зазнаваться и бережно относиться к природе и окружающему. Словом, быть людьми. Вообще «злые» сцены, те же битвы, в игрушке распространены не были. Даже, если и персонажи были «замечены в чём-то нехорошем» в мифах и легендах. Каргопольская глиняная игрушка олицетворяет жизнь, но жизнь идеализированную, без мрака. Даже Полканы и Китоврасы (аналоги кентавров), герои русского фольклора, в различных произведениях выступающие агрессивными, воюющими и носящими мечи, в каргопольской игрушке представлены спокойными и не воинственными. Мир каргопольской игрушки тесно связан с патриархальным бытом и деревенской жизнью. Однако многообразие образов и действий глиняных персонажей до сих пор увеличивается с каждой новой идеей каждого мастера. Не могу оторваться от шевелёвского собрания, хочется каждую игрушку взять в руки. Первое, что мне они напомнили, — Мышиный Цирк мистера Бобинского из мультика «Коралина в стране кошмаров»)) А ещё здесь не только игрушки. Кажется, ты оказался внутри волшебного сундука с древностями. В другой комнате — галерея. Один из Шевелёвых (иди даже несколько представителей этой фамилии, прошу прощения, забыл) — художник, запечатлевший в своих произведениях виды Каргополя и его окрестностей в разные сезоны. Однако вернёмся к игрушкам. Знакомьтесь, Валентин Дмитриевич Шевелёв, сын Дмитрия Васильевича и Клавдии Петровны — один из самых ярких и лучших мастеров каргопольской игрушки наших дней. Как отметил сам Валентин Дмитриевич, сблизился он с игрушкой не только через труд и пример старших, но и через её прямое назначение. Мастеру 86 лет и он в детстве играл подобными глиняными игрушками. Это сильно повлияло на его творческое формирование. С 1960-х годов, после окончания художественно-графического факультета Костромского педагогического института, Валентин Дмитриевич работает с глиняной игрушкой. Начиналось всё с кружка в общеобразовательной школе, затем в школе искусств. Потом была постоянная работа в Архангельске мастером по изготовлению традиционной каргопольской игрушки и гончарных изделий. Валентин Дмитриевич показал нам, как делается игрушка. Местную глину, идущую на производство, он в шутку и ласково называет «каргопольским шоколадом». Сначала мы смотрели, как мастер лепит ворону. Делается игрушка из одного большого куска глины, вариант «приделаю клюв, хвост» не проходит. Лепка Шевелёва продолжает традиции патриархов игрушки — Бабкиной и Дружинина, он очень чтит традиции, сохраняя в игрушке образы танцоров, крестьянок, гармонистов, наездников. Шевелёв общается с будущим произведением как с живым персонажем. По ходу комментирует свои действия: «Вот, у нашей птички и клювик вышел. А вот и пёрышки, сейчас мы их расчешем и украсим». «А вот и глазки воронушке сделаем. Рраз, ддва. Воот так!» Валентин Дмитриевич — очень приятный человек, очень располагающий к общению. Сидеть на его мастер-классе или просто общаться не надоест и через полдня. А голос! Я лишь позже пожалел, что не снимал видео, а делал только фото. Какой у Шевелёва голос! Добрый, ласковый и мягкий. В беседе с мастером забываются все проблемы, его общество словно обволакивает тёплым одеялом. Выбираться наружу не хочется. Уже и птичка угадывается. Образ персонажей каргопольской игрушки делается всегда обобщённо, нет необходимости точно копировать действительность. Деталей немного и часто они схематичны. Глаза и рот обозначаются на сырой глине палочкой. Посмотрим поближе. Ещё одна интересная деталь — игрушка делалась в основном для обзора спереди. Перед расписывался и продолжает расписываться сейчас более детально, а иногда задняя часть фигурки и вовсе не украшается и даже не прорисовывается. А это коняшка . Даже такие персонажики, как лошади и более сложные (даже группа людей или животных) делается, всё равно, из одного куска глины. В противном случае из-за микротрещин между разными элементами при обжиге фигурка может развалиться. «А знаете, как проверить авторство, ведь клеймо может поставить любой?», — спрашивает Валентин Дмитриевич. «А очень просто!». «Просовываете палец между элементами персонажа, скажем — между ножками коня. И если не совпадает форма игрушки с формой и размером вашего пальца, значит кто-то другой делал, а подписался вами». Подписывается мастер «ШВ» — «Шевелёв Валентин». Далее игрушка должна постоять, потом ее обжигают. Как же жалко, что мы не могли остаться у Шевелёвых на пару дней, подольше понаблюдать за процессом рождения игрушек, пообжигать, порасписывать... Ээх( На память Валентин Дмитриевич подарил нам по буклету о каргопольской игрушке и я попросил его подписать. Вот на такой милой ноте мы с вами прощаемся с Каргополем. Городские древние храмы с их прекрасными деталями, музейные экспонаты, связанные с Русской Аляской и «Колумбом», забавная тёплая глиняная игрушка, мастер-волшебник Валентин Дмитриевич Шевелёв и его глубокие глаза до сих пор мне дарят в душе множество приятных и бурных эмоций. Ну а местные «сахарные кончики» ещё пару дней спасали от голода в глуши)) Надеюсь, я обязательно ещё вернусь в этот город! Наш же путь лежит дальше, в Ошевенск.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)