Парик — ровесник цивилизации. Свидетельства о нем дошли до нас из Ассирии, Вавилона, Древнего Египта, Шумерского и Аккадского царств. Почему парики так полюбились древним, сказать сложно, но известно, что практика ношения искусственной шевелюры в долине Нила отчасти связана с жарким климатом, а отчасти — с религией. Знатные женщины и мужчины в Древнем Египте свои волосы сбривали, принося в дар богам. Ночью отсутствие волос давало вожделенную прохладу, а днем для поддержания достойного образа приходилось надевать парик. Последний также должен был защищать от солнца, но с этой задачей справлялся не всегда — слишком толстый слой волос, наоборот, добавлял тепла. Потому некоторые надевали на первый парик второй, дабы создать воздушную прослойку между ними и снизить таким образом нагрев.
Модный черный
Форму искусственным волосам придавали геометрически правильную, что особенно заметно по древнеегипетским парикам, и украшали драгоценными металлами и камнями. Причем мужские парики были помпезнее женских. Правильный цвет был один — черный. Впрочем, в последние столетия существования египетской цивилизации стали появляться и разноцветные парики — например, голубые и желтые, изготовленные с помощью красителей натурального происхождения. В довершение образа парики обильно поливались благовониями, чтобы хорошо пахнуть, а заодно отпугивать назойливых насекомых. Для изготовления стильного аксессуара в ход шли шерсть, веревки и волокна растений. И конечно, натуральные волосы. Чем богаче был человек, тем дороже был аксессуар. Беднякам были по карману только парики из собственной шевелюры.
Из театра в повседневность, а затем в опалу
В середине I тысячелетия до н. э. «дома на голове» покоряют Ближний Восток и Средиземноморье. Правда, греки в париках поначалу видели лишь театральный реквизит, но постепенно стали носить их и в повседневной жизни. В Элладе и античном Риме таковые больше полюбились прекрасному полу, а в моде были, в отличие от Древнего Египта, белокурые локоны. Все это великолепие носили бы и дальше, если бы не мрачное Средневековье, подвергшее остракизму «раскованность» греческой идеологии. Вместе с ней попали под раздачу и парики. Известный раннехристианский теолог Тертуллиан в одном из трактатов высказался следующим образом: «Все парики являются личинами и измышлениями дьявола... Если вы не отвергните чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого и нечистого человека». Так синод заботился о моральном облике своих подопечных, ибо «Божие благословение не могло пройти сквозь искусственные волосы» и за их ношение можно было запросто пойти на плаху.
Реабилитация
Со временем маятник качнулся в другую сторону, и в XVI–XVII веках в моду стала возвращаться любовь к красивой жизни, а с ней и парики. Тенденция шла сверху: ее родоначальницей стала английская королева Елизавета I, известная своей веротерпимостью и мудростью. После перенесенной оспы волосы у королевы Бесс испортились настолько, что легче и практичней было надеть парик, что она и сделала. Примеру монаршей особы последовали все придворные. Вести с Туманного Альбиона мгновенно докатились до Франции. Людовик XIV, обладатель внушительной лысины (так что прозвище «король-солнце» было не таким уж метафоричным), получил повод не только самому надеть парик, но и обязать все знатное мужское сословие Франции носить этот аксессуар. Вдобавок он приказал пудрить его, чтобы защитить от грязи. Парики были пышными, завитыми в локоны, спускавшимися до самого пояса — их называли «аллонж». Моду переняли и дамы, сооружая целые миниатюры с цветами, кораблями и сотнями железных булавок. Носили парики и солдаты. Правда, дизайн был намного проще — всего с двумя-тремя завитушками над ушами. Это было даже импозантно, и от кровососущих насекомых спасало — достаточно побрить солдата, раз в месяц прокипятить его парик, а затем припудрить. А еще жесткий накрахмаленный парик в сочетании с шапкой-треуголкой выступал в роли шлема, частично защищая вояку от вражеской сабли. Нередко парики изготавливали из подручных средств — шелковых нитей или луба, но больше всего, как и сегодня, ценились натуральные волосы. Их не гнушались срезать даже с головы казненных преступников. Случалось и так, что обладатели густой шевелюры завещали ее близким после смерти. А потом случился синтетический бум XX века: с изобретением нейлона, винила и акрила процесс изготовления искусственных волос резко подешевел, но вот беда — вышли из моды и сами парики.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)