обо всем

История освоения Арктики



Арктика — один из самых перспективных и богатых ресурсами регионов планеты. В арктической зоне находится большая часть российских запасов хрома и марганца, золота, вермикулита, угля, никеля, кобальта. В ней сконцентрирована добыча 91% природного газа. Эксперты полагают, что общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России превышает 30 трлн долларов.


В 2009 году во всемирно известном журнале Science вышла статья, в которой приводилась впечатляющая цифра — по данным исследователей, под арктическими льдами залегает около 83 млрд баррелей нефти. Словом, Арктика — это Эльдорадо XXI века. Проведем небольшой исторический экскурс в русское освоение Арктики.



Члены экспедиции Седова на палубе шхуны «Святой мученик Фока», 1912 год.

Наше присутствие там не подлежит сомнению. Есть только одно «но»: в пределах Арктики помимо России находится еще семь государств — Канада, США, Финляндия, Швеция, Исландия, Норвегия и Дания (спасибо Гренландии за это). Все эти страны также претендуют на ресурсы, скрывающиеся в арктических недрах.



В начале XX века покорители Севера были настоящими «рок-звездами» в обществе, они были так же популярны, как летчики в 30-е годы и космонавты во второй половине двадцатого столетия. Официально первая русская экспедиция к Северному полюсу связана с именем Георгия Яковлевича Седова. 27 августа 1912 года зафрахтованная Седовым шхуна «Святой мученик Фока» вышла из порта Архангельска. Из-за плохой организации экспедиции затея Седова обернулась тотальной катастрофой, а сам он погиб в 1914 году, пройдя всего 200 км из 2000 запланированных. Несмотря на неудачу, в СССР существовал целый культ Седова как отечественного полярника №1. Это было связано с его биографией, которая была образцово-пролетарской — здесь было и бедняцкое происхождение, и конфликты с богачами, и побег из дома ради поступления в мореходные классы.



Исхак Ислямов.

В марте 1914 года поиски экспедиции Седова были поручены Исхаку Ислямову — капитану первого ранга. Впервые в мировой истории в поисках принимала участие полярная авиация. Результатом поисковой экспедиции стало объявление о принадлежности России Земли Франца-Иосифа. Ислямов стал первым, кто поднял на ней российский триколор.

15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР издал декрет, в котором сообщалось, что Земля Франца-Иосифа наряду с другими арктическими островами объявляется территорией Советского Союза. Это пыталась оспорить Норвегия, именовавшая территорию Землей Фритьофа Нансена, но никаких последствий эти возражения не имели. Сейчас Земля Франца-Иосифа — это стратегически значимая территория на северо-западе полярных владений России, имеющая огромное научное, геополитическое, военное, а в перспективе и туристическое значение.



В 1929 году исследователь Владимир Визе выдвинул идею организации дрейфующей полярной станции. В 1937 году она претворилась в жизнь, и СССР стал первой страной, которая использовала такой способ исследования Арктики, позволивший вести исследовательскую работу на протяжении всего года. В том же 1929 году в бухте Тихой островка Гукера была открыта первая советская научно-исследовательская станция.



В 1931 году в бухте Тихой произошла историческая встреча — немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» передал на ледокол «Малыгин» 120 кг почты. В честь этого события даже выпустили симпатичную марку. Кстати, «Малыгин» стал одним из первых ледоколов в мире, который начал оказывать услуги в сфере арктического туризма. Во время похода к Земле Франца-Иосифа одну из кают занимала американская миллионерша.



В начале 30-х годов идеей фикс было открытие судоходного пути из европейской части страны на Дальний Восток. В декабре 1932 года для достижения этой стратегически значимой цели было создано Главное управление Северного морского пути — Главсевморпуть. В его задачи входило не только окончательное проложение Северного морского пути от Белого моря до Берингова пролива, но и содержание его в исправном состоянии, а также обеспечение безопасности на этом маршруте.



В 1932 году знаменитому ученому Отто Юльевичу Шмидту удалось пройти Севморпуть за одну навигацию — с июля по октябрь 1932 года. Но последующая экспедиция на ледоколе «Челюскин» окончилась провалом. Стало очевидно, что необходимо более подробно исследовать путь, а также изменить подход к ведению метеорологических наблюдений. Для решения этих задач была организована экспедиция «Северный полюс — 1». Первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс — 1» возглавил Иван Дмитриевич Папанин. Подобная экспедиция стала первой в мировой практике. После ее завершения участников встречали как героев общесоюзного масштаба, что, конечно, легко объяснимо — эти бесстрашные, мужественные люди на протяжении 274 дней проводили научные исследования в тяжелых арктических условиях. Новости о папанинцах, дрейфовавших на льдине через Северный Ледовитый океан, взрастили несколько поколений русских исследователей Арктики.




Иван Папанин, возглавлявший Главсевморпуть в 1939-1946 годах.

В 1936 году на острове Рудольфа (именно там похоронен Георгий Седов) была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Ее возглавил Папанин. В мае 1937 года четыре самолета АНТ-6 доставили героев-полярников на Северный полюс.



В 1937 году Чкаловым, Байдуковым и Беляковым был совершен первый в истории беспересадочный перелет из СССР в США по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. По завершении полета его участники встретились в Белом доме с президентом США Франклином Рузвельтом.

В 50-е годы Арктику начали использовать в военных целях: на территории Земли Франца-Иосифа и на острове Виктория были созданы точки радиотехнических войск ПВО. Это были самые северный войсковые части СССР. На острове Греэм-Белл даже был построен ледовый аэродром, способный принимать и тяжелые самолеты. Параллельно с размещением войск в это время велась работа по созданию нового полигона для испытания ядерного оружия. В 1954 году было принято решение создать на территории Новой Земли «Объект-700». 21 сентября 1955 года в губе Черной был произведен первый в СССР подводный атомный взрыв. А в 1961 году над Северным островом был произведен самый мощный в мире взрыв термоядерного устройства.



17 августа 1977 года СССР побил еще один мировой рекорд: атомный ледокол «Арктика» стал первым в истории судном, которое достигло Северного полюса в надводном плавании.



Люди, не интересующиеся современным развитием Арктики, могут подумать, что после СССР регион «забросили», но это не так. Россия активно продолжает им заниматься — и даже открывать новые острова в эпоху «закрашенной карты». Так, в 2008 году был открыт остров Юрия Кучиева, который назвали в честь легендарного арктического капитана, первым достигшего Северного полюса.



Сейчас Россия продолжает наращивать свое военное присутствие в Арктике, что продиктовано ее национальными интересами. Не так давно была проведена масштабная реконструкция арктического аэропорта Темп. Также была сформирована арктическая группировка войск, включающая в себя две бригады сухопутных сил и одну — спецназначения. В середине марта была проведена внезапная проверка боеготовности Северного флота, в стратегических учениях приняли участие более 40 тысяч военнослужащих.



В апреле 2015 года в рамках проекта «Арктика-2015», приуроченного к 70-летию победы, была организована экспедиция, которую возглавил Николай Дроздов. В ней приняли участие представители власти федерального и регионального уровня, общественных организаций, компаний — например, «Концерна радиоэлектронных технологий» (КРЭТ), входящего в состав госкорпорации «Ростех». КРЭТ ведет много интересных разработок в арктическом регионе — например, производит «начинку» для нашей полярной авиации, в том числе для специальной версии вертолета Ми-8, который будет использоваться в составе российской группировки войск в Арктике.

Концерн приступил к установке на военно-транспортных вертолетах бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), которая позволит летчикам легче ориентироваться в тяжелых погодных условиях и, следовательно, более эффективно справляться с возложенными на них задачами. Факт — разработанная система позволит летчикам определить свое местоположение даже при выходе оборудования из строя. Средства радиоэлектронной борьбы становятся реальным инструментом защиты национальных интересов на северных границах России.


Конечно, в своем посте мы не осветили еще много интересных событий и судеб, связанных с освоением русскими Арктики. Но нельзя объять необъятное. Когда-нибудь Арктика будет самой обсуждаемой темой на федеральных каналах. И еще — она всегда будет нашей, что доказывает вся история ее покорения.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



Источник: История освоения Арктики
Автор:
Теги: 1929 1937 1939 авиация Арктика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
«Обувь России» начала производить обувь для Арктики
«Обувь России» начала производить обувь для Арктики
0
Розничная торговля 12:04 30 мар 2016
История от Авдотьи Смирновой…Уж больно хороша!
История от Авдотьи Смирновой…Уж больно хороша!
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 20:19 20 авг 2024
История современной моды: ботфорты. С чем они сочетаются?
История современной моды: ботфорты. С чем они сочетаются?
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 14:25 15 апр 2022
Девушку бросили в гиблой Арктике и вспомнили лишь через 2 года: история выживания
Девушку бросили в гиблой Арктике и вспомнили лишь через 2 года: история выживания
6
Женский каприз 05:50 30 сен 2021
История о мудрости обычной женщины, которая любила своего ребенка и верила в него.
История о мудрости обычной женщины, которая любила своего ребенка и верила в него.
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 20:56 09 авг 2024
История одной фотографии
История одной фотографии
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 00:32 27 авг 2024
Как прославился Ван Гог: поразительная история братьев Ван Гог
Как прославился Ван Гог: поразительная история братьев Ван Гог
6
Человек познаёт мир 10:55 24 апр 2024
Как фанера над Парижем: трагическая история выражения
Как фанера над Парижем: трагическая история выражения
1
Человек познаёт мир 23:30 09 апр 2023
История одного фото
История одного фото
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 23:19 12 июн 2023
Комната на балконе: 6 вариантов освоения крохотной территории
Комната на балконе: 6 вариантов освоения крохотной территории
0
Дизайны квартир для жизни 07:00 08 янв 2017
Грустная история собаки
Грустная история собаки
5
Сад огород дача и все самое интересное 06:14 12 сен 2016
История любви Сергея Жукова и Регины Бурд
История любви Сергея Жукова и Регины Бурд
2
Интересный мир 07:52 17 сен 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства