Подборка кинофильмов о проблемах морали и нравственности, чувстве долга и свободе выбора, согласно немецкому философу.
Иммануил Кант посвятил вопросам этики произведение «Критика практического разума» (1788), ставшее одним из трёх его главных философских трудов. В нём немецкий мыслитель подробно исследовал понятие «категорический императив», являющее собой несокрушимую необходимость поступать нравственно, невзирая на то, как повлияют поступки на наше личное благополучие.
Вопросы морали он рассматривал неразрывно с вопросами индивидуального побуждения и полагал, что нравственный человек обязан следовать чувству долга при любых внешних обстоятельствах. Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.
Императив – это общезначимое, нравственное предписание в противоположность личному принципу – максиме. Максима – это субъективный, индивидуальный принцип воли. Древнейшему принципу моральных представлений человечества – «Если не хочешь, чтобы тебе причинили зло, не делай ты им зла» – Кант придал более широкое звучание в формулировке категорического императива. Человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать всем людям : «Поступай только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения мог стать принципом поведения для всех людей). Наконец, у Канта есть еще одна формулировка: «Всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не как средство для применения чьей либо воли». Человек самоценен, принцип пользы может оказаться безнравственным, если для достижения порой благородных и весьма полезных целей человек оказывается только средством. В истории революционные вожди обрекали на жертву тысячи людей и даже целые народы. Они увлекали массы благородными лозунгами. При этом не возникал вопрос о том, стоит ли нести такие человеческие потери. Но разве есть какой-то другой путь исторических свершений? Разумеется, есть. Нужно просто изменить отношение к человеку.
День сурка / Groundhog Day (1993, Харольд Рэмис)
Эта история известна большинству киноманов. Самовлюблённый телеведущий Фил Коннорс становится заложником временной петли и проживает один и тот же день снова и снова в городке Панксатони.
В итоге это обстоятельство приводит его к переосмыслению жизни. Он видит бесполезность своих действий, и даже пытается совершить самоубийство. Наконец, Коннорс приходит к решению, которое согласуется с этикой Канта. Он решает улучшить жизнь горожан. Новые действия героя отражают категорический императив, в котором человек действует, руководствуясь не собственными интересами, а во благо окружающих.
Свой человек / The Insider (1999, Майкл Манн)
Перейдём к кантианской этике, применимой в корпоративном мире. «Свой человек» – фильм, основанный на реально произошедшей истории о том, как Джеффри С. Уайганд разоблачил компанию «Brown & Williamson», раскрыв секреты табачной промышленности в телепрограмме «60 минут».
Поступок Уайганда привёл к многочисленным судебным искам. Согласно Канту, общее благо превыше, поэтому действия Уайганда соответствуют категорическому императиву. Однако неизвестно, стал бы он нарушать свой контракт, если бы заранее знал о последствиях. Также в фильме вопрос стоит о том, что важнее: долг оповещать общественность или договорные обязательства перед работодателем?
Мертвец идёт / Dead Man Walking (1995, Тим Роббинс)
Фильм, касающийся смертной казни. Здесь Сьюзен Сарандон выступает в роли монахини Хелен Преджан, которая становится духовным наставником для осуждённого за убийство Мэтью Понселета (Шон Пенн).
Сестра Преджан олицетворяет понятия Канта о долге и намерении. У неё нет личной выгоды; она свободно выбирает пойти на многое, чтобы утешить и потерянную душу, и скорбящую семью.
Преступления и проступки / Crimes and Misdemeanors (1989, Вуди Аллен)
Поклонники Вуди Аллена знают, что в его фильмах всегда есть философские нотки. После «Энни Холл» (1977), «Интерьеров» (1978) и десятка других фильмов он углубился в более мрачные темы. А что может быть мрачнее убийства?
В этом фильме успешный врач Джуда Розенталь расстаётся с любовницей после нескольких месяцев бурного романа. Но девушка угрожает рассказать об их отношениях жене Джуды. Поразмышляв над ситуацией, он обращается к наёмному убийце, чтобы избавиться от любовницы, сохранив собственное благополучие и семейное счастье. Не без внутренних терзаний Джуда совершает задуманное, что противоречит категорическому императиву Канта.
Тёмный рыцарь / The Dark Knight (2008, Кристофер Нолан)
В «Тёмном рыцаре» представлены занимательные кантианские дилеммы. К примеру, Бэтмен сталкивается с непростым решение, когда ему приходится выбирать между спасением любви всей своей жизни и человеком, который может стать истинным спасителем Готэма, Харви Дентом. Он спасает Дента, но после цепочки событий тот становится отъявленным злодеем, одержимым местью. По Канту, Бэтмен действовал нравственно. Но как ни парадоксально, он не вписывается в категорический императив. Далее поднимаются не менее значащие вопросы: стоят ли кровавые последствия величайшего блага для наибольшего числа людей? Насколько этичны средства, с помощью которых Бэтмен побеждает Джокера?
Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971, Стэнли Кубрик)
Культовая адаптация от режиссёра Стэнли Кубрика на известный роман Энтони Бёрджесса. «Заводной апельсин» – один из самых популярных фильмов в истории кино. В нём рассказывается о молодом парне по имени Алекс, который вместе со своей бандой бесчинствует в городе, а после убийства женщины попадает в тюрьму. В заключении он соглашается принять участие в эксперименте по подавлению тяги к насилию. Но в ходе «излечения» Алекс лишается возможности защищаться. Государственные методы реабилитации «обрабатывают» преступников, чтобы лишить их не только безнравственности, но и собственной этики, сознательного выбора, что связано с кантианской этической дилеммой, касающейся свободы выбора. В конце истинная злодейская природа Алекса берёт верх, и он зловеще произносит: «Я полностью исцелился…».
Зелёная миля / The Green Mile (1999, Фрэнк Дарабонт)
Фильм снят по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга и поднимает вопросы, касающиеся идей Канта о долге. В нём показана история человека, обладающего силой исцелять людей, который находится в камере смертников. Когда охранник узнаёт о его способностях, возникает конфликт между его служебным долгом и личной этикой. Кант считал, что долг всегда должен торжествовать, но в фильме показано, насколько тяжело даётся решение в реальности.
С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999, Стэнли Кубрик)
Последний кинофильм блестящего режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший на экраны в 1999 году через несколько месяцев после его смерти. Главные роли исполнили Том Круз и Николь Кидман, сыгравшие благополучную семейную пару. Билл – преуспевающий доктор. Он лечит своих пациенток, но никогда не поддавался соблазнам, его врачебный долг превыше его желаний, что перекликается с кантианскими взглядами. Но когда жена признаётся ему в сексуальных фантазиях с участием другого мужчины, он пускается в приключения, чтобы исследовать собственные подавленные желания. Фильм интересен тем, что рассматривает вопросы, касающиеся желаний, в согласии с которыми мы никогда не поступим, и противопоставляет им последствия таких поступков.
Шпионский мост / Bridge of Spies (2015, Стивен Спилберг)
У нас ещё один фильм с участием Тома Хэнкса, который бросает вызов идее Канта о долге. В триллере Стивена Спилберга действие происходит в период холодной войны и основано на реальных событиях. Арестовывают советского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс). Его судебным защитником назначают Джеймса Донована (Том Хэнкс), который сталкивается с серьёзными проблемами, так как многие граждане считают его действия непатриотичными. Здесь мы видим, что морально правильное действие по Канту не всегда самое простое.
Самый лучший папа / World’s Greatest Dad (2009, Бобкэт Голдтуэйт)
В этой чёрной комедии Робин Уильямс играет роль Ланса Клейтона, преподавателя поэзии в средней школе и неудавшегося писателя, мечтающего о популярности. Его сын случайно убивает себя при аутоэротической асфиксии, и чтобы спасти его посмертную репутацию, Ланс обставляет всё как самоубийство и даже пишет от его имени посмертную записку. Дальнейшие события приводят к тому, что он публикует свои труды от имени сына и становится знаменитым. Расхождение между намерением и следствием – ключевая тема для Канта. Она и раскрывается в этом фильме.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)