Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал LoveOpium в Facebook
Снаружи знаменитый экраноплан Лунь видели многие, а внутри боевого летучего корабля бывали единицы.
Экранопланом называют судно, способное двигаться на небольшом расстоянии от поверхности воды, «опираясь» на динамическую воздушную подушку, иначе называемую экраном. По сути, экраноплан — это нечто среднее между самолетом и кораблем.
«Лунь» — самый большой в мире ракетный экраноплан. Его разработали в СССР в конце 70-х годов. Сейчас корабль-самолет размером с пятиэтажный дом находится в Дербенте, его сохранили в качестве музейного экспоната. Посмотрите, как он выглядит снаружи и внутри.
Источник
В 1986 году сошел на воду первый корабль из серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Он получил название «Лунь». В разработке экраноплана участвовал авиаконструктор Николай Кузнецов:
Своеобразный гибрид с двигателями объединял в себе свойства корабля и самолета:
Проект сначала считался перспективным, но в 90-е его законсервировали.
Экраноплан способен двигаться над поверхностью воды за счет так называемого «экрана»: набегающий под крыло поток воздуха формирует дополнительную подъемную силу — воздушную подушку.
Существуют разновидности экранопланов — экранолеты. Они могут отрываться от поверхности на длительное время и переходить в режим самолета.
Преимущества экранопланов перед другими видами военного транспорта — экономичность, грузоподъемность и быстроходность.
Одна из главных фишек экранолета — незаметность для радаров противника.
Первый советский экраноплан на Западе окрестили «Каспийским монстром». Размах его крыльев составлял 38 м, вся длина машины – 92 м.
Как правило, судно летало на высоте от 4 до 14 м над поверхностью моря.
Из «Каспийского монстра» и вырос «убийца авианосцев» — ракетный экраноплан «Лунь».
Первый и единственный экземпляр судна был спущен на воду 16 июля 1986 года.
Экраноплан создали по самолетной схеме моноплана с трапециевидным в плане крылом.
Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.
Если сравнивать «Лунь» с «Каспийским монстром», то длина «наследника» уменьшилась до 73 м, а размах крыльев, наоборот, увеличился до 44 м.
Корпус имеет три палубы, их используют для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса.
Корпус экраноплана выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 мм.
Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырех отсеках крыла размещено топливо.
Скорость хода «Луня» в свое время составляла 500 км/ч, а дальность хода — до 2000 км.
Максимальная взлетная масса экраноплана — 380 т.
Полет «Луня» обеспечивали 8 газотурбинных двигателей НК-87. А в качестве вооружения использовались 6 советских противокорабельных ракет «Москит».
В 1984 году руководство Минобороны вывело тему экранопланов из приоритетных для ведомства, в том числе из-за нетипичности проекта и необходимости новых материалов.
Ракетный экраноплан «Лунь» решили сохранить в качестве музейного комплекса.
В конце июля 2020 года экраноплан морем отбуксировали к берегу у Дербента. Там он займет место главного экспоната в парке «Патриот».
Транспортировка уникального воздушного судна по Каспийскому морю заняла 14 часов.
Внутри экраноплана до сих пор находятся многие приборы, двигатели и документы.
Корпус «Луня» делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков.
Под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке).
В последнее время о развитии направления экранопланов вспоминают все чаще и чаще.
Например, в 2019 году стало известно о разработке речного пассажирского экраноплана. Им занимался Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского.
За основу для новой разработки в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского взяли проект морского пассажирского газотурбохода «Ракета-2».
Согласно проектным данным, судно длиной 20 метров сможет перевозить до 20 человек единовременно, передвигаясь со скоростью до 200 км/ч.
Теоретически, конечно, экраноплан сможет разгоняться еще быстрее, но этого ему не позволят нормы закона о речном судоходстве.
По словам автора фото Юрия Урюкова, визит в отсеки знаменитого судна — «фантастика и технический экстаз».
«20 лет машина по факту не действует, а начинка почти как новая. Пахнет маслом и керосином, на месте многие приборы и двигатели. В каютах матрасики, на рабочих столах — документация. Демонтировано, похоже, только навигационное железо и всякие лабораторные ‘
Также смотрите:
[
Комментарии (0)