обо всем

Дезактивация Припяти в фотографиях

Дезактивация Припяти стоила серьезных жертв, так как многие ликвидаторы последствий взрыва на Чернобыльской АЭС получили большую долю радиации. Сейчас о целесообразности этих работ идет множество споров, ведь уже в мае 1986 года было понятно, что жить прежней жизнью в Припяти не получится.





Тем не менее, дезактивация помогла избежать массового распространения радиоактивных предметов за пределы зоны отчуждения, хотя мародеры находят, чем поживиться до сих пор. В этом посте мы взглянем на то, как проходили работы по дезактивации города атомщиков. Для начала оценим масштаб работ. Вот послеаварийный снимок Припяти — это весна либо начало лета 1986 года; на фото попал почти весь город. Как видим, Припять была очень маленькой и компактной — 5 микрорайонов, каждый из которых представлял собой большой квартал. Весь город по размерам похож на спальный микрорайон такого города, как Минск или Киев. Тем не менее, дезактивационные работы были достаточно объемными, ведь нужно было вывезти радиоактивный грунт — даже на такой небольшой територии это объемы в сотни тонн





Теперь давайте посмотрим на вот такую карту. На ней можно увидеть расположение города относительно ЧАЭС, плюс на карте я обозначил микрорайоны города, а также основные потоки, по которым расходились радиоактивные выбросы. В какой-то мере Припяти повезло — в дни аварии ветер сложился таким образом, что основные радиоактивные массы как бы "обогнули" город с двух сторон, образовав две линии высокого радиационного загрязнения, позже получившие название Северного и Западного следа. Даже с учетом этого экспозиционный фон в Припяти к вечеру 26 апреля составлял в среднем 1 рентген в час (примерно в 70-100 тысяч раз выше нормы); можете себе представить, каким был бы фон в Припяти, если бы потоки пошли прямо на город.



Практически сразу после аварии город приобрел "специальный статус" закрытого населенного пункта. Для того, чтобы попасть в Припять, нужно было иметь специальный пропуск; они бывали разных уровней допуска — "Пропуск в Чернобыль", "Пропуск в Припять", "Пропуск везде". Документы проверяли на въезде в город; попасть в Припять случайному человеку в то время было абсолютно нереально.



Все дезактивационные мероприятия можно разделить на два основных вида работ — отмывка зданий от следов радиоактивной пыли и уборка грунта — все основные работы попадают под эти две категории, плюс еще добавим отдельным пунктом вывоз вещей в могильники. На фото ниже заснята дезактивация общежитий завода "Юпитер"; как можно понять по карте — в тех местах города фон был достаточно высокий (и вообще, в районе "Юпитера" даже сейчас достаточно грязно).



Отмывались здания с помощью вот таких специальных пожарных машин, которые давали необходимый напор. Относительно того, чем мыли — мне попадались различные версии. Кто-то пишет, что это была обычная вода, а кто-то говорит, что это был специальный полимерный состав, который при высыхании превращался в некий аналог пленки, которая связывала пыль и которую можно было потом собрать как мусор.



Я думаю, что правдоподобна и та, и другая версии — в каких-то местах могли применять спецсостав, а в каких-то — обычную воду. В целом, ни бетон, ни кирпич никак не "активируются" радиацией (в отличие от металла) и отмываются достаточно легко — нужно просто удалить всю пыль и радиоактивные частички.



Вот здесь засняты подготовительные работы — видимо, заправка резервуара автомашины через специальный рукав.



Фотоснимок процесса отмывания. Как видим, струя достаточно сильная для того, чтобы добивать до верхних этажей типового девятиэтажного дома. Думаю что силу напора приходилось регулировать в зависимости от высоты — ведь, струей такой силы, которая добивает до верхних этажей, можно легко выбить стекла нижних этажах.



Помимо пожарных автомобилей, для отмывки зданий использовался также по крайней мере один БелАЗ, переоборудованный в поливомоечную машину УМП-1. На снимке ниже можно увидеть этот автомобиль, моющий дороги на проспекте Ленина, что проходит между Первым и Вторым микрорайонами города. Думаю что БелАЗ вначале планировалось использовать для отмывки высоких шестнадцатиэтажных зданий, но водяной компрессор был слишком сильный — по словам очевидцев, струя воды из Белаза легко выбивала в домах окна.



Другая часть работ (гораздо более масштабная) заключалась в вывозе радиоактивного грунта и, судя по всему, проводилась уже после очистки зданий. Грунт везде собирали по-разному. Где-то были использованы вот такие грейдеры, срезающие грунт.



Но в основном все делалось вручную. На фото ниже группа солдат дезактивационной службы вручную собирает грунт в кузов КАМАЗа, фото сделано во дворе припятских общежитий в Первом либо Втором микрорайоне.



Сбор грунта на территории одного из детских садов. Как видно по обнажившимся бордюрам, землю срывали достаточно глубоко.



Еще сбор грунта:



Погрузка грунта в кузов автомобиля. Предположу, что технику использовали где-то в районе завода "Юпитер", где уровни радиации были значительно выше, чем в других микрорайонах.



Как видно на некоторых фото, грунт срезали не только лопатами, но и неким подобием мотыги. В середине кадра можно увидеть дозиметриста, проводящего полевые замеры экспозиционной дозы чем-то вроде военного дозиметра ДП-5.



Перерыв в работах В левой части газона грунт уже срыт, в правой еще предстоит это сделать.



Сбор грунта в грузовики в одном из дворов.



Контрольные замеры дезактивированной территории, видимо это какой-то детский сад. Интересные детали на фото — окна предполагаемого детского сада зачем-то закрыты пленкой, а в окнах последнего этажа многоэтажки на заднем плане почему-то полностью отсутствуют стекла. На счет пленки есть такое предположение — детский сад использовался в качестве общежития для ликвидаторов весной и летом 1986 года, и пленка служила дополнительным фильтром от пыли.



Военные в Припяти.



Построение.



Сбор и вывоз зараженных вещей, район магазина "Спорттовары".



Пожарная лестница у одного из припятских домов — предположу, что таким образом собирались вещи, которые затем предполагалось использовать внутри периметра ЧЗО.



БРДМ-2 на улицах города.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram

Источник: Дезактивация Припяти в фотографиях
Автор:
Теги: Припять Фотография Instagram авария автомобиль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Фотограф делится простыми советами, которые помогут вам выглядеть лучше на фотографиях
Фотограф делится простыми советами, которые помогут вам выглядеть лучше на фотографиях
12
УДачные советы 16:00 29 май 2023
17 худших жизненных моментов, запечатленных на случайных фотографиях
17 худших жизненных моментов, запечатленных на случайных фотографиях
2
Человек познаёт мир 08:30 10 фев 2024
Природа Шотландии в фотографиях Франа Марта
Природа Шотландии в фотографиях Франа Марта
1
Человек познаёт мир 01:30 16 янв 2024
Самая трогательная история недели: в фотографиях
Самая трогательная история недели: в фотографиях
2
Интересный мир 03:11 25 окт 2016
Странности в фотографиях (26 фото)
Странности в фотографиях (26 фото)
0
Это надо видеть! 14:30 27 мар 2017
Лето 1941-го в немецких фотографиях (62 фото)
Лето 1941-го в немецких фотографиях (62 фото)
1
Сад огород дача и все самое интересное 05:55 20 авг 2016
Как на фотографиях выглядеть сногсшибательно
Как на фотографиях выглядеть сногсшибательно
0
Жизнь прекрасна 16:15 02 июн 2017
Советские будни в фотографиях (24 фото)
Советские будни в фотографиях (24 фото)
6
Интересный мир 04:55 19 окт 2016
10 хитрых уловок, благодаря которым ты непременно будешь смотреться лучше на фотографиях.
10 хитрых уловок, благодаря которым ты непременно будешь смотреться лучше на фотографиях.
9
Женский каприз 11:25 17 мар 2018
11 советов, как мгновенно выглядеть стройнее на фотографиях
11 советов, как мгновенно выглядеть стройнее на фотографиях
16
Интересности 19:04 16 мар 2017
Животные в фотографиях
Животные в фотографиях
0
Жизнь прекрасна 13:30 22 янв 2017
История знаменитого классического кабаре «Мулен Руж» в документальных фотографиях
История знаменитого классического кабаре «Мулен Руж» в документальных фотографиях
8
Человек познаёт мир 14:30 21 авг 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства