Нобелевская премия – одна из престижнейших наград в мире. Любой получивший её уже вписал своё имя в историю. Помимо премии, размер которой в среднем чуть больше миллиона долларов, и медали лауреаты получают папку с дипломом, однако мало кто знает, что сам диплом может по праву считаться жемчужиной изобразительного искусства, ведь к его оформлению прикладывают руку весьма известные художники. Попробуем заглянуть в дипломы лауреатов прошлого и настоящего, среди которых есть наши соотечественники: Шолохов, Капица, Бродский и другие выдающиеся умы.
Каждый Нобелевский диплом является уникальным и неповторимым; никакой полиграфии, тиражирования, распечатки – исключительно ручная работа. Даже пергамент, на который наносятся данные лауреата, сделан вручную. Что и говорить о переплёте из отборной козьей кожи с золотым тиснением? Языками дипломов традиционно считаются норвежский (для премии мира) и шведский (для всех остальных). Первый шаг навстречу индивидуальности – цвет обложек, если каждая номинация регламентирует положенный окрас (физика – синий, химия, физиология и медицина – красный, экономика – коричневый), то награждаемый за литературные заслуги имеет право сам выбрать цвет переплёта. Далее – каждому полагается «личная» золотая монограмма, украшающая обложку. Но главное – индивидуальное и неповторимое произведение искусства, сопровождающее каллиграфический текст. На протяжении многих лет правила оформления дипломов значительно менялись: иногда изображения отображали суть достижений награждаемого, а иногда следовали общей ежегодно обновляемой теме (птицы, цветы, камни и т.д.). Дипломы по физиологии и медицине с 1965 года украшает лишь золотой оттиск в виде медали каллиграфический текст. Это обусловлено тем, что награды в разных областях знания вручаются несколькими разными профильными учреждениями и институтами. Как и в случае с обложками, наиболее индивидуализированными являются дипломы по литературе – здесь художники стараются максимально передать главные темы творчества писателей. Для художников оформление нобелевских дипломов – почётное, но непростое занятие, ведь они должны уложиться в небольшие сроки, разделяющие объявление результатов и церемонию награждения. Шведский акварелист Хассе Карлссон в одном из интервью говорил, что работа над нобелевскими проектами «стресс, но в позитивном ключе». Если художник не является по совместительству каллиграфом, на работу ему остаётся времени около недели, чтобы передать результат трудов «по инстанции». Поэтому Карлссон честно признался, что вопреки возможности комитета награждать несколько человек в одной дисциплине, он предпочёл бы, чтобы лауреатов было как можно меньше. Техники, в которых выполнены произведения искусства весьма различны. Есть импрессионистские акварели, есть близкие к модерну, почти витражные панно, есть самый настоящий абстракционизм. В последнем направлении работает Сюзанна Джардбек, которой выпало изобразить неуловимый бозон Хиггса. Для того, чтобы помочь иллюстратору, учёный предложил ей нарисовать… перевёрнутое мексиканское сомбреро. Название «Частица Бога» натолкнуло художницу на подходящие цвета: синий с вкраплениями золотого. Нужно сказать, не все лауреаты остаются в восторге от работы художников, так Роберт Лефковиц сказал, что он, как человек далёкий от коллекционирования искусства, не купил бы за деньги иллюстрацию Джардбек к собственному диплому. При этом нобелиат отметил, что такой индивидуальный подход выгодно отличает скандинавскую премию от других. Что ж, очень трудно с ним не согласиться.
</div>
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)