Опыты в сарае
Японец Момофуку Андо родился в далеком 1910-м на Тайване, который в то время был под оккупацией японцев. Его родители рано умерли и с детских лет он вместе с братьями и сестрой жил в доме у бабушки с дедушкой. У пожилых людей был небольшой бизнес – магазин одежды, и внуки им помогали.
Момофуку с ранних лет знал, что такое бизнес, поэтому неудивительно, что уже в 22 года он решил открыть свое дело. Парень стал продавать в Тайване японский трикотаж, и поначалу его бизнес шел весьма успешно. Он перебрался в Японию, в Оскаку, где дела пошлине не хуже, однако вскоре случилась Вторая Мировая война, начался кризис и продажи одежды резко упали.
Андо в молодости. /Фото:nippon.com
Момофуку практически разорился, но не стал унывать, а с еще большим энтузиазмом взялся за бизнес, который посчитал в новых условиях более актуальным – начал продавать соль. В послевоенные годы ее хорошо покупали, однако и это дело Момофуку в итоге прогорело. В добавок ко всем несчастьям, разорилось кредитное товарищество, которое он в то время возглавлял. Андо оказался в огромных долгах и даже попал за решетку за неуплату налогов, впрочем, вскоре был выпущен.
По поводу того, как в голову Момофуку пришла мысль создать чудо-лапшу, не раз рассказывал он сам. Со слов бизнесмена, в послевоенные годы, когда после капитуляции Японии народ голодал, в магазины за продуктами выстраивались огромные очереди. Однажды Андо шел по улице и увидел длинную вереницу изможденных людей в оборванной одежде – это была очередь за обычной дешевой лапшой, которую продавали в ларьке. Предприниматель рассказывал, что в тот момент ему стало очень жалко своих соотечественников, но, конечно же, сыграло роль не только чувство сострадания но и предпринимательское чутье, которое на этот раз его не подвело. Момофуку решил придумать такую лапшу, которая была бы дешевой, готовилась за пару секунд и не требовала дополнительного приготовления мяса и других ингредиентов.
В таком сарае Момофуку экспериментировал с лапшой. Точная копия в музее в Йокогаме. /Фото: cupnoodles-museum.jp
С того дня Момофуку не мог избавиться от этой мысли. Он уединился в своем старом сарае, вооружившись банками-склянками и, словно какой-нибудь сумасшедший химик, с утра до вечера ставил эксперименты. Поначалу он терпел неудачи: лапша то разваривалась, то подгорала, то склеивалась, и он все никак не мог найти такой способ, чтобы ее «сжать». И вот, наконец, он нашел правильный рецепт: обрызгал ее бульоном, потом обжарил в пальмовом масле и высушил. Получившийся брикет сублимированной заготовки Момофуку залил крутым кипятком, и, наконец, получилось то, что он задумал – готовое вкусное блюдо.
«Мистер лапша»
В конце августа 1958-го Момофуку начал продавать свою лапшу. Стоила она недорого – 35 иен за упаковку. Блюдо называлось «Чикин рамэн» (дословно – куриная лапша). Она была пропитана именно куриным бульоном, потому что, как сообразил сметливый предприниматель, это мясо с удовольствием будут покупать в любой стране, ведь употреблять в пищу курицу не запрещено ни одной религиозной конфессией. К брикету сублимированной лапши прилагались два пакетика – в одном покупатель находил масло, в другом – приправы.
Момофуку в преклонном возрасте демонстрирует свое изобретение. /Фото:aboluowang.com
Совсем скоро об этой лапше, выпускаемой корпорацией Момофуку Nissin Food, узнал весь мир. Страны востока стали закупать миллиарды таких брикетов в год, а затем к ним присоединилась и Европа. Продукция Момофуку стала палочкой-выручалочкой на любой случай жизни: «Чикин рамэн» покупали голодные студенты, ею кормили солдат, ее брали в дорогу туристы, ее раздавали в качестве гуманитарной помощи сотрудники «Красного креста».
В 1972-м Момофуку усовершенствовал свое изобретение – лапшу стали выпускать сразу в термостаканчике, так что при ее приготовлении даже не требовалось иметь емкость.
В дальнейшем к лапше стали прилагаться овощи, мясо, рыба, креветки, и даже появились мисочки из сушеных овощей, заполненные лапшой.
В мире появилось много компаний-подражателей, которые стали выпускать аналоги лапши Момофуку, но долгое время его детище оставалось недосягаемым по масштабам продаж и по качеству, а самого изобретателя благодарные американские покупатели прозвали «Мистер лапша» и «Король лапши».
Всю жизнь, до самой старости, короля лапши поддерживала его верная жена Масако. /Фото:nippon.com
Со временем популярность самого Андо Момофуку сошла на нет, но востребованность его гастрономического изобретения не угасла.
В 2000 году в Японии прошел опрос граждан на предмет того, что они считают главным изобретением ушедшего века в стране. Большинство респондентов ответили: «Чикин рамэн». По статистике, примерно 100 миллионов европейцев регулярно едят такую лапшу.
А в 2005 году компания Момофуку стала выпускать специальную лапшу для космонавтов, таким образом его гениальное изобретение вышло за пределы Земли.
Всенародная любовь
Андо Момофуку умер в возрасте 96 лет. Кончина «Короля лапши» заставила весь мир снова обратить внимание на автора изобретения. В разных концах континента стали появляться некрологи со словами скорби и благодарности, адресованными этому гению. Студенты в разных странах мира устраивали флешмобы по поеданию лапши в память о ее изобретателе, а хакеры взламывали сайты и публиковали на них информацию о «Короле лапши».
Памятник изобретателю лапши в музее Осаки./ Фото:nippon.com
По поводу того, вредно или нет питаться дешевой лапшой быстрого приготовления, долгие годы ходят споры. Но говорят, сам Момофуку с удовольствием уплетал «Чикин рамэн» с первых дней ее изобретения и до самой старости, и ведь это не помешало ему стать долгожителем.
Сейчас в Токио открыты два музея лапши быстрого приготовления, посвященные этому популярному продукту и его изобретателю – один в Осаке, другой – в Йокогаме. Посетители могут посмотреть сарай Момофуку – точную копию того, в котором он когда-то в голодные годы ставил свои эксперименты. Сотрудники музея поясняют, что этот экспонат – доказательство того, что даже имея совсем примитивные предметы, можно придумать нечто гениальное и полезное для всего человечества.
В музеях есть и залы, экспонирующие аналогичные сублиматы, выпускаемые в разных уголках мира, и «тоннель лапши», и даже детская игровая комната, напоминающая фабрику лапши.
А еще каждый посетитель может за дополнительную плату пройти в цех и приготовить (а потом и съесть) свою уникальную «Чикин рамэн» – из тех ингредиентов, которые выберет сам.
Посетители музея подписывают стаканчики с лапшой собственного приготовления. /Фото:sakura-house.com
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)