обо всем

Взрывоопасный поезд, или Как в СССР хотели «поставить на рельсы» баллистическую ракету




Вся эпоха Холодной войны крепко ассоциируется с гонкой вооружений, апогей которой пришелся на 1960-е годы. Ведь в то время противоборствующие сверхдержавы активно искали способы, как «достать» соперника через расстояние в тысячи километров. И в США, и в Советском Союзе практически одновременно стали разрабатывать весьма необычную идею – создать поезд-призрак, который перевозил бы межконтинентальные баллистические ракеты. И если в Америке от этой задумки довольно быстро отказались, то отечественный проект Боевого железнодорожного ракетного комплекса был настолько увлекательным, что окончательно его закрыли лишь два года назад.

В конце 1950-х годов отношения между США и СССР обострились, и оба государства стремились найти как можно больше средств для потенциального поражении противника. Первыми, кто попытался воплотить в жизнь идею создать поезд-призрак с ракетами в вагонах, были американцы.


Так американцы видели баллистическую ракету, замаскированную под вагон. /Фото: tech-onliner.by


 

Как раз в 1961 году успешно были проведены испытания баллистической ракеты «Минитмен», которую собирались использовать в разработке БЖРК – боевого железнодорожного ракетного комплекса. И поначалу к этому проекту отнеслись с немалым энтузиазмом – согласно первоначальному плану, на вооружение США должны были стать не менее тридцати «спецпоездов». Однако в том же 1961 году история американского БЖРК и закончилась – подсчитав, в какую «копеечку» эта задумка влетит бюджету США, от нее вовремя отказались.

А вот в Советском Союзе идея «поставить на рельсы» ракету крепко прижилась среди военных инженеров. Причиной была активная работа разведки обеих стран, вследствие чего и американцам, и советам стало известно местоположение стартовых площадок, с которых можно было бы запустить ракеты. Первоначально боеголовки стали «прятать» в шахты. Но и этого выхода показалось мало. Тогда-то советские разработчики и решили создать мобильную установку для запуска межконтинентальных ракет.

Интересный факт: существовала проблема использования в реальных условиях боеголовок из ядерных шахт – дело в том, что на открытие люка для дальнейшего выпуска ракеты затрачивалось столько же времени, сколько занимал ее полет – около восьми минут.


Эскиз проекта советского БЖРК. /Фото: tech-onliner.by


Работу по изготовлению «баллистического оружия на рельсах» поручили Конструкторскому Бюро «Южное». Его глава Владимир Уткин взял личное кураторство над проектом, а его брат Алексей руководил созданием железнодорожным составом-носителем.

При выборе ракеты, которая должна была встать на колеса, остановились на детище КБ «Южного» РТ-23. Однако для реализации задумки ее требовалось модернизировать. На это ушло пять лет. Результатом доработок стала ракета РТ-23УТТХ. Сам же боевой железнодорожный ракетный комплекс был закончен лишь в начале 1980-х. Причем постарались не только над конструкцией, но и над уровнем маскировки – по информации Novate.ru, даже опытные железнодорожники не сразу могли определить, что перед ними не совсем обычный состав.


КБ Южное. Современный вид. /Фото: yuzhnoe.com


Первый опытный период эксплуатации БЖРК был начат в 1983 году, однако растянулись испытания на несколько лет. Причем за первые полтора года не произвели ни одного пуска ракеты непосредственно с железнодорожного состава. Кроме того, при первом запуске произошла «внештатная ситуация»: испытания проводили в условиях сильных морозов, и, пока установку готовили к запуску, откидная крышка попросту примерзла к вагону. Для устранения возникшей проблемы состав снова загнали в ангар, где он находился большую часть времени, и отогревали, а затем вновь вывозили на открытую местность.


Такая маскировка ракеты казалась практичнее шахтной. /Фото: viatorr.livejournal.com


И все же ряд сложных испытаний, проводившихся в несколько этапов, был успешно закончен. На вооружение ВС СССР первый состав стал в 1987 году. Всего было изготовлено 12 БЖРК, которые в течение нескольких лет осуществляли боевое дежурство, непрерывно передвигаясь по территории Советского Союза. «Боеголовки на рельсах» оставались уникальными в своем роде, что было отдельным предметом для гордости. Однако и это не спасло их от бесславного конца.


Даже в собранном виде комплекс выглядел внушительно. /Фото: popmech.ru


Причиной была все та же холодная война, точнее, ее завершение. Идея как «достать» Америку сошла с повестки дня оборонной отрасли России, а с ней и поезда с ракетами утратили былую актуальность. В 1990-х годах передвижение БЖРК было сильно ограничено. А в начале нового тысячелетия их уже активно демонтировали – последний поезд сняли с дежурства в 2007 году. Любопытно, но сама идея не ушла на задворки истории: несколько лет назад был представлен проект нового типа БЖРК «Баргузин», однако и его из-за недостатка финансирования окончательно закрыли в 2017 году.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Источник: Взрывоопасный поезд, или Как в СССР хотели «поставить на рельсы» баллистическую ракету
Автор:
Теги: поезд ракета ссср 2017 Instagram

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Нижнее платье: зачем женщины в СССР носили комбинации
Нижнее платье: зачем женщины в СССР носили комбинации
3
Человек познаёт мир 13:20 01 дек 2024
Студент СССР в разрезе: всё, что вы хотели знать, но боялись спросить
Студент СССР в разрезе: всё, что вы хотели знать, но боялись спросить
8
Человек познаёт мир 09:30 06 фев 2023
Мужчины «ломали» шеи: какую женскую одежду в СССР считали соблазнительной
Мужчины «ломали» шеи: какую женскую одежду в СССР считали соблазнительной
1
Человек познаёт мир 14:00 12 ноя 2024
Настоящее безумие: какие прически носили женщины в СССР
Настоящее безумие: какие прически носили женщины в СССР
1
Человек познаёт мир 12:20 28 ноя 2024
Почему в СССР женщинам запрещали носить брюки на работе
Почему в СССР женщинам запрещали носить брюки на работе
5
Человек познаёт мир 21:01 26 ноя 2024
Что поставить вместо стенки? - 7 лучших альтернатив
Что поставить вместо стенки? - 7 лучших альтернатив
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:01 26 дек 2020
Актриса Агата Муцениеце рассказала, как они с сестрой остановили поезд
Актриса Агата Муцениеце рассказала, как они с сестрой остановили поезд
0
Артобоз 17:32 08 апр 2023
Хотите купить ракету? Да пожалуйста!
Хотите купить ракету? Да пожалуйста!
0
Новости высоких технологий 19:30 01 дек 2016
Самое главное вовремя успеть поставить жизнь на паузу. Стоит дочитать!
Самое главное вовремя успеть поставить жизнь на паузу. Стоит дочитать!
40
Женский каприз 04:53 22 фев 2019
Хотели сделать просто подарок подруге…
Хотели сделать просто подарок подруге…
8
Сайт обо всём и для всех 23:20 06 фев 2023
Суровые мужчины, которые не хотели заводить домашних животных, но были полностью очарованы их милотой
Суровые мужчины, которые не хотели заводить домашних животных, но были полностью очарованы их милотой
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:49 02 апр 2024
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
6
Человек познаёт мир 15:01 20 ноя 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства