обо всем

Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье

В предместьях Салехарда, столицы Ямало-Ненецкого автономного округа, практически на самом полярном круге лежат остатки заброшенной железной дороги Салехард — Игарка, известной также как Железная дорога смерти, Дорога смерти и Мертвая дорога. Длина этой железнодорожной линии по замыслу советского руководства должна была составить порядка 1300 километров. Планировалось, что она станет частью сталинской Трансполярной магистрали — железной дороги исполинских масштабов, которая бы соединила западную и восточную части Сибири, от города Инта в Республике Коми через Салехард в расположенную на берегу Енисея Игарку. Проект линии так и не был завершен, зато во время строительства дороги погибли десятки тысяч человек.






Большинство рабочих, принимавших участие в строительстве дороги, были узниками трудовых лагерей ГУЛАГ, куда отправляли осужденных за политические преступления. Однако к политическим преступлениям в те времена относили очень широкий спектр нарушений закона, от сочинения некорректных с точки зрения официальных властей стихотворений и пребывания в немецких концентрационных лагерях до кражи свеклы для того, чтобы накормить голодных детей. Подобных людей называли врагами народа и отправляли в лагеря ГУЛАГ, где заключенные испытывали несметное количество лишений и подвергались ужасным издевательствам.



Изначально в планы входило строительство порта в Салехарде на реке Обь и осуществление транспортных поставок по воде с крупных промышленных предприятий, таких как никелевый завод в Норильске. Однако, когда выяснилось, что устье реки Обь слишком мелкое для морских судов, было решено построить порт в Игарке на реке Енисей. При помощи первой части магистрали планировали соединить Салехард с Игаркой с возможным дальнейшим продлением дороги от Игарки на юго-восток, к Транссибирской магистрали.



Но реальность отличалась от планов руководства. Несмотря на амбициозные планы Сталина по покорению арктической природы, на эту железнодорожную линию не было особенного спроса. Сибирские фабрики уже вполне приемлемо обслуживались существующими железными дорогами, проходившими гораздо южнее, а сам по себе Ямало-Ненецкий автономный округ был слишком изолирован и малонаселен для того, чтобы дорога была так уж необходима.



Условия работы были очень суровыми. Зимой температура опускалась до –60 градусов по Цельсию, а ветра во время метелей пробирали до костей. Летом гигантские облака жутких комаров приносили с собой болезни и смерть. Цена жизни была невелика, нередки были и побои, и выживали в этих условиях только самые крепкие, устойчивые и сильные духом.



Не были решены серьезные технические проблемы, связанные с прокладыванием железной дороги посреди вечной мерзлоты. Из-за недостатка оборудования, логистических сложностей и нехватки материалов качество выполнения работ было на очень низком уровне. Мосты рушились, а талые воды и дождевые осадки размывали насыпи.



Со смертью Сталина в 1953 году работы прекратились. К этому времени сумма, ушедшая на сооружение полярной железной дороги, составила около 42 миллиардов советских рублей 1953 года (что составляет порядка 10 миллиардов долларов 1950 года).




Вряд ли когда-нибудь станет известно точное число погибших при строительстве рабочих. Есть мнение, что умерло порядка трети принимавших участие в стройке.















источник


Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



Источник: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье
Автор:
Теги: Власть смерть ветер болезнь Заполярье

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Что осталось после диктатора
Что осталось после диктатора
0
Жизнь прекрасна 11:45 17 янв 2017
Дорога смерти
Дорога смерти
0
Жизнь прекрасна 11:00 15 мар 2017
ЭТО ЗАПОЛЯРЬЕ, ДЕТКА: 10 ПРАВИЛ ЖИЗНИ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
ЭТО ЗАПОЛЯРЬЕ, ДЕТКА: 10 ПРАВИЛ ЖИЗНИ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
1
Интересный мир 19:45 24 окт 2016
Вагончик тронулся. Окончательно
Вагончик тронулся. Окончательно
15
Живи правильно 10:00 02 июл 2019
Оленеводы в Заполярье
Оленеводы в Заполярье
0
Жизнь прекрасна 14:38 19 дек 2016
"Я доживаю, мне осталось мало": Пораженный болезнью Паркинсона Валентин Гафт о скорой смерти
"Я доживаю, мне осталось мало": Пораженный болезнью Паркинсона Валентин Гафт о скорой смерти
9
Все о звездах шоубизнеса 15:48 28 авг 2018
Сочинение «Дорога в школу» стало новым хитом в Интернете
Сочинение «Дорога в школу» стало новым хитом в Интернете
23
Интересный мир 07:20 03 май 2017
Из-за чего возненавидела Пушкина сестра его жены, и Почему её винят в смерти поэта
Из-за чего возненавидела Пушкина сестра его жены, и Почему её винят в смерти поэта
4
Человек познаёт мир 21:45 30 окт 2024
«Никогда не куплю»: стала свидетельницей того, что происходит в магазине с продуктами на развес — узнайте, что осталось за кадром
«Никогда не куплю»: стала свидетельницей того, что происходит в магазине с продуктами на развес — узнайте, что осталось за кадром
0
Застолье 01:14 31 окт 2024
Самые загадочные смерти знаменитостей
Самые загадочные смерти знаменитостей
6
Все о звездах шоубизнеса 15:00 16 сен 2017
Турция, Тао-Кларджети — потерянная Грузия: Шавшети и дорога из Артвина в Ардаган
Турция, Тао-Кларджети — потерянная Грузия: Шавшети и дорога из Артвина в Ардаган
0
Интересный мир 10:30 21 май 2016
Природа Намибии. Часть 4
Природа Намибии. Часть 4
0
Артобоз 06:21 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства