Список претензий поражает длиной, сами претензии — содержанием. Вниманием не обошли ни одну хоть сколько-то популярную книгу сказочницы. Досталось и Пеппи, и Эмилю из Лённеберги, и Ронье, дочери разбойника, и Расмусу-бродяге, и, уж конечно, Карлсону.
Астрид Линдгрен с исполнительницей роли Пеппи Длинный Чулок.
Непочтительное отношение к отцам
Ронья ссорится с Маттисом, потому что он вспыльчив и не умеет ценить ни свою жизнь, ни чужую. Кроме того, он часто делает глупости, очень ребячлив, и матери Роньи приходится его осаживать. Отец Пеппи, капитан корабля, появляется только для того, чтобы в юбке на голое тело кувыркаться и прыгать с детьми младшего школьного возраста. Отец Эмиля, простой крестьянин, жаден до смешного (или грустного) и недалёк. Папа малыша Сванте Свантессона, живя с ним в одном доме, едва участвует в жизни сына — так, призрак с трубочкой где-то на фоне захватывающих приключений с Карлссоном.
Да, все эти персонажи считаются роняющими высокое звание отца, формирующими нелестное представление у детей об отцах вообще и приводят, как заявляют блюстители святого образа папы, к тому, что дети больше отцов уважать не могут как класс.
Что касается детей, то они совсем не так испорчены ещё сочинениями на тему «Образ лирического героя в романе романтического автора» и видят просто обычных пап, взрослых с правом на ошибку, с разными характерами и, будем откровенно, со вполне распространёнными недостатками.
Поощрение побегов из дома
Ронья сбегает из дома, серьёзно поссорившись с отцом-разбойником, вместе со своим другом Бирком. Вдвоём они живут в пещере среди диких животных и местных недобрых волшебных существ. Расмус бежит из приюта, испугавшись наказания и отчаявшись дождаться кого-то, кто захочет его усыновить. Он прибивается к бродяге Оскару, который зарабатывает на жизнь тем, что поёт жалостливые песни под окнами. Нечего сказать, хорошие ролевые модели для ребёнка!
Кадр из шведского фильма о Расмусе-бродяге, мальчике, который сбежал из приюта и стал дружить с незнакомым мужчиной.
Однако там, где взрослый увидит сам возмутительный факт побега, ребёнок читает и о захватывающем приключении, и о всех тех опасностях, что поджидают детей вне дома. Ронья с Бирком чудом не умирают, когда на них нападают похожие на людей гигантские птицы, и едва не сваливаются в водопад. Они постоянно встают перед вопросом, где им взять еды и самых простых предметов быта и как спастись в холод. Расмус сталкивается с тем, что мир жёсток, жизнь требует денег, а некоторые взрослые — очень опасны.
Дети вообще часто не слушаются взрослых
Конечно, чемпион по непослушности у Линдгрен — Пеппи Длинный Чулок. Это девочка девяти лет, которая сказочно сильна и так же сказочно богата, она живёт совсем одна на вилле и не ходит в школу. Когда взрослые начинают учить её правильно жить, она задаёт неудобные вопросы, пытаясь понять логику бесконечной системы запретов. Но и другие дети-персонажи у Астрид бывают непослушными. Эмиль всё время делает что-то не так, доставляя взрослым много хлопот. Ронья и Расмус, как мы помним, сбегали из дома. Малыш Сванте постоянно нарушает запреты, идя на поводу у Карлссона. Всё это, уверены поборники нравственности, поощряет детей вести себя дерзко.
Бирк и Ронья, дети разбойничьих атаманов, сбежали из дома после того, как увидели, как мало ценят человеческие жизни их отцы.
На деле ребёнок постоянно наблюдает причинно-следственную связь между поступками маленьких героев и дальнейшими событиями. В этом смысле повести Линдгрен даже классически-назидательны. Проделки Эмиля и других ребят постоянно ставят в неловкое положение и самих героев, и их близких. Именно потому, кстати, Малыш Сванте со временем относится к выходкам Карлссона всё тревожнее и с прохладцей. Дело не только в страхе наказания, он видит, что Карлссон часто причиняет людям неудобства и огорчения (хотя некоторые его розыгрыши совершенно безобидны). «Безнаказанной» уходит только Пеппи, но это же девочка, которая может поднять коня — дети хотели бы с ней дружить, но не считают её точно такой же, как они сами.
Иногда дети в книгах, проявив непослушание, в конечном итоге выигрывает. Потому что взрослые тоже могут быть неправы и совершать ошибки. В таких случаях персонажи вовсе не злорадствуют. Они мирятся со своими близкими, и близкие тоже не таят злобу на детей, признавая, что ссора не отменяла любви. Довольно здоровое описание того, как может проходить конфликт и как после него продолжать жить под одной крышей.
Крестьянский мальчик Эмиль постоянно что-то придумывает, что порой выходит боком и ему, и его семье.
Вообще в книгах Линдгрен все дети ведут себя очень по-детски. Во-многих советских книгах дети и взрослые постоянно будто меняются ролями. Дети должны заботиться о чувствах и потребностях взрослых, постоянно понимают больше них и свысока утешают. Маленькие персонажи Линдгрен практически всегда в общении со взрослыми остаются на своих детских ролях. Даже такие самостоятельные и не признающие правил, как Пеппи.
Дети ловят преступников и пропагандируют суицид
Особенная претензия нелюбителей Линдгрен — к тому, как часто дети оказываются нос к носу со всякими жуликами и каждый раз их побеждают. Пеппи справляется с ворами, Малыш Сванте и Карлссон — с жуликами Филле и Рулле, помогает взрослым справиться с грабителями и сирота Расмус, а уж Калле Блюмквист и его друзья вообще не случайно, а сознательно противостоят опасным преступникам.
Что же в этом плохого? Критики уверены, что подобные сюжеты вселяют в маленьких читателей ложное чувство уверенности в своих силах. А это может довести до опасной ситуации.
Астрид Лингдрен с исполнителями ролей Бирка и Роньи и режиссёром фильма об их приключениях.
На самом деле, детям нравятся сюжеты, в которых их ровесники одолевают опасных дядек, именно потому, что дети хорошо осознают, насколько сами слабы и беззащитны. Кроме того, по-скандинавски рациональная Линдгрен чётко различает сказки и реалистичные повести. Дети справляются сами только там, где действуют волшебные существа, вроде сверхсильной Пеппи или летающего тролля Карлсона. И Расмус, и Калле с компанией нуждаются в помощи взрослых, чтобы справиться с преступниками. Это при том, что они сами действуют очень активно!
Но самая странная претензия — предположение, что Линдгрен прославляет самоубийство. В качестве аргументов критики приводят сцены из «Братьев Львиное Сердце» и повести про Пеппи.
В первой книге один из братьев решается отдать свою жизнь, чтобы младший его брат во время пожара выжил. Правда, малыш всё равно обречён — он болен туберкулёзом и вскоре умирает. Братья оказываются после смерти в волшебном мире и узнают, что если умрут снова, то просто перейдут в следующий мир.
Одна из трактовок этого сюжета состоит в том, что книга написана как для смертельно больных детей, так и для тех, кто считает, что по их вине умер другой ребёнок. Это книга-утешение. А приключения превращают её из обычной сказочки от взрослых в повесть, которую хочется читать.
Пеппи в последней сцене своих приключений съедает волшебную пилюлю, чтобы никогда не вырасти и не повзрослеть. Сцена очень грустная, почти трагичная. Видимо, поэтому некоторые взрослые считают, что Пеппи приняла яд.
Дети воспринимают сцену далеко не так фаталистично. Во-первых, мимо их внимания не проходит, что пилюля Пеппи больше всего похожа на витаминку. Во-вторых, трагичность сцены для них именно в том, что волшебная пилюля никак не подействует. Пеппи вырастет, потому что это неизбежно. Это немного и прощание самих маленьких читателей с самой беззаботной частью своей жизни. Впереди — подростковый период с его войнами за популярность и новыми требованиями.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)