Американская Свобода – это богиня Геката?
В русскоязычном интернете уже подметили, что голова статуи Свободы очень похожа на голову богини Гекаты на барельефах и на скульптурах античного периода: и на Свободе, и на Гекате одинаковая корона из лучей. Геката – очень древняя и грозная богиня, которая пришла в пантеон греков из Малой Азии. Она – одна из божеств смерти. Также Геката покровительствовала колдовству и ночным волшебным тварям, она возглавляла аналог Дикой Охоты – гонится ночью за людьми с ужасными псами. В то же время она даровала мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу в морском промысле; у неё просили защиты и покровительства на перекрёстках.
Как богиня тьмы, она была в силах и разгонять эту тьму – вот что означают лучи вокруг её головы и факел в руках. Неудивительно, что она считалась и богиней лунного света – отдельно от богини луны Селены. Она и насылала кошмары, и защищала от них. Чаще всего Гекату изображали как трёх женщин в одной фигуре, но могла она представать и в одном женском теле. Статую Свободы сделали для США и подарили французы. Они очень любили античную мифологию, и, быть может, статуя Свободы сделана похожей на Гекату нарочно – тогда они, скорее всего, имели в виду именно свет, разгоняющий мрак, и удачи в войне. В самой Франции как символ свободы рассматривали фригийский колпак. Такой носили в Древнем Риме рабы, получившие свободу. Именно он украшает скульптурное воплощение свободной Франции на площади Республики в Париже. Американской статуе его не досталось. Правда, от Гекаты в статуе Свободы не так уж много: только лучи от головы и факел. Настоящая Геката никогда не изображалась с цепями или табличками. А вот, кстати, фригийский колпак иногда носила, но статуе Свободы он не достался. Получается, во Франции стоит один лик Гекаты, а в США – другой?
Что означают другие атрибуты
Многим кажется, что в левой руке у статуи Свободы книга. Конечно, нет – ведь она изображает античную даму, а книгами в античности не пользовались. По крайней мере, того вида, к которому мы привыкли, у них не было. На самом деле это – каменная табличка. Не стоит пытаться прочесть «JULY IV MDCCLXXVI» как-нибудь вроде Юли Ив Мдкклксви. Конечно же, всё, кроме первого слова – это римские цифры. Вся вместе надпись – это дата 4 июля 1776, дата подписания Декларации о независимости. В этот день, по мнению французов, Америка и обрела свободу – от Великобритании. Правда, многие жители нового государства оставались рабами или просто бесправными существами, но французов это ничуть не смущало. Легко догадаться, что цепи под ногами Свободы – её собственные разбитые оковы. Если приглядеться, статуя словно делает шаг вперёд, то есть буквально переступает через свои цепи, оставляя их в прошлом.
Знают немногие
Статуя Свободы стоит на берегу океана, лицом к Европе, не просто так. Там, в Европе, лицом к Америке, стоит… ещё одна статуя Свободы! Только размером поменьше. Расположена она, как легко догадаться, во Франции. Только не на океанском побережье, а в Париже. Парижская Свобода размером поменьше, в ней чуть больше одиннадцати метров (в подаренной Америке – больше девяноста). А ещё эти статуи – зеркальные отражения друг друга. Американская держит факел в правой руке, французская – в левой; зеркально расположены и скрижали. Конечно же, у парижской статуи на табличке совсем другая надпись. Там дата французской революции… к которой добавлена и американская дата освобождения.
На каких богов похожи другие статуи?
В знаменитой волгоградской Родине-Матери любители античности видят сразу двух богинь. Во-первых, сама скульптура похожа на знаменитое изваяние богини победы Ники, только без крыльев. Она точно так же делает энергичный шаг вперёд в развевающихся одеждах. Эта статуя – редкое изображение богини победы, поскольку обычно её саму изображали мелкой фигуркой в руках других богов, Афины или Зевса. Но настоящая Ника редко держала в руках меч. Обычно она несла пальмовую ветвь или венок из веток оливы или лавра, чтобы наградить за уже свершившуюся победу. Оружие же в её руках выглядело скорее как трофейное. Воздетый Родиной-Матерью меч напоминает о другой античной богине – Фемиде, богине правосудия и справедливости. Чаще всего меч в руках Фемиды опущен, поскольку она изображена в момент своего беспристрастного суда, взвешивающей доказательства на весах в руке. Но Фемида могла и поднять меч, чтобы покарать преступников. В общем, французские любители античности в девятнадцатом веке могли бы расшифровать посыл статуи Родины-Матери в Волгограде как рассказ о победе, которая стала карой для злодеев.
Похожа на античную богиню и Екатерина II на своём памятнике в Санкт-Петербурге. Её одеяние лежит «античными» складками, в руке – лавровый венок, как у Ники, голова также украшена венком (в то время как корона России лежит у ног). При жизни Екатерину II постоянно сравнивали с богиней Минервой, в итоге её воплотили всё же богиней победы. Этот же атрибут – венок в руке – есть и у памятника Екатерине в Вышнем Волочке. Для памятников правителям это очень необычная деталь. Те же атрибуты, что французская статуя Республики и американская статуя Свободы, носил древний бог Митра – его часто изображали во фригийском колпаке и с факелом. У него, кстати, по некоторым гипотезам была и женская ипостась. Митра был богом света и умения договариваться, так что вряд ли он имеет отношение к восстаниям.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
И не забудьте:
Подписаться на мой
Комментарии (0)