35-летний Крис Хьюз вместе с Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином и Дастином Московицем стоял у истоков Facebook в 2004 году, однако уже в 2007-м ушел из компании, чтобы посвятить себя участию в президентской кампании Барака Обамы. С тех пор предприниматель запустил еще целый ряд проектов на стыке коммерческой и социальной сферы и превратился в публичного критика безответственного бизнеса. 9 мая 2019-го Хьюз выступил с программным манифестом, и на этот раз его мишенью оказалось собственное детище автора. «Пришло время разрушить Facebook» — так называется колонка предпринимателя в The New York Times. Forbes выбрал самые яркие цитаты материала. О Цукерберге. «Марк — это все еще тот же человек, который на моих глазах обнимал своих родителей, когда они уезжали из нашего общежития в Гарварде накануне первого учебного дня. Это все тот же человек, который прокрастинировал вместо того, чтобы готовиться к тестам, влюблялся в будущую жену в очереди в туалет на вечеринке и спал на полу на матрасе в однокомнатной квартирке, хотя мог позволить себе гораздо более роскошные условия. В общем, Марк — простой человек. Но именно его человечность делает настолько острой проблему его неограниченной власти». О регулировании. «Власть должна сделать Марка подотчетным. Законодатели слишком долго завороженно наблюдали за взрывным ростом Facebook и забыли о своей обязанности защищать интересы американцев и обеспечивать рынку конкурентные условия. Да, Федеральная комиссия по торговле готовится оштрафовать компанию на $5 млрд, но этого недостаточно, равно и как реализации предложения Facebook о назначении отдельного менеджера, ответственного за сохранность пользовательских данных. После показаний Марка в Конгрессе в прошлом году необходимо было заставить его признать ошибки. Вместо этого конгрессмены были высмеяны за «старомодные» вопросы о технологиях. Именно такое впечатление хотел произвести на американцев Марк. Потому что благодаря ему система останется прежней». О прошлом. «Как-то ночью в 2005 году, после того, как мы узнали о покупке Рупертом Мердоком соцсети Myspace за $580 млн (а Facebook уже тогда должен был стоить минимум вдвое дороже!), мы с Марком вместе ехали в дом, который мы делили с несколькими программистами и дизайнерами. Я сидел на пассажирском сиденье подаренного Марку Питером Тилем Infiniti и, когда мы уже подъезжали к месту, услышал признание: «Теперь, когда мы наняли столько людей, мы не имеем права провалиться...» Тогда у нас было в подчинении около 50 человек, и все они вместе с семьями действительно зависели от нас. Я тогда опустил стекло и подумал: «Это никогда не остановится. Чем сильнее мы вырастем, тем больше придется работать, чтобы вырасти еще немного». О монополии. «Facebook стоит полтриллиона долларов и, по моим расчетам, получает 80% от всех доходов соцсетей в мире. Это могущественная монополия, окружившая конкурентов и уничтожившая возможность соперничества в отрасли. Даже в кошмарном 2018 году акции выросли на 40% (сам я продал все бумаги Facebook еще в 2012-м и с тех пор не инвестировал в социальные медиа)... Даже когда люди хотят уйти с Facebook, они не имеют альтернативы, как мы видели на примере скандала с Cambridge Analytica... Как мне сказал один друг: «Сваливаю из Facebook — слава богу, есть Instagram». Он даже не понимал, что Instagram — подразделение все того же монополиста». О конкурентах. «Политика Facebook привела к тому, что все потенциальные конкуренты компании не могут привлечь инвестиции, достаточные для соперничества. Инвесторы понимают, что, если соцсеть начнет бурно развиваться, Facebook тут же скопирует ее инновации и уничтожит бизнес или просто поглотит за относительно скромную сумму. Посмотрите — при буме венчурного финансирования ни одна крупная соцсеть не появилась после 2011 года. То же — в других монополизированных отраслях с доминирующим игроком, таких как поиск (Google) и онлайн-ритейл (Amazon). Заметно интенсивнее конкуренция и больше инноваций в сегменте сервисов для командной работы (Slack, Trello, Asana), транспортных приложений (Uber, Lyft, Lime, Bird) и криптопроектов (Ripple, Coinbase, Circle). Я не виню Марка. Он показал лишь свой талант как бизнесмена. И все же он создал левиафана, который убивает предпринимательский дух и ограничивает потребительский выбор. Правительству пора показать, что магия «невидимой руки рынка» не перестала действовать». О реформе. «У Марка никогда не было непосредственного босса. Это не значит, что он не нуждается в контроле своей власти. Правительство должно сделать две вещи — разрушить монополию и зарегулировать Facebook, так чтобы сделать его подотчетным американскому народу. Соцсеть необходимо разделить на несколько компаний. Федеральная комиссия по торговле совместно с Минюстом должна дезавуировать сделки по покупке Instagram и WhatsApp и запретить подобные поглощения в будущем... Как это будет работать? Facebook юридически отделит от себя бизнесы Instagram и WhatsApp, и это станут три отдельных публичных компании. Акционеры сохранят свои доли пропорционально во всех компаниях, а вот доли Марка и других менеджеров, возможно, придется принудительно сократить». О будущем. «Цена раздела Facebook для государства будет равна нулю, зато многие люди выиграют от этого процесса. Запрет на поглощения позволит развиться конкурентам, в которых не побоятся вкладываться инвесторы. А рекламодатели неожиданно поймут, что им есть куда нести деньги и помимо Facebook. Даже акционеры останутся в плюсе — аналогичные антимонопольные разделы Standard Oil и AT&T в перспективе только увеличивали акционерную стоимость более эффективно работающих, пусть и более мелких предприятий. Но главным бенефициаром окажется американский народ. Представьте себе конкурентный рынок, на котором можно выбрать ту соцсеть, что гарантирует защиту пользовательских данных, свободна от рекламы или позволяет настраивать новостную ленту максимально релевантно вашему вкусу». Об альтернативе. «Дело против Facebook заставит шевелиться и других бегемотов — Google и Amazon. Впредь они дважды подумаю, прежде чем ограничивать конкуренцию в своих отраслях, из страха стать следующей мишенью антимонопольного катка... Альтернатива печальна. Если мы не начнем действовать решительно, монополия Facebook станет еще мощнее. Со всеми персональными коммуникациями жителей планеты в кармане, компания аккумулирует такой массив данных, что на десятилетия опередит в развитии любых потенциальных конкурентов».
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)