обо всем

Снегоход-легенда СССР

Несмотря на то, что на значительной части территории нашей страны снег лежит больше чем по полгода, массового производства снегоходов у нас не существовало до 70-х годов, пока на Рыбинском моторном заводе на разработали «Буран» – самую распространенную и долгоживущую модель снегоходной техники в России. Отметившие не так давно 40-летний юбилей рыбинские снегоходы по-прежнему остаются для многих россиян лучшим вариантом в соотношении цены и качества. Но самое главное – «Буран» стал одним из немногих символов отечественного дизайна, который пережил время.



В начале 1970-х в Америке разыгралась настоящая снегоходная лихорадка, которая докатилась и до СССР. Первопроходцем выступил коллектив переживавшего не лучшие времена авиапредприятия «Рыбинские моторы». Однажды компания Bombardier привезла в Москву шесть снегоходов и устроила на ипподроме показательные выступления чем воспользовались представители рыбинского предприятия и убедили Госплан СССР выделить средства на новый продукт.



На фото макетный образец снегохода «Буран» для рекламной фотосъемки 1971 года. Так как у первых экспериментальных образцов отсутствовало принудительное охлаждение, бесступенчатая автоматическая трансмиссия, задний ход и была малая мощность (18 лошадиных сил), конструкторам пришлось озаботиться новым мотором.



В марте 1971 года по территории Рыбинского моторного завода (РМЗ) проехали три первых опытных образца снегохода. Прототипом послужил канадский Ski-Doo Valmont 640. Двухлыжной схеме предпочли устройство «одна лыжа – две гусеницы». Гусеницы были сделаны из транспортерной ленты, мощность двигателей от мотоцикла «Иж Юпитер» была 18 лошадиных сил, а коробкой передач — четырехступенчатой.



В феврале 1973 года Государственная комиссия приняла решение о серийном производстве «Буранов», и к концу года была выпущена первая тысяча снегоходов. На сегодняшний день произведено более 250 000 «Буранов» и его модификаций.



Выпущенный в 1975 году опытный образец двухлыжного снегохода «Сатурн» с форсированным до 45 сил двигателем развивал скорость почти до 100 километров в час, имел оригинальный дизайн и ряд новшеств, которых не было в то время на зарубежных снегоходах. Однако из-за слишком осторожного руководства завода в серийное производство он так и не попал.



Нужно заметить, что отсутствие конкуренции явно не шло на пользу «Бурану», чья проходимость и устойчивость были все же далеки от идеала. На РМЗ крайне неохотно шли на технические нововведения, не желая отвлекать ресурсы от серийного «Бурана». На фото еще один экспериментальный образец — «Поиск» 1980 года, — по своим характеристикам не уступавший лучшим мировым моделям, чертежи которого были уничтожены по приказу директора.



В 1984 году было выпущено 50 легких двухлыжных снегоходов «Икар», внешне сильно напоминавших Yamaha Exciter-440 конца 70-х. Модель отличалась мягким ходом благодаря склизовой подвеске гусеницы, малым весом и экономичностью. Также привлекала возможность штамповать капот целиком из листа. Модель оценили гонщики, и часть машин сразу пошла в спорт.



Тем временем отставание «Бурана» от зарубежных образцов возрастало, и на РМЗ, сделав решительный шаг, начали подготовку к производству снегохода «Тайга». В 1998-м велись переговоры с Bombardier о совместном крупномасштабном производстве, но нагрянувший дефолт спутал все планы. Пришлось обходиться своими силами. «Тайга-500Д» очень напоминал Ski-Doo Scandic – двухцилиндровый двигатель объемом 497 кубических сантиметров и мощностью 45 лошадиных сил позволял развивать скорость до 100 километров в час. В трансмиссию была встроена двухступенчатая коробка передач с реверсом, в подвеске гусениц и лыж применялись гидравлические амортизаторы. Первая партия из 200 машин была собрана к концу 1999 года, это заложило фундамент современному снегоходному производству.



«Буран-М» 2002 года с обновленным дизайном. Моторный отсек впервые был полностью закапотирован, что вместе с новой системой шумоглушения снизило уровень шума на 5–6 децибел. О водителе позаботились, приподняв сиденье и применив регулируемый руль.



Этот опытный образец 2009 года носит имя «Тунгус» и оснащен одним из самых современных четырехтактных моторов немецкой компании Weber. Двухконтурная система охлаждения позволила снять проблемы с охлаждением при движении по льду или плотному снегу, буксировке тяжелых саней с малой скоростью. А максимальная скорость, которую достигает «Тунгус» — 160 километров в час.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



Источник: Снегоход-легенда СССР
Автор:
Теги: ссср 1970 1984

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Легенда, которая изменит вашу жизнь
Легенда, которая изменит вашу жизнь
13
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:17 07 июн 2021
Вредные привычки родом из СССР
Вредные привычки родом из СССР
18
Человек познаёт мир 00:20 25 мар 2025
Легенда о мудрой женщине, благодаря которой потомки до сих пор получают все
Легенда о мудрой женщине, благодаря которой потомки до сих пор получают все
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:30 11 авг 2024
Легенда о ликвидации Жуковым криминала в Одессе
Легенда о ликвидации Жуковым криминала в Одессе
0
Настоящая история 20:01 14 сен 2016
Почему в СССР детям запрещали писать левой рукой
Почему в СССР детям запрещали писать левой рукой
6
Человек познаёт мир 21:40 28 май 2025
Вы не поверите, но перед вами женщина и легенда бодибилдинга
Вы не поверите, но перед вами женщина и легенда бодибилдинга
24
Сад огород дача и все самое интересное 16:21 12 окт 2021
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
6
Человек познаёт мир 15:01 20 ноя 2023
Вытрезвители в СССР: Кто мог угодить в «приют для опьяневших», и что происходило с его постояльцами
Вытрезвители в СССР: Кто мог угодить в «приют для опьяневших», и что происходило с его постояльцами
9
Человек познаёт мир 22:20 19 мар 2025
Суровые будни женщины в СССР
Суровые будни женщины в СССР
31
Живи правильно 10:00 17 фев 2016
10 зарубежных фильмов, за билетами на которые в СССР выстраивались в очередь
10 зарубежных фильмов, за билетами на которые в СССР выстраивались в очередь
3
Человек познаёт мир 03:30 17 мар 2024
Легенда джаза Диззи Гиллеспи: Как огромные щёки помогли виртуозу-хулигану стать знаменитым
Легенда джаза Диззи Гиллеспи: Как огромные щёки помогли виртуозу-хулигану стать знаменитым
0
Человек познаёт мир 12:30 05 янв 2024
Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался
Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался
9
Человек познаёт мир 20:30 25 авг 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства