Кажется, что концепций много. На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) выложено 27 рамочных программ для дошколки, на базе которых можно написать и собственную. Все они так или иначе предполагают создание условий для полноценного проживания детства и гармоничного развития. Однако одни, говорит старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис, больше ориентированы на воспитателя, другие — на ребенка. По программам первого типа до сих пор работает большинство российских детских садов. «Занятия похожи на школьные и основываются на единых нормативах, которые дети должны усвоить. Ребенку остается только следовать по курсу», — поясняет ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС Владимир Загвоздкин. Но современный образовательный стандарт, действующий с 2014 года, поддерживает те программы, в центре которых стоит ребенок. В садах нового типа дети играют, развивают исследовательскую деятельность и общение. В диалоге со взрослыми они участвуют в планировании своих занятий. Сад может использовать разные техники и методики: по-настоящему инновационную программу нельзя реализовать шаблонным образом, говорит Загвоздкин. «Такая система для нас новая, и мы только учимся в ней работать», — отмечает он. Мы отобрали шесть интересных и показательных проектов.
Детский клуб Wunderpark
деревня Борзые, Московская область Вступительный взнос: 100 000 рублей Стоимость посещения: 115 000 рублей в месяц Этот клуб в 2013 году открыла Марина Мордашова — жена владельца «Северстали». Идея пришла ей в голову после долгих поисков подходящего развивающего центра для старшей дочери. Муж велел «делать и ничего не бояться», писал Tatler. «Разноцветные билборды, кричащая реклама детских садов в интернете обещают сделать из вашего ребенка не просто достойного человека, а вундеркинда и чуть ли не нобелевского лауреата с малых лет, — отмечала Мордашова, представляя свой проект в колонке главного редактора журнала Wunderpark. — На деле же погоня за деньгами приводит к созданию совершенно невыносимых для детей учебных программ и условий». Воспитание детей в ее клубе ведется параллельно по двум программам раннего развития: российской «Тропинки» и британской The International Early Years Curriculum. «Тропинки» — одна из тех программ, что появились после введения в России нового образовательного стандарта в 2014 году. Стандарт считается одним из самых прогрессивных в мире, там множество инноваций вроде поддержки детской инициативы, развития связи с семьей ребенка, внедрения принципов равноправия по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Обе программы позволяют развить в ребенке гармоничную личность, желающую учиться, коммуницировать и сознавать свои успехи, отмечается на сайте. «У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии», — говорит представитель студии. В Wunderpark огромная инфраструктура для детского развития. Там есть интерактивный «Город профессий», футбольное поле с профессиональным покрытием, сад звуков и сад фактур, тарзанка и батуты, а еще настоящий вертолет МИ-2. В течение дня здесь занимаются кулинарией, Lego education и арт-диско, ставят кукольные спектакли и играют в интерактивных монтессори-зонах.
МДОУ «Некоузский детский сад №3»
село Новый Некоуз, Ярославская область Стоимость посещения: 92 рубля в день Здесь внедрена одна из самых юных детсадовских программ — «ПРОдетей», созданная «Университетом детства» в 2017 году и тогда же взятая для апробации детским садом в Новом Некоузе. У программы российские корни: она основана на принципах, разработанных известным советским психологом Львом Выготским (к слову, труды Выготского признаны и на Западе — например, на них базируются некоторые образовательные программы США). Выготский считал, что воспитание — активный процесс с трех сторон: самостоятельный ребенок, воспитатель, который наблюдает и помогает, и среда между ними. Поэтому, рассказывает воспитатель Аида Аскерова, педагоги спросили детей, каким бы им хотелось видеть свой сад, и воплотили детские пожелания вместе с родителями. Так, в группах появились контейнеры для хранения личных сокровищ и детских планов, которые они пишут на день. А игрушки и материалы воспитатели разместили таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем убирать на место. Ведущая роль в программе отдана сюжетно-ролевой игре (в отличие, например, от монтессори-педагогики, которая развивающее влияние такой игры отрицает). «В игре все равны, в игре у ребенка развивается креативность, способность сотрудничать, действовать в меняющихся условиях, не бояться проявлять себя», — объясняет Екатерина Рыбакова, президент «Рыбаков Фонда». В Некоузском детском саду организовать игру можно не в одном, специально отведенном месте, а в самых разных: центрах грамоты и письма, сюжетно-ролевой игры, науки, искусств, строительства, математики и манипулятивных игр, физических упражнений или на открытой площадке. Дети самостоятельно выбирают ту зону активности, в которой будут работать в течение дня, планируют свою деятельность, формулируя план письменно: знаками, символами, предложениями. И несут ответственность за свой выбор и его результат. «Постепенно дети научились справляться с выбором и планированием, — говорит Аскерова. — Такой стиль работы стал привычен и интересен, потому что они поступают в соответствии со своими желаниями». Изменение отношения к ребенку — так, чтобы для системы российского дошкольного образования он стал субъектом, а не объектом, — касается не только мнения взрослых, но и того, как сам ребенок воспринимает себя, рассуждает Екатерина Рыбакова. «Осознает ли он, что у него не внешний локус контроля, а внутренний, что не кто-то другой, а он сам управляет своими действиями и эмоциями? И способен ли увидеть связь между своим действием и результатом? Научить этому — задача современных специалистов дошколки: им важно развить в ребенке способность к планированию, гибкому мышлению, саморегуляции, концентрации и торможению».
Детский клуб «Я в Домике»
Санкт-Петербург Стоимость посещения: от 40 000 рублей «Когда мы говорим «детский сад», картинка у большинства возникает одинаковая: чинные воспитательницы, групповые комнаты, «детская» цветовая гамма, от которой становится грустно. Нам хотелось чего-то совершенно иного, — рассказывает автор концепции и руководитель детских садов «Я в Домике» Даша Пауте, популяризатор свободной педагогики. За ее плечами — 9 лет работы в школе неформального образования Димы Зицера «Апельсин» (автора книги «Любить нельзя воспитывать»). Что значит «свободная педагогика»? Пауте выступает за уважение к детству, за развитие познавательного интереса как основу успешного обучения и понимания себя. За ценность границ, своих и окружающих. Она считает, что надо дать ребенку возможность исследовать разные виды деятельности, исходя из его потребностей. «Хочется ему три дня подряд играть в Lego или возиться с водой — пусть, не надо его насильно увлекать другими активностями. Он наиграется, разберется и пойдет дальше», — объясняет Пауте. «Я в Домике» — частный детский клуб, первое отделение которого открылось в 2016 году в Усть-Ужоре под Петербургом, а второе через полтора года — в новостройке в центре Северной столицы. Пространство клубов изначально было задумано как важная составляющая образовательного процесса. Для России это инновационный подход, хотя тезис о том, что среда — третий учитель после родителей и воспитателей, — это мощный тренд в дизайне образовательных пространств во всем мире, пришедший из итальянской реджио-педагогики. Среди задач, стоявших перед архитектором «Домиков» Андреем Стрельченко (помещения строились с нуля), были открытая планировка, много света и простора, возможность детей перемещаться по всему пространству и заниматься различными активностями, а еще найти место для уединения. В Усть-Ужоре, например, это воплотилось в деревянных уютных «норках», идея которых была подсмотрена в финских офисных зданиях — там можно уйти в такую «норку» поработать или отдохнуть. Если само по себе пространство классное, его не надо делать специально детским, заигрывая с ребенком, — нужно только создавать все соразмерным ему, считает Даша Пауте.
Государственные детские сады Альметьевска
Татарстан Стоимость посещения: 3565 рублей в месяц Целых сорок три детсада татарского Альметьевска ориентируются на систему оценки качества воспитательной работы, основанную на Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS). Эти шкалы считаются одним из самых валидных инструментов в мире. Они расставляют человекоцентричные приоритеты и оценивают не результаты, которых добились дети, а условия для их развития. Приоритеты ECERS — принципы детского участия, обогащенной среды и зарождающейся грамотности. Участие — это про то, что любой уголок детского пространства и любая деятельность должны иметь для ребенка смысл. Обогащенная среда — это пространство с разнообразным оборудованием для игры и развития в свободном доступе. Игрушки можно брать не тем, кто съел кашу, а всем, и когда захочется. А понятие зарождающейся грамотности описывает детские способы взаимодействия со знаками, предшествующие письму и чтению в школе. Это еще не учеба, но освоение позиции грамотного человека. Программу, запущенную в 2016 году, финансирует «Татнефть» (у нее головной офис в Альметьевске), а ведет проект психолог, руководитель блока начальных классов в московской «Новой школе» Сергей Плахотников. В процессе реформы городские сады переходят на инновационные методики работы с детьми, рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории развития ребенка МГПУ Татьяна Ле-ван, участвующая в проекте. Например, Anji play предусматривает использование предметов с открытым назначением — вроде шин, бочек, досок. Дети вольны делать с ними что угодно, а взрослый фиксирует происходящее на камеру, чтобы затем обсудить с ними эту игру. «Школа диалога с препятствием» — это спортивный 3D-комплекс, где ребенок учится через игру понимать границы своих возможностей и видеть способы преодоления трудностей. «Соразмерные возрасту физические нагрузки стали важной составляющей интеллектуального и эмоционального развития ребенка во всем мире. В России этот подход реализуется в разных программах, в том числе у Сергея Плахотникова», — отмечает Владимир Загвоздкин из ФИРО. Постепенно в программу вовлекут все детские сады района (всего их 90). В следующем году к проекту подключатся и нескольких школ Альметьевска — как говорит Ле-ван, «чтобы дети из садов новой идеологии не приходили в школы с устаревшим подходом».
Детский сад «Детское село»
Киров Стоимость посещения: 20 000 рублей в месяц Выпускница Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Бокова открыла «Детское село» в 2012 году. Все началось с поисков подходящего сада для второго сына. Сейчас под ее руководством работают уже три садика в Кирове. В основе образовательной программы — философия Рудольфа Штайнера, родоначальника вальдорфской педагогики. При этом основательница «Детского села» подчеркивает: «Частая претензия к вальдорфским садам — в их зацикленности на методике, в том, что они не хотят меняться вместе со временем. Мы в «Детском селе» думаем, что не только Штайнер был такой умный. Надо отталкиваться от природы ребенка и использовать разные методики: в том числе Монтессори, реджио-педагогику, отечественные наработки». Бокова считает, что главное в дошкольном возрасте — ощущение огромной любви к себе и качество окружающего пространства. Развивает все, говорит она: мебель из натуральных материалов, формы, эстетика интерьеров, люди в этом пространстве — дворник, родители, персонал, особенности их личности, даже внешний вид и выражение лица. Воспитанники в «Детском селе» занимаются гончарным делом, ткачеством, пекут хлеб, поют русские народные песни. Детей учат рисовать не по шаблону, играть с красками, сочинять и показывать собственные сказки. «В саду ребенок должен чувствовать себя расслабленно — может, не как дома, но хотя бы как у бабушки, — поясняет Бокова. — Здесь ребенок может столкнуться и с неприятными ситуациями, ведь он в коллективе. Мы учим решать вопросы конструктивно, осознавать и проживать свои эмоции. Однако эти ситуации обязательно должны быть соразмерны возрасту ребенка». Взгляды Боковой на педагогику не всегда соответствуют представлению о воспитании других родителей. «Иногда мамы, особенно если они хоть чуточку из сферы образования, считают долгом отредактировать нашу программу. Но я уверена в ее эффективности, хоть и понимаю, что возможно расторжение договора. Многие стремятся напичкать ребенка всевозможными знаниями и готовы за это платить. Конечно, в два года можно научить ребенка читать, но зачем?»
МБДОУ №4 «Монтессори»
Томск Стоимость посещения: 109 рублей в день Монтессори-педагогика — вещь модная. По словам Владимира Загвоздкина из ФИРО, из альтернативных детсадовских программ в России больше всего распространены те, что основаны на принципах Марии Монтессори. «В России есть несколько эпицентров монтессори-практик, один из них, безусловно, вокруг томского детского сада Татьяны Костенко», — говорит Татьяна Ле-ван из МГПУ. Томский детсад открылся в 1992 году как дошкольная ступень альтернативной школы «Эврика-развитие». Он оказался таким популярным у томичей, что спустя семь лет администрация города создала на его базе «Начальную школу-детский сад «Монтессори». Татьяна Костенко из убежденных последователей итальянской гуманистки: в саду к этой практике не примешивается почти ничего из других методик. Педагог здесь вроде экскурсовода по пространству группы. Его задача — организовать среду, которая задает «маршрут» индивидуального движения каждого ребенка в исследовании, обучении, социальном развитии. Среда вообще играет ведущую роль в становлении ребенка, считают последователи Монтессори. Дети в саду не делятся по возрасту: старшие учат младших, а малыши видят свою ближайшую перспективу. Поэтому пятилетние дети, умеющие читать и считать, в саду Монтессори не редкость. «А еще они умеют самостоятельно выбирать себе дело по душе, договариваться с ровесниками, — рассказывает Костенко. — И проверять свои гипотезы»
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)