Слышали что-нибудь про дошник? Это такая огромная бочка, которая зарывается в землю и предназначена для закваски солений. Дык вот стандартный дошник вмещает целых 16 тонн квашеной капусты! Но не суть. Я про то, что и в наше высокотехнологичное время, не смотря на то, что прилавки магазинов завалены посудой из самых различных современных материалов, настоящие дубовые бочки ещё не утратили своей актуальности. Потому что самым непосредственным образом влияют на вкус хранящихся в них напитков. Этот небольшой по современным меркам производственный комплекс «Велес» вот уже почти 12 лет производит бочки для вин и коньяков, а так же различные кадки, бочонки для мёда и солений, кашпо для цветов, ушата, запарники для бань, различную деревянную мебель и многое другое. Но в первую очередь — это всё таки бондари, поэтому сегодня я постараюсь рассказать и показать всё, что я узнал о секретах бочарного ремесла. Эта история началась ещё зимой, когда в муках выбора подарка к юбилею тестя, я забрел в специализированный магазин по продаже банных аксессуаров. На мое счастье, там же продавалось и несколько дубовых бочонков с латунными краниками, а у тестя большой сад и каждый год он делает вино собственного производства. Я уточнил у продавца, что данные экземпляры предназначены не только для украшения интерьера, но и, собственно, для долговременного хранения алкогольных напитков, и понял, что подарок найден. После вручения тесть признался, что уже сам давно подумывал о приобретении деревянной емкости, так что подарок пришелся очень кстати. Но вернемся снова в магазин. Там же я увидел большие ведерные самовары и поинтересовался у продавца, где они такие закупают. Очень уж мне захотелось посмотреть как их делают. Однако ответ молодого человека меня обескуражил — совершенно русские по внешнему виду самовары делали в Сирии!!! «Дожили, блин!» — сказал я, — «А бочки тоже оттуда или из Китая?». «Нет» — ответил продавец. — «Бочки наши, воронежские. Кажется, где-то в Россоши делают». «Ну, тогда поддержим российского производителя», — подумал я и буквально через полтора месяца оказался в кабинете директора «Велеса». Им оказался молодой, увлеченный своим делом Александр Колган, который и устроил мне и моей жене Лене персональную экскурсию и подробно рассказал о своем производстве. На фото несколько образцов продукции, собранных в его кабинете. А вот еще более крутой, чем тот, что я подарил тестю, дубовый бочонок. Краник у него не латунный, а деревянный (собственного производства), а в комплект поставки входит набор стопок с гравировкой. Сам бочонок тоже украшен рисунком виноградной лозы, нанесенным методом лазерной гравировки специальным станком. Это спецзаказ или, если хотите, индивидуальный подход к каждому клиенту. На предыдущем фото вы найдете даже продукцию с изображением бренда заказчика. Ну, а мы отправляемся в цех. Впрочем, давайте лучше пройдем все стадии производства бочки поэтапно. От заготовки до готового изделия. Для винных и коньячных бочек используют, как я уже писал выше, дуб. Иногда даже южный дуб скалистой породы, который завозят из Абхазии и Краснодарского края. Для изготовления медовых бочонков используют, соответственно, липу. Лес, уложенный в штабеля, отлеживается не менее одного года. Очень важно, чтобы дуб был спилен зимой, в период когда у него не происходит сокодвижение. Тогда древесина будет более плотной. Движемся дальше. А дальше из отлежавшейся древесины с помощью деревообрабатывающих станков делают клёпки. Или «клепочки», как ласково называет их Александр. Это те самые дощечки, из которых и состоит остов любой бочки. Они имеют довольно сложную форму: в середине клепка тоньше и шире, чем у торцов. Утоньшение в середине облегчает гнутье клепок при сборке остова бочки. Распил клёпки должен быть радиальным или, в крайнем случае, полурадиальным, чтобы в будущем избежать протечки изделия и увеличения так называемой «доли ангелов». Так называют количество испарившегося за время выдержки спирта. Процесс обусловлен способностью спирта испаряться быстрее воды, а испарения происходят благодаря пористой структуре дерева. 2-3% — это в порядке нормы. Кстати сказать, некоторые производители бочек уверяют, что они клёпки для бочек не пилят, а колят. Да, это действительно самый дедовский, классический, так сказать, способ заготовки, но цена такой бочки должна быть, как минимум, вдвое больше. В противном случае — это просто рекламный трюк. Александр считает, что России вообще максимум четыре достойных производителя бондарной продукции. Впрочем и география поставок россошанских бочек это подтверждает. Это Казахстан, Татарстан, Абхазия, Москва, Питер, Ростов-на-Дону, Саратов и так далее. Недавно пришел заказ из Комсомольска-на-Амуре. Но вернемся к технологическому процессу. Поскольку клёпки нужно дополнительно как следует просушить, делают их сразу с запасом и укладывают в пирамидки. Следующим этапом собирают остов. Для этой цели используют так называемые рабочие обручи. От постоянных они отличаются тем, что сделаны из чермета и соединены сваркой, а не заклепками. К сожалению, увидеть воочию этот процесс мне не удалось, но приблизительно это происходит следующим образом: обруч прикрепляют струбцинками к трем клепкам, расставленных с определенным интервалом. Затем между ними по порядку вставляют промежуточные клепки, как можно плотнее прижимая их друг к другу. Затем снимают зажимы и головной обруч осаживают книзу, одновременно нагоняя на остов торцевые и срединные обручи. Для того, чтобы максимально плотно прижать клёпки друг к другу, внутри пока еще бездонной бочки разводят самый настоящий костёр. Для стягивания используют металлический трос, которым с помощью ворота постепенно увеличивают усилие на торцы бочки. Бочка на костре гнется минимум полчаса, после чего бочка «стоит» на костре еще минут двадцать. Более интенсивный обжиг древесины применяется для бочек, предназначенных для выдержки красных вин, средний обжиг подойдет для коньячных бочек, а слабый, соответственно, для тех, в которые нальют белые вина. Паяльную лампу, как заверил меня Александр, не используют никогда. Для достижения наилучших результатов применяют и самый дедовский способ — обжиг с помощью дубовых или фруктовых опилок. Их поджигают, а остов плавно перекатывают, следя за тем, чтобы древесина не обуглилась, а лишь слегка подкалилась, приобретя золотистый оттенок. Далее в торцах бочки нарезается так называемый уторный паз и вставляются донья, которые так же делают из клепок-дощечек, плотно подогнанных и прифугованных друг к другу. Поосле этого бочка шлифуется. Только снаружи, внутри всё остается так как получилось после обжига. Проиллюстрировать этот этап у меня, увы, не чем, поэтому мы переходим к следующему. Это установка постоянных обручей. Они делаются из оцинкованной стали толщиной 2 мм и стягиваются с помощью стальных заклепок. Отмечу, что для больших промышленных бочек, предназначенных, например, для винзаводов, отверстия для заклепок не сверлят, а пробивают вручную. В чем разница? В том, что у просверленного отверстия получаются острые кромки и гигантским давлением внутри большой бочки заклёпки может просто срезать. Обручи так же изготавливают с запасом по всем основным типоразмерам. Следующим этапом в донце бочки вставляют деревянный или латунный кран. Безусловно, именно эта деталь и место её крепления является самым слабым на протечку местом бочки. Всем клиентам-виноделам Александр рекомендует просто вбивать деревянный чоп, а вкручивать и использовать краник уже на этапе употребления напитка. В бочках объемом более 100 литров отверстие под кран вообще не сверлят, используя для забора напитка трубочку. Ну и, наконец, переходим к «финишной отделке». К бочкам могут предложить подставку, оплетку веревкой и, по желанию клиента, лазерную гравировку. Про стопочки уже писал выше. Кроме того, на специальном станке могут изготовить даже небольшую деталь с самым сложным контуром. Например, фигурные буквы или орнамент. По технологии изготовления дубовых бочек показал/рассказал всё что узнал сам, но поведаю еще несколько подробностей о самой компании и других видах выпускаемой продукции. В «Велесе» трудится порядка 20 человек работников и по плану каждый из них за один рабочий день делает одну бочку. Бочонки для мёда изготавливают тоже из клёпок, но обручи на них при этом носят исключительно декоративную функцию. Грубо говоря, это просто молдинги. Дело в том, что медовые бочонки клеят. Их не обжигают, а вощат внутри натуральным пчелиным воском. Сверху делают съёмную крышечку с ручкой, под которую вкладывают специальную веревочку, с помощью которой края крышки как бы пломбируются, но оставляют петельку, за которую веревочку можно будет потянуть. В противном случае крышку со временем так притянет к остову бочки, что просто за ручку вы её не откроете. Помимо бочек, как я уже говорил выше, компания производит еще целый спектр бондарных изделий (весь ассортимент смотрите на официальном сайте), но особо меня порадовало, что помимо бочарного ремесла, ребята освоили и выпуск эдакой нарочито грубой деревянной мебели. Это сейчас модно, другое дело, что зачастую подобные детали интерьера (типа фальш-балок), которые можно найти в свободной продаже, сделаны из пластика и лишь имитируют дерево. Здесь же всё по-настоящему. Большую лавку или стол придется двигать вдвоем. На столе Александра я подсмотрел вот такой дизайн-проект... ...А в цехе уже некоторые его элементы. Увидев мою заинтересованность подобной продукцией, Александр предложил прокатиться до соседней улицы, чтобы показать уже готовый интерьер, в постройке которого он и его ребята принимали самое непосредственное участие. Фотографировать вечером субботы в пивном баре я не решился, но фасад щелкнул. По-моему, очень здорово. Особенно на фоне других провинциальных заведений и магазинов, отделанных сайдингом и с безвкусными вывесками. Что я еще могу сказать в заключении... Отрадно, что во времена, когда самовары делают в Сирии, а веники для русской бани заготавливают в Китае (сам видел — срамотища!), где-то еще есть настоящие мастера, делающие качественные натуральные вещи.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)