обо всем

Почему советские пилоты уклонялись от боя в начале войны

9 сентября 1942 года появилось секретное донесение на имя И. В. Сталина, подписанное заместителем Верховного главнокомандующего Г. К. Жуковым, заместителем Наркома обороны СССР по авиации А. А. Новиковым, членом Государственного комитета обороны Г. М. Маленковым и говорилось в нем следующее:

«…На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы…» На основании донесения вышел приказ № 0685 от 9 сентября 1942 года «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей». В приказе говорилось, что отныне летчикам истребительной авиации засчитываются боевые вылеты лишь те, в которых сопровождаемые ими штурмовики или бомбардировщики не имели потерь. Сбитыми самолетами противника считать лишь те, которые подтверждены фотоснимками или наземными наблюдателями. За уклонение от боя летчиков-истребителей отдавать под суд и переводить в пехоту. На фоне этого документа по-новому выглядят многочисленные упоминания в мемуарах немецких летчиков о том, что советские истребители в бой с ними не вступали. Есть немало примеров, когда наши сухопутные войска терпели поражение из-за отсутствия авиационной поддержки. Летом 1942 года брошенная в наступление под Воронежем 5 танковая армия понесла огромные потери от ударов немецкой авиации, а своих самолетов в небе танкисты не видели совсем. Притом, что поддержку должна была оказывать 1-я истребительная армия, в которой был 231 истребитель (это больше, чем во всем 4-м Воздушном флоте люфтваффе), а в составе Брянского фронта была еще и своя 2-я воздушная армия. Советские истребители в бой не вступали, в результате штурмовики и бомбардировщики оказывались без прикрытия и тоже в бой не шли. Из-за этого летом 1942 года бомбардировщики Пе-2 вынужденно использовались по ночам, хотя они были совершенно не приспособлены для такой работы. Соотношение сил на конкретных участках было не в пользу немцев. На 1 августа в составе 8-й армии было 454 исправных самолета (из них 172 истребителя), но в интересах фронта действовала и 102-я истребительная авиадивизия ПВО (85 истребителей). С немецкой стороны действовал 8-й авиакорпус, в котором было на тот же момент 96 истребителей и 234 бомбардировщика. Причин, по которым советские летчики избегали боя с немецким истребителями, было несколько. Конечно, это невысокий уровень подготовки советских пилотов. Большинство из них в 1942 году имели за плечами ускоренный курс летных училищ военного времени без присвоения офицерских званий. Их выпускали старшими сержантами. Но основной причиной все-таки следует считать качество истребителей. В 1942 году Красная Армии в основном имела на вооружении самолеты Як-1 и Як-7. Были истребители ЛаГГ-3 и МиГ-3, однако они все больше уже переводились в авиацию ПВО. Истребители «Як» ценили за простоту и дешевизну производства. Самолет собирался из недефицитных материалов: каркас из стальных труб, обшивка полотняная, крыло деревянное, также обтянутое полотном. Дюралюминий использовался минимально, лишь в некоторых узлах. Истребитель был прост в пилотировании, что позволяло его быстро освоить даже неопытным летчикам. Но все эти замечательные качества сильно обесценивали характеристики самолета. Какие бы цифры не приводились в защиту истребителя, в воздушном бою он безнадежно уступал «Мессершмитту». Конечно, на «Яках» летали и асы, но большая часть пилотов отнюдь не имела такой подготовки и опыта, как немецкие летчики. В книге «Дело всей жизни» А. С. Яковлев, расхваливая свой истребитель, сравнивает его характеристики с немецким «Эмилем» (так называли модификацию Bf.109E). Но дело в том, что истребители Bf.109E были основными в люфтваффе в 1940 году, а к началу операции «Барбаросса» их оставалось менее половины. И главными противниками советских пилотов стали «Фридрихи» (Bf.109F), скорость которых уверенно переваливала за 600 км/час, это на 50 км/час больше, чем у Як-1 и ЛаГГ-3. А с мая 1942-го на вооружение немцев стали поступать еще более совершенные и скоростные «Густавы» (Bf.109G). Понять советских летчиков-истребителей можно. Они не хотели вступать в безнадежный бой с заранее известным результатом. И даже ценой своей жизни выполнить приказ все равно бы не смогли. «Мессеры» имели возможность не вступать в бой в невыгодной для них ситуации. Легко уходили от преследования и могли, связав советские истребители боем, расправляться с бомбардировщиками и штурмовиками. Тем более, что взаимодействия в воздухе у советских пилотов не было, радиостанции имели только командирские машины. Ситуация изменилась лишь с появлением в больших количествах новых истребителей Ла-5, а также поступлением в войска американских «Аэрокобр», на которых летали асы вроде Покрышкина.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:






Источник: Почему советские пилоты уклонялись от боя в начале войны
Автор:

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Аэропорт среди жилых кварталов: нервозный аттракцион, от которого стали седыми даже опытные пилоты
Аэропорт среди жилых кварталов: нервозный аттракцион, от которого стали седыми даже опытные пилоты
1
Человек познаёт мир 13:30 20 авг 2023
17 секретов, о которых не расскажут пилоты
17 секретов, о которых не расскажут пилоты
1
Интересности 18:03 28 авг 2016
5 практичных причин, почему советские женщины носили комбинации под одеждой
5 практичных причин, почему советские женщины носили комбинации под одеждой
5
Человек познаёт мир 18:30 01 окт 2023
4 истории любви Великой Отечественной войны
4 истории любви Великой Отечественной войны
9
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:32 09 май 2020
Под одеждой: вот почему советские женщины носили комбинации
Под одеждой: вот почему советские женщины носили комбинации
54
Женский каприз 19:58 04 сен 2018
Знаменитые советские артисты, которые прошли войну
Знаменитые советские артисты, которые прошли войну
3
Интересный мир 07:29 13 май 2024
Почему разгорелся спор эскимосов и чукчей, который едва не перерос в советско-американский скандал
Почему разгорелся спор эскимосов и чукчей, который едва не перерос в советско-американский скандал
2
Человек познаёт мир 08:30 22 сен 2024
Почему советские женщины не снимали меховые шапки даже в помещениях?
Почему советские женщины не снимали меховые шапки даже в помещениях?
19
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:26 06 окт 2021
Воспитательные дома: зачем в начале ХХ века пломбировали детей-сирот
Воспитательные дома: зачем в начале ХХ века пломбировали детей-сирот
5
Человек познаёт мир 06:30 10 ноя 2023
Две войны Юрия Никулина...
Две войны Юрия Никулина...
1
Артобоз 21:40 08 май 2025
Тайна белого фартука: Почему одежда советских школьниц так похожа на униформу горничных
Тайна белого фартука: Почему одежда советских школьниц так похожа на униформу горничных
26
Человек познаёт мир 12:30 25 сен 2023
Почему советские пилоты уклонялись от боя в начале войны
Почему советские пилоты уклонялись от боя в начале войны
0
Человек познаёт мир 03:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства