обо всем

Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны



Он прожил девяносто лет, а казалось – тысячи, ведь даже в столь долгую жизнь сложно уместить все то, что ему довелось совершить. Он прошел войну и лагерь военнопленных, чтобы подарить миру радость. Он проектировал первый итальянский компьютер и шокирующе фрейдистские вазы, возводил аэропорты и делал украшения... А в шестьдесят четыре года Этторе Соттсасс оставил карьеру успешного коммерческого дизайнера, чтобы совершить собственную революцию…


Печатная машинка Оливетти.


 

Этторе Соттсасс родился в 1917 году, в семье архитектора, и сам получил образование в этой области. В годы учебы в университете начинал заниматься исследованиями и теорией дизайна (а эссе о дизайне и искусстве продолжал писать и издавать всю жизнь). Но прежде, чем начать собственную карьеру, он оказался в итальянской армии в годы Второй мировой войны, воевал в Черногории и выжил в югославском концлагере. Этот опыт, казалось, никак не повлиял на то, что создавал Соттсасс. Из-под его руки выходили яркие, жизнерадостные вещи, полные игры, иронии и скрытого эротизма.
В 1959 году его пригласили работать в компанию Оливетти, производившую печатные машинки.
В эти годы в Италии, оправившейся после войны, царствовал «хороший дизайн» - рациональные и лаконичные формы, благородные материалы, строгая логика и функциональность. Однако Соттсасс, прирожденный бунтарь, даже в такой технологичной сфере бросил вызов «хорошему вкусу» - его модели печатных машинок были все так же просты и минималистичны, но их форма вызывала эмоции, а яркие оттенки притягивали взгляд. Их хотелось держать в руках, прикасаться к ним, обладать ими. Спустя много лет его будут осуждать за слишком «возбуждающий» дизайн печатных машинок – забыв о том, что его авторству принадлежат по-настоящему скандальные работы, например, ваза в форме мужских гениталий. Большой поклонник женской красоты, Соттсас называл одну из своих машинок, алую модель «Валентина», «девушкой, надевшей очень короткую юбку» - так смело и дерзко она выглядела. В годы работы с «Оливетти» он получил престижную премию за проект первого компьютера итальянского производства, конечно, очень яркий и оптимистичный.


Стеллаж в стиле Мемфис и печатная машинка.


 

Несмотря на свои смелые заявления, в 60-е Соттсасс завоевывал признание как добропорядочный дизайнер потребительских товаров – до тех пор, пока не оказался в Индии. Яркие краски чужой страны, ее древняя культура перевернули представление Соттсасса о дизайне. Он понял, что больше не хочет идти путем коммерческого дизайна, что задыхается в мире, полном правил, требований, ограничений… С тех пор он никогда больше не был «штатным дизайнером», хотя каждая из компаний, с которой он сотрудничал, мечтала заполучить его в штат.


Вазы из коллекции Тотем.


 


Вазы Этторе Соттсасса.


 


Вазы Этторе Соттсасса.


 

Сначала он представил публике безумные керамические скульптуры как аксессуары для дома. Затем начал экспериментировать с материалами, цветами и принтами. Кровати из стекловолокна? Отлично! Пластик, акрил, ламинат, силикон в самых безумных и неожиданных сочетаниях? Разумеется! Соттсасс считал, что гедонистический, жизнерадостный подход к дизайну как нельзя лучше подходит темпераментным итальянцам, которые «столько раз подвергались набегам, что решили не строить на века, а просто радоваться жизни». Дизайнер настаивал, что дизайн имеет дело с духовной стороной жизни, а вещь обладает магическими свойствами – и проектировать нужно, опираясь на интуицию, а не на технологии.
Он дружил с битниками и музыкантами, прогуливался с Эрнестом Хэмингуэем, крутил один роман за другим (и в случае неудачи сублимировал в творчество – да-да, та самая скандальная ваза возникла в результате несчастной любви). Соттсасс прославлял чувственность, его работы приобретали волнующие изгибы и странную физиологичность.


Кресло с отделкой из ламината и зеркало-волосы.


 


Предметы мебели, созданные им, могли быть многофункциональными, но главной особенностью была их форма.


 

В 1976 году на Венецианской биеннале он встретил журналистку и исследовательницу дизайна Барбару Радиче. Ей было тридцать три года, ему пятьдесят девять, и это была любовь – сначала к дизайну, а затем и друг к другу. Барбаре Радиче принадлежит самая подробная биография Соттсасса – в конце концов, кому, как не супруге, было известно о нем абсолютно все?


Зеркало и стеллажи в стиле группы Мемфис.


 

В 1981 году Этторе Соттсасс организовал и возглавил группу «Мемфис», полностью перевернувшую представление итальянцев о дизайне как таковом. Ему было шестьдесят четыре года. Название группы отсылало к песне Боба Дилана, и становилось понятно – ее представители готовы расшатать общественные устои! «Мы поставили индустрию на службу дизайну», - говорили они, имея в виду свою готовность использовать новейшие материалы и технологии для создания вещей, больше похожих на произведения авангардного искусства, чем на утилитарные предметы. Соттсасс сверг диктатуру функционализма. Его творения каждый мог использовать так, как считал нужным. Они были смешными, странными, неудобными, но неизменно яркими и выразительными.


Комната, полная мебели в стиле группы Мемфис.


 

«Нельзя обставить интерьер лишь вещами «Мемфиса», это то же самое, что питаться одними пирожными», - писал дизайнер (к тому же он сравнивал эти работы с запрещенными веществами). Однако другой его коллега по цеху – правда, из мира моды – готов был поспорить с этим утверждением. Карл Лагерфельд обставил свой роскошным дом в Монако одной лишь мебелью от «Мемфиса».


Кресло Этторе Сотсасса.


 

К архитектуре Соттсасс обратился лишь в очень зрелом возрасте. Ему было уже около восьмидесяти, когда он решил вернуться к той профессии, к которой готовился с детства. Как архитектор, он все же стремился к удобству для потребителей, однако говорил, что главное в архитектуре – чувства. Поэтому Соттсасс строил преимущественно частные дома, как нельзя лучше выражавшие внутренний мир заказчиков.


Дом для дизайнера Эдриана Олабуенаги и его жены Лесли Бейли на Гавайях.


 

Соттсасс не расставался с фотокамерой, однажды взяв ее в руки. Он фотографировал… все подряд – вдохновляясь обыденностью. Для него не существовало различий между архитектурой, фотографией, живописью и дизайном – вернее, разницу он считал сугубо технологичной. Все это – формы выражения эмоций, а талантливый человек (как он сам) может одинаково успешно работать во всех сферах.

Текст: Софья Егорова.

источник


Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Источник: Почему дизайнер первого итальянского компьютера отказывался работать в ведущих компаниях страны
Опубликовал:
Теги: ведущая ведущий дизайнер компания компьютер

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
А бывает вообще равный вклад, если мужчина не работает?
А бывает вообще равный вклад, если мужчина не работает?
9
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:00 12 май 2021
Почему нет смысла работать за мизерную зарплату, которой хватает только на еду и счета
Почему нет смысла работать за мизерную зарплату, которой хватает только на еду и счета
37
Здесь только хорошие новости! 07:11 03 май 2021
Сажаем живую изгородь из туи. Выбираем правильный сорт Сажаем живую изгородь из туи. Выбираем правильный сорт
Обнаглевшие детки в школе или неумение работать?! Крик души учителя
Обнаглевшие детки в школе или неумение работать?! Крик души учителя
44
Здесь только хорошие новости! 01:00 10 май 2021
Голландка приехала в Россию и назвала 5 вещей, из-за которых наша страна никогда не станет Европой
Голландка приехала в Россию и назвала 5 вещей, из-за которых наша страна никогда не станет Европой
32
Здесь только хорошие новости! 07:32 Вчера
Если бы парни вели себя, как девушки
Если бы парни вели себя, как девушки
13
Интересности 21:43 16 фев 2018
Немец, проживший в России 6 лет, раскрыл секрет Русских и объяснил, почему Русские умнее Немцев.
Немец, проживший в России 6 лет, раскрыл секрет Русских и объяснил, почему Русские умнее Немцев.
20
Здесь только хорошие новости! 05:58 11 май 2021
Молоденькая секретарша опоздала на работу. Начальница, старая дева, делает ей замечание...
Молоденькая секретарша опоздала на работу. Начальница, старая дева, делает ей замечание...
3
Здесь только хорошие новости! 21:21 12 май 2021
Китайцы отказываются заходить со мной в лифт и сидеть рядом в кафе. Причина совершенно бредовая!
Китайцы отказываются заходить со мной в лифт и сидеть рядом в кафе. Причина совершенно бредовая!
30
Здесь только хорошие новости! 05:48 01 апр 2021
Причины, почему бывшие отличники работают на дядю, а двоечники гребут деньги лопатой
Причины, почему бывшие отличники работают на дядю, а двоечники гребут деньги лопатой
55
Здесь только хорошие новости! 01:01 30 мар 2021
Обматерившая ведущих "Давай поженимся!" невеста объяснила поступок
Обматерившая ведущих "Давай поженимся!" невеста объяснила поступок
25
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:15 16 окт 2020
«Вот это бабушки!»: пожилые итальянские красавицы, которыми восхищается весь мир
«Вот это бабушки!»: пожилые итальянские красавицы, которыми восхищается весь мир
120
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 19:20 19 янв 2021
Какая страна и город подходят человеку по знаку зодиака
Какая страна и город подходят человеку по знаку зодиака
25
Здесь только хорошие новости! 05:29 15 апр 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства