обо всем

Методы перевоспитания «трудных» подростков в Российской империи

В XIX веке дети и матёрые уголовники содержались в одних исправительных учреждениях, мало того, в одних камерах. Работой с трудными подростками практически не занимались, во всём приравнивая к взрослым. Ужасная ситуация так и осталась бы нормой для страны, если бы не усилия новаторов. Но и им пришлось пройти через множество препятствий, чтобы дать шанс на нормальную жизнь сбившимся с пути детям.

Юридическая ответственность несовершеннолетних в царской России


Впервые несовершеннолетние упоминаются в качестве субъекта уголовного права в Воинском Артикуле (1715 г.) Петра I. В нём не был обозначен возраст, с которого подросток должен был отвечать перед законом. Такое уточнение появилось в указе Екатерины II (1765 г.): не подлежали уголовной ответственности дети до 10 лет; подростки с 10 до 17 лет могли уже получить наказания за отдельные преступления (последующие нормативные акты, вплоть до 1917 года, лишь дополняли это положение). До 60-х годов XIX столетия несовершеннолетние преступники содержались совместно со взрослыми. Ситуация изменилась к лучшему после указа императора Александра II (1866г.), который предписывал отдельное содержание малолетних правонарушителей. Стали открываться исправительные заведения, в которых несовершеннолетних не наказывали, а привлекали к полезной деятельности. В основном это были ремесленные приюты или земледельческие колонии.

Основание Московской исправительной школы для подростков-преступников


Известный российский философ XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв в своих трудах говорил о необходимости поступательного движения от зверочеловечества к богочеловечеству, от царства природы в царство духа. Важнейшая ступень в этом восхождении – этическая. На крепкой нравственной основе должны зиждиться все сферы жизни человеческого общества, в том числе и пенитенциарная система. В её основании должно лежать не желание возмездия преступнику, а устремление помочь ему исправиться – только в этом случае он вновь станет полноценным членом общества. Соловьёв в своём труде по нравственной философии «Оправдание добра» (глава 15 «Уголовный вопрос с нравственной точки зрения») писал о том, что преступнику для исправления нужна общественная опека, а поручить таковую необходимо лицам высоконравственным. Он провёл параллель: столетие назад с психическими больными поступали, как со зверями, которых требовалось укрощать – на цепь сажали и палками били. Соловьёв отметил, что теперь такое отношение к больным с нарушенной психикой ужасает. По его мнению, пенитенциарная система тоже должна строиться не на карательных методах, а исправительно-восстановительных. По счастью, среди современников великого русского философа нашлись не просто единомышленники, а люди, готовые воплощать такие идеи в жизнь. Они направили свои усилия на изменение положения несовершеннолетних преступников, положение которых было особенно несправедливым и губительным – прежде всего их требовалось отделить от развращающей среды закоренелых преступников, сделать так, чтобы они не содержались с ними в одном тюремном помещении. Но ещё до указа Александра II, вопреки отсутствию законодательной базы, были попытки решить этот вопрос частным порядком. В 1864 году усилиями председателя Общества, занимавшегося распространением полезных книг и, одновременно с этим, директора женского тюремного комитета Александры Николаевны Стрекаловой в Москве организована школа для исправления малолетних преступников (до 14 лет), которые занимались попрошайничеством (беспризорные), были под следствием, оставались без надзора после суда или подлежали передаче на поруки. Помогал ей в этом профессор юридических наук и общественный деятель М. Н. Капустин. Он возглавлял приют вплоть до своего отъезда в Ярославль, куда получил направление по работе. Вместо себя на должность директора приюта он предлагает Николая Васильевича Рукавишникова – выпускника Московского университета (он с отличием закончил физико-математический факультет).

Методы перевоспитания трудных детей, применяемые в «Рукавишниковском приюте»


Приют содержался на деньги купца А.А. Бахрушина и самого Николая Васильевича. Н.В Рукавишников был сыном крупного промышленника, владельца золотых рудников и металлургических заводов, но по стопам отца не пошёл. Он полностью посвятил себя своим воспитанникам – организовывал их жизненный уклад, их деятельность. Детей хорошо кормили, они обучались грамоте и ремёслам (для чего были приглашены лучшие мастера сапожного, переплётного, портняжного и столярного дела). Доход с продажи изделий поступал в кассу личных сбережений мальчиков, что стимулировало их желание добросовестно освоить выбранное ими ремесло. С детьми не допускалось грубое обращение, кроме того, их вывозили на экскурсии, водили в театры и музеи. В приюте имелся небольшой лазарет, в котором постоянно дежурил врач. Если же подросток заболевал серьёзно, его отвозили в городскую больницу, где его обязательно навещали ребята и наставники. Но самое главное – Николай Васильевич участвовал в каждом из них, как в родном человеке. Основу методов воспитания составляли не наказания и наставления, а искреннее и сердечное участие в судьбе каждого воспитанника, сострадание к ним, поощрение хороших дел и поступков. Нередко ребята гостили на даче Николая Васильевича, а по большим праздникам приходили в гости в уютный дом Рукавишниковых, и сидели за большим столом вместе со всем их семейством.

Патрон К. Рукавишников и его удачный эксперимент


В 29 лет Николай Васильевич тяжело заболел. Перед смертью он попросил своего брата Константина позаботиться о приюте. Константин сдержал обещание и вместе с братом Иваном продолжил дело старшего брата. Стараниями братьев Рукавишниковых в приюте (из числа подопечных) были организованы церковный хор и оркестр духовых инструментов. По воскресным и праздничным дням ребят приглашали музицировать в городском парке, что очень им нравилось. Когда количество воспитуемых существенно увеличилось, был пристроен флигель, а позже была основана колония на станции Икша, куда для земледельческих работ направлялись старшеклассники. Выращенные ими овощи и фрукты отправлялись в приют. Однажды Константин Рукавишников отважился на такой эксперимент: он не смог пойти к обедне из-за болезни и попросил, чтобы одного из воспитанников прислали принести ему домой просфору. Всё закончилось благополучно. После этого Константин Васильевич не раз отпускал некоторых воспитанников без сопровождения в город. Такие эксперименты ускоряли социализацию воспитуемых и укрепляли их уверенность в себе. Судьба ребят отслеживалась и после выхода из исправительной школы: каждому из них назначался наставник, который помогал найти работу, опекал его, интересовался, нравится ли ему работа, как с ним обходятся, а у хозяина, в свою очередь, спрашивал, доволен ли тот работой воспитанника. Опыт «Рукавишниковского» приюта активно перенимался. Приюты такого рода открывались во многих городах. По инициативе К. В. Рукавишникова проводились съезды работников исправительных заведений, на которых обменивались опытом и составляли резолюции (многие из них легли в основу изменений в законодательстве).

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!




Источник: Методы перевоспитания «трудных» подростков в Российской империи
Автор:
Теги: империя подросток российский 1917 болезнь

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как вывести пятна со скатерти: лучшие методы
Как вывести пятна со скатерти: лучшие методы
2
Сайт обо всём и для всех 15:52 04 янв 2024
Борзыми щенками. Трудных подростков перевоспитывают собаки
Борзыми щенками. Трудных подростков перевоспитывают собаки
0
Интересности 20:01 23 июл 2016
Артисты назвали претендентку на роль новой примадонны российской эстрады
Артисты назвали претендентку на роль новой примадонны российской эстрады
20
Артобоз 20:07 16 апр 2023
Мрачные тайны Российской империи
Мрачные тайны Российской империи
0
Интересный мир 07:35 01 авг 2016
Самый первый известный снимок городов Российской Империи.
Самый первый известный снимок городов Российской Империи.
0
Настоящая история 12:01 14 ноя 2016
12 ошибок воспитания, которые совершают почти все родители подростков
12 ошибок воспитания, которые совершают почти все родители подростков
13
Человек познаёт мир 08:17 02 авг 2021
10 самых «возрастных» актрис, игравших подростков
10 самых «возрастных» актрис, игравших подростков
0
Жизнь прекрасна 15:00 17 янв 2017
ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ в Российской империи
ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ в Российской империи
0
Настоящая история 07:12 08 дек 2016
Предсказания Распутина. От падения Российской империи до событий наших дней
Предсказания Распутина. От падения Российской империи до событий наших дней
2
Настоящая история 19:02 22 июн 2017
Неопознанные шары в небе Российской империи
Неопознанные шары в небе Российской империи
0
Интересный мир 07:10 24 мар 2017
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
9
Человек познаёт мир 00:30 07 сен 2022
Необычный психбольной с рассказами о галактической империи и цивилизации гномов
Необычный психбольной с рассказами о галактической империи и цивилизации гномов
0
Интересный мир 01:45 01 апр 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства