обо всем

Крупнейшие морские катастрофы в истории

С тех давних пор, когда человек стал мореплавателем, он постоянно сталкивался с опасностью погибнуть в морях. Подводные рифы и скалы, «волны-убийцы», пресловутый человеческий фактор и другие причины приводили и, возможно, будут приводить к катастрофам на морских просторах. Даже двадцатый век с его стальными и прочными кораблями, молниеносной связью и радарами не спасал судна от гибели. Где же и по каким причинам происходили известные кораблекрушения в мировой истории?




«Титаник» – главная морская катастрофа XX века




Британский лайнер заслужил звание самого узнаваемого затонувшего корабля в мире. Этому способствовало многое. Ещё до пуска на воду газеты и журналы называли «Титаник» непотопляемым, и за дело – трюм и нижние палубы были оснащены герметичными дверьми, а двойное дно позволяло сохранять плавучесть при течи.

Ажиотаж вокруг популярного и роскошного лайнера привёл к тому, что билеты на его первый и последний рейс из Великобритании с США оказались дороже, чем на другие аналогичные корабли. Речь идёт не только о первом классе, места в котором поспешили занять некоторые известные предприниматели, писатели и общественные деятели. Внимание публики лишь усилило впечатление от грядущей трагедии…

Встреча с айсбергами была обычной угрозой для судов в Северной Атлантике в весеннее время года, но огромные льдины часто оставляли кораблям лишь царапины. Командование «Титаника» (который, напомним, был прозван «непотопляемым») и представить не могло тяжёлых последствий от столкновения со льдами. К тому же нужно было соблюдать график и идти на высокой скорости.



На пятый день своего путешествия из британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк, в ночь на 15 апреля 1912 года, «Титаник» столкнулся с айсбергом. Было темно, и преграду вовремя не заметили. Длинные пробоины позволили воде заполнять трюмы выше переборок. Спустя два с половиной часа корабль ушёл под воду. Из-за недостатка шлюпок около полутора тысяч человек не смогли спастись и утонули в водах океана.

«Донья Пас» – столкновение парома с танкером


После крушения «Титаника» самой крупной морской катастрофой в мирное время стала гибель филиппинского парома «Донья Пас». Его история совсем не похожа на историю дорогого и новенького лайнера. На момент крушения «Донья Пас» служила людям уже два десятилетия. Паром был построен японцами и после многих лет эксплуатации продан в Филиппины.



Бедная азиатская страна до последнего использовала судно на своих внутренних морских линиях. Навигационных приборов на нём не было, на капитанском мостике в момент катастрофы находился всего один человек – ученик матроса, а остальная команда в кубрике смотрела телевизор и пила пиво.

20 декабря 1987 года «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор» с нефтепродуктами на борту. Экипаж танкера, кстати, тоже не проявил особой бдительности и профессионального отношения к своим обязанностям – попыток заранее изменить курс он не принял. Танкер загорелся, оба судна начали тонуть, а пассажиры в панике бросались в воду, где на поверхности уже разливалось горящее топливо.

Из-за крайней переполненности парома точное число пассажиров было неизвестно, поэтому жертв посчитали не сразу, а лишь после многолетнего расследования. Погибших, как выяснилось, было почти 4,5 тысячи. Выжило в катастрофе только 24 пассажира.

«Султанша» – крупнейшее речное кораблекрушение




Не только морские просторы таили в себе опасности для кораблей. Самым масштабным крушением на речных водах считается гибель американского парохода «Султанша», курсировавшего по реке Миссисипи в 1865 году. В США в этот год закончилась Гражданская война, и пленные северяне наконец получили свободу. Капитан корабля «Султанша» Джеймс Мэйсон согласился принять на борт две с лишним тысячи бывших пленников и переправить их в северные штаты.

В середине ночи 27 апреля 1865 года на корабле взорвался котёл. Часть палубы вместе с мирно спавшими на ней людьми – которым больше негде было разместиться – рухнула вниз. Одна труба от мощности взрыва отлетела за борт, а другая упала на носовую часть корабля. Деревянный корабль легко загорелся, а встречный ветер по ходу движения судна лишь усиливал пожар. Часть людей спаслась в шлюпках, часть – вплавь, но тем не менее, число погибших превысило 1700 человек.



Точные причины взрыва установить не удалось. Скорее всего, сыграли свою роль и плохая конструкция котлов, и использование грязной воды из Миссисипи, засорившей механизмы, и переполненность корабля. Встречались и более экзотические версии: бывший агент южан Роберт Лауден впоследствии говорил, что это он заложил на судне бомбу – хотя, вероятно, это заявление было чистой бравадой.

«Новороссийск» – взрыв на боевом посту


Военные корабли часто гибнут во время сражений. Итальянский линкор «Джулио Чезаре» пережил две мировых войны и был передан Советскому Союзу в счёт репараций. Устаревший на тот момент корабль несколько лет ремонтировали и в 1955 году включили в состав Черноморского флота под названием «Новороссийск». По некоторым оценкам, на тот момент его можно было считать самым сильным советским боевым кораблём.


Корабль «Джулио Чезаре» перед передачей в СССР


«Новороссийск» служил новой родине совсем недолго, лишь несколько раз выйдя в море для отработки боевых задач и поучаствовав в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя. Ночью 29 октября 1955 года на пришвартованном корабле раздался взрыв. Корпус был пробит, а более 150 человек в носовых кубриках погибло.

Причины взрыва остались неясными. Диверсию со стороны зарубежных государств доказать не удалось. Официальное следствие посчитало, что наиболее вероятным источником взрыва была немецкая донная мина, поставленная в бухте ещё в период войны.



Линкор «Новороссийск» на рейде Севастополя

Катастрофа, к сожалению, не закончилась взрывом. «Новороссийск» тут же попытались отбуксировать на мелководье, но его носовая часть села на грунт и корабль стал стремительно крениться на бок, а затем и вовсе ушёл под воду. Решение об эвакуации моряков было принято слишком поздно, и они оказались заперты в опрокинувшемся корабле. Счёт ушедшим жизням в итоге перевалил за 800 человек.

«Трешер» – крупнейшая гибель подводной лодки


Главной катастрофой в российском подводном флоте считается гибель «Курса». Однако в мировой истории был похожий случай, который привёл к смерти более многочисленного экипажа. Американская атомная подводная лодка «Трешер» в 1963 году проводила испытания на прочность при глубоководных погружениях.



10 апреля 1963 года в водах Атлантического океана «Трешер» должен был опуститься на тестовую глубину в 360 метров. Приближаясь к этой глубине, лодка перестала отвечать на вызовы. В последнем и сильно искажённом сообщении с лодки удалось разобрать слова «предельная глубина», за которыми последовал шум. Впоследствии его идентифицировали как шум разрушающегося корпуса.

Как установило следствие, из-за некачественной пайки шва вода проникла в реактор, и он отказал. Лодка не смогла всплыть и стала опускаться на дно вплоть до разрушения прочного корпуса. 129 человек на борту утонули вместе с ней.

«Адмирал Нахимов» – столкновение двух судов




Даже при наличии современных навигационных приборов возможны столкновения кораблей из-за человеческого фактора. Таким примером стала история крушения советского пассажирского парохода «Адмирал Нахимов». Судьба корабля была чем-то схожа с «Новороссийском»: он также был построен за рубежом, в Германии, и после войны был передан советскому флоту.

Несмотря на возраст, «Адмирал Нахимов» совершал круизы без аварий и происшествий. Он успешно перевозил пассажиров на дальние расстояния, вплоть до Кубы и Саудовской Аравии. Износ судна давал о себе знать, и в конце 1986 года его планировали списать с баланса Черноморского пароходства.

К сожалению, обстоятельства сложились иначе. Вечером 31 августа 1986 года, совершая рейс из Новороссийска в Сочи, «Адмирал Нахимов» пересёкся курсом с другим кораблём – сухогрузом «Пётр Васёв». Произошло это из-за несогласованных действий экипажей: пассажирский лайнер слегка изменил свой курс, а капитан «Петра Васёва» не учёл этого и вовремя не обратил внимания на экран радиолокационной обстановки.



«Пётр Васёв» после столкновения

Сухогруз протаранил «Адмирала Нахимова». Лайнер сильно накренился, из-за чего спустить шлюпки на воду было невозможно. «Адмирал Нахимов» ушёл под воду всего лишь через 8 минут после столкновения. Пассажиры в спешке спасались на плотах или вплавь, кто-то вследствие паники даже не успел выбраться из кают и коридоров, а многим не хватило даже спасательных жилетов. Более 400 человек из 1200 находившихся на борту не пережили эту ночь.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



Источник: Крупнейшие морские катастрофы в истории
Автор:
Теги: история катастрофа авария айсберг баланс

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
“Морские дьяволы” – совершенные летчики!
“Морские дьяволы” – совершенные летчики!
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:28 21 дек 2023
9000 жертв: Самые страшные морские катастрофы XX века
9000 жертв: Самые страшные морские катастрофы XX века
0
Жизнь прекрасна 10:00 17 мар 2017
Крупнейшие и грандиознейшие империи в истории человечества
Крупнейшие и грандиознейшие империи в истории человечества
0
Жизнь прекрасна 10:45 10 мар 2017
9000 жертв: Самые страшные морские катастрофы XX века
9000 жертв: Самые страшные морские катастрофы XX века
0
Человек познаёт мир 03:30 13 фев 2023
9000 жертв: Самые страшные морские катастрофы XX века
9000 жертв: Самые страшные морские катастрофы XX века
0
Жизнь прекрасна 11:30 20 дек 2016
Фатальная инсомния: катастрофы, которые произошли из-за нехватки сна
Фатальная инсомния: катастрофы, которые произошли из-за нехватки сна
0
Жизнь прекрасна 14:01 13 фев 2017
Природные и техногенные катастрофы, подзабытые человечеством
Природные и техногенные катастрофы, подзабытые человечеством
0
Жизнь прекрасна 08:30 03 фев 2017
Крупнейшие ограбления века
Крупнейшие ограбления века
0
Интересный мир 23:35 25 июн 2016
Опасные морские змеи
Опасные морские змеи
0
Сад огород дача и все самое интересное 07:25 26 май 2016
Катастрофы, которые исчезли из нашей памяти
Катастрофы, которые исчезли из нашей памяти
0
Интересный мир 10:10 17 дек 2016
Как живут морские цыгане
Как живут морские цыгане
9
Человек познаёт мир 03:30 27 авг 2022
Крупнейшие кражи произведений искусства в истории, которые привели к большим потерям для всего мира
Крупнейшие кражи произведений искусства в истории, которые привели к большим потерям для всего мира
2
Человек познаёт мир 14:30 12 ноя 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства