Кому и почему покровительствовал чернокожий святой в Средние Века.
Сейчас модно думать, что в историческом кино не найдётся места образу чернокожего (по крайней мере, вне роли лакея)
Мученик за веру и хранитель Христова копья
По легенде, Маврикий был предводителем одного из римских легионов, полностью состоявшего из тайных христиан. Император Максимиан призвал легион из Египта, где он находился, в Галлию. На
Справа на этом алтарном триптихе Святой Маврикий с германским гербом на флаге.
Кроме того, по легенде, он, как и многие ранние тайные христиане, хранил одну из реликвий, связанную с Иисусом Христом. Это было копьё. В Средние века это копьё называли Копьём Судьбы, и его использовали при коронации одного из ранних германских императоров, Генриха II Святого. Что интересно, это копьё хранится до сих пор в имперской сокровищнице Хофбургского замка в Австрии. К этому копью с
Второй артефакт германских императоров, связанный с именем Маврикия — его меч. Он использовался в коронациях и хранится там же, где копьё. Он украшен надписью «Христос побеждает — Христос правит — Христос повелевает».
Меч Святого Маврикия.
Покровитель рыцарей и красильщиков
Считается, что Маврикий, как легионер и христианин, покровительствует рыцарям, как и, например, Святой Георгий. В пятнадцатом веке в Италии был создан рыцарский орден Святого Маврикия.
Своим святым избрали Маврикия и средневековые красильщики. Логика у них была безыскусна: чернокожий для них выглядел как окрашенный (тем более, что увидеть чернокожего и
Святой Маврикий с флагом Священной Римской империи.
И, конечно, не обошлось без немцев. В конце четырнадцатого века немецкими купцами в Риге была основана организация, которая позже избрала Маврикия своим покровителем и стала из-за этого зваться Братством Черноголовых (и распространилась на другие восточные прибалтийские города). Эти купцы противостояли местной купеческой Большой Лиге. В Братство входили холостые купцы,
Во время присоединения Латвии и Эстонии к
Вход в Дом черноголовых в Риге. Современная реконструкция.
Был ли святой?
Ещё во времена расхождения протестантства по Европе многие стали сомневаться в реальности Святого Маврикия. Хотя он был канонизирован католиками в четвёртом веке, не осталось ни одного свидетельства, рассказывавшего о его внешности и судьбе, кроме устных
Правда, всё это не мешало многим известным немцам впадать в транс при виде знаменитого копья. Например, Вагнер и Ницше нарочно пошли осмотреть его, и Ницше испытал от одного присутствия артефакта такое сильное чувство, что у него вырвались слова: «Бог умер. Его убили ты и я». «В ту же секунду я понял, что наступил знаменательный момент в моей жизни. Долгие минуты я стоял, рассматривая копьё, совершенно забыв обо всем, что происходило вокруг. Казалось, что копьё хранит какую-то тайну, от меня ускользавшую, однако мною владело такое чувство, будто я знаю что-то о ней, но не в состоянии проанализировать её смысл в своём сознании. Копьё было чем-то вроде магического носителя откровения; оно открыло такое прозрение в идеи мира, что человеческое воображение казалось более реальным, чем реальность материального мира. Что за безумие овладело моим разумом и родило бурю в моем сердце?..» Это уже слова Гитлера. Впрочем, и Гитлер, и Ницше были очень экзальтированными персонами.
Текст: Лилит Мазикина
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
И не забудьте:
Подписаться на мой
Комментарии (0)