обо всем

Какими были первые троллейбусы Ленинграда

В довоенном Ленинграде троллейбус считался транспортом повышенной комфортности – он стоил дороговато, но горожане были готовы за него платить. Даже несмотря на то, что однажды поездка в троллейбусе обернулась для пассажиров катастрофой, унесшей 13 жизней. Удобные и вместительные машины, не требующие бензина, работали в городе даже в блокаду. Их даже хотели пустить по Ладоге и это было вполне осуществимо…

Чудо техники поначалу было не очень надежным


Первые в мире троллейбусы появились 1882-м одновременно на территории двух городов Германии. Одна линия была запущена между Берлином и прилегающим к нему городком Шпандау. Вторую проложили в Кёнигштайне недалеко от Дрездена, в так называемой Саксонской Швейцарии. Так выглядел троллейбус, разработанный инженером-электриком Вернером фон Сименсом и запущенный в пригороде Берлина./Фото:alternathistory.com А вот в СССР пассажирские троллейбусы пустили только в 1933 году – сначала в Москве, а потом и в других крупных городах. Первые троллейбусы имели аббревиатуру «ЛК», что расшифровывалось как «Лазарь Каганович». У этих машин был целый ряд недостатков и, прежде всего – несущие деревянные элементы. В результате в ненастную погоду (особенно в дождливом Ленинграде) происходила утечка тока на корпус машины. Кроме того, у ЛК не было стеклоочистителей и его салон не отапливался, что для северной столицы опять же было немаловажным. На смену ЛК-1 пришли более новые модели «кагановичей»: во второй половине 1930-х годов в Ленинграде эксплуатировалось семь троллейбусов ЛК-5 и один – ЛК-3. Впрочем, с этими моделями связана одна драматическая история, после которой ЛК вывели из эксплуатации, и они на долгое время были практически забыты. Один из первых троллейбусов в Ленинграде. /Фото:getmuseum.ru Это случилось 26 декабря 1937 года. У ЛК-5, который вёз пассажиров от Финляндского вокзала по набережной Фонтанки, лопнуло переднее колесо. Троллейбус развернуло и он упал в воду. Трагедия унесла 13 жизней. Реакция советских властей последовала незамедлительно: той же ночью арестовали начальника Троллейбусной службы, главного инженера троллейбусного парка и многих других сотрудников, которых следственные органы посчитали в той или иной степени виновными в страшном ЧП. Всех их приговорили к расстрелу. Что же касается троллейбусов ЛК, то после этого инцидента их признали опасными, и больше на маршрут они не выходили. В городе стали использовать только троллейбусы марки ЯТБ (ярославского производства). Именно ЯТБ-1 открывали троллейбусное движение в Ленинграде в далеком 1936-м. Кстати, в отличие от ЛК, они были более округлыми по форме и в целом более удобными. Впрочем, хотя эти троллейбусы и были снаружи покрыты сталью, каркас все-таки оставался деревянным. Электрическая аппаратура также, как и у ЛК, была плохо защищена от проникновения воды, поэтому ЯТБ часто ломались.

Увлекательный аттракцион


Для ленинградцев 1930-х годов прокатиться на троллейбусе считалось шиком, он воспринимался как транспорт повышенной комфортности, ведь у него были мягкие сиденья, занавески на окнах. Кроме того, он был рассчитан на определенное число мест, а значит, салон был не так сильно забит пассажирами, как в трамвае. Понятно, что за комфорт нужно было платить: если проезд в трамвае по тем временам стоил 15 копеек, причем вне зависимости от протяженности пути, то на троллейбусном маршруте каждая зона стоила 20 копеек. Тем не менее, от пассажиров не было отбоя – ленинградцы готовы были серьезно переплачивать ради того, чтобы прокатиться на таком красивом и удобном транспорте. Многие воспринимали его как аттракцион – в троллейбусе папы и мамы в качестве развлечения катали детей, а юноши – своих девушек. Согласно воспоминаниям очевидцев, особо «закатавшихся» пассажиров, наматывающих по несколько кругов, выпроваживали из салона милиционеры, объясняя, что, мол, они здесь не одни и остальным тоже нужно прокатиться. С 1937 года троллейбусы стали возить ленинградцев и гостей города даже по ночам – теперь транспорт ходил до половины четвертого и при этом довольно часто. Несмотря на ряд недостатков ЯТБ, в северной столице их использовали вплоть до конца 1960-х.

Троллейбусы в блокаду


В 1941-м, когда грянула война, троллейбусы продолжали выходить на маршруты. Их движение не прекратилось и в блокаду. Обстрелы, обрывы электросети, снежные заносы, сильный мороз – в таких сложнейших условиях трудились транспортники. Движение на троллейбусных линиях прекратилось только в конце 1941 года – причиной стали перебои с электроэнергией и сложнейшие погодные условия. Вереницы застывших на улицах Ленинграда троллейбусов, а также трамваев (они тоже перестали ходить) – обледеневших и занесенных снегом – придавали городу, в котором беспрерывно умирали люди, еще более жуткий вид. В середине апреля 1942-го в блокадном Ленинграде возобновилось движение трамваев. А вот запускать троллейбусы власти посчитали нецелесообразным. С помощью все тех же трамваев «рогатые» машины были перевезены с городских улиц в так называемые места консервации (автотранспорт для этих целей не использовали, поскольку не было бензина). Буксировка происходила так: одна троллейбусная штанга («плюс») соединялась с трамвайным токоприёмником, а вторая («минус») – с корпусом, после чего две машины ехали рядом. Буксировка троллейбуса в парк. Ленинград, 1942 год. /Фото:fotocdn.net Перед следующим зимним сезоном троллейбусы все-таки решили пустить – правда, не по городским улицам, а по замерзшей Ладоге. Их хотели использовать вместо грузовиков для доставки в Ленинград необходимых боеприпасов, продуктов, а также для эвакуации горожан. Расчеты инженеров показали, что идея вполне осуществима. Однако зима выдалась не такой морозной, лед мог не выдержать большого веса, и власти решили не рисковать. Кроме того, в середине января 1943-го советские войска блокаду прорвали.

Возвращение на улицы Ленинграда


Первых пассажиров ленинградские троллейбусы приняли только в мае 1944-го, после почти 30-месячного перерыва. Процесс запуска выглядел очень торжественно: машины покрасили в красный цвет, да и сама троллейбусная сеть к этому времени была серьезно модернизирована. Запуск троллейбуса. /Фото:getmuseum.ru В 1946 году к ЯКБ добавились более современные машины, изготовленные на Тушинском авиазаводе, которые в народе тут же прозвали «синие троллейбусы». Именно их увековечил в своем творчестве Булат Окуджава. Кстати, в послевоенные годы городские власти часто использовали и агитационные троллейбусы с информационными надписями и плакатами на бортах, а также с громкоговорителями. Они приезжали на наиболее аварийные в плане ДТП участки города, где с ленинградцами работали агитаторы: они напоминали горожанам о правилах дорожного движения и технике безопасности.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:





Источник: Какими были первые троллейбусы Ленинграда
Автор:
Теги: быль Ленинград троллейбус 1930 1937

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Какими были последние шедевры самых известных художников
Какими были последние шедевры самых известных художников
8
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:21 13 янв 2024
Время беспощадно к красоте: знаменитости какими были и какими стали
Время беспощадно к красоте: знаменитости какими были и какими стали
11
Женский каприз 17:19 26 дек 2018
5 неожиданных перекусов, которые были популярны в Советском Союзе
5 неожиданных перекусов, которые были популярны в Советском Союзе
6
Человек познаёт мир 10:30 06 фев 2024
Какими были советские путаны
Какими были советские путаны
1
Жизнь прекрасна 21:30 13 фев 2019
Страшная сила: Какими были ранние конкурсы красоты
Страшная сила: Какими были ранние конкурсы красоты
3
Интересный мир 04:40 19 янв 2017
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:38 13 апр 2022
«Над кем смеетесь?» Какими были дореволюционные сатирические журналы
«Над кем смеетесь?» Какими были дореволюционные сатирические журналы
0
Интересный мир 01:00 16 дек 2016
Без фотошопа и пластики: Какими были красавицы в прошлом
Без фотошопа и пластики: Какими были красавицы в прошлом
19
Женский каприз 08:25 20 дек 2021
Самые известные придворные шуты, которые были далеко не глупцами
Самые известные придворные шуты, которые были далеко не глупцами
2
Человек познаёт мир 02:30 Вчера
Гордый принц Филипп: какими были его последние дни и о чём он попросил сына
Гордый принц Филипп: какими были его последние дни и о чём он попросил сына
11
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 00:10 13 апр 2021
Какими были свадебные платья Романовых, и кто из невест нарушил традицию и навлек беду
Какими были свадебные платья Романовых, и кто из невест нарушил традицию и навлек беду
6
Женский каприз 07:21 07 янв 2022
Какими были покупки «онлайн» в начале XX века:Самые странные вещи, которые приобретали люди по почте
Какими были покупки «онлайн» в начале XX века:Самые странные вещи, которые приобретали люди по почте
2
Человек познаёт мир 12:30 12 июн 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства