После обретения независимости, Украине стало не по карману содержать более 150 шахтных пусковых установок и обеспечивающую их инфраструктуру, к тому же был заключён договор о стратегических наступательных вооружениях. С 1990 по 2001 годы все ядерные боеголовки были утилизированы, ракетное топливо – вывезено, корпуса ракет – порезаны на металл, а шахтные пусковые установки и командные пункты – взорваны, засыпаны и превращены сельхоз-угодья.
Проводившие ликвидацию объектов компании по договорённости оставили в целости и сохранности лишь один подземный УКП (унифицированный командный пункт) и верхние 4 метра одной из шахтных пусковых установок, в которых располагались ядерные ракеты РС-22 «Скальпель».
Музей по-прежнему имеет вид воинской части – со всеми положенными знаками:
Если бы не ракета на заднем плане, – обычная воинская часть с несколькими неприметными строениями:
Ну, разве что несколько рядов колючей проволоки и предупреждение о минных полях:
Унифицированный командный пункт
Одно из наиболее завораживающих мест в музее.
Под землёй расположена шахта глубиной 35 метров. Сверху шахты – 120-тонная крышка-плита, в которой расположены запасные люки для автоматических антенн связи и датчики ядерного взрыва. В самой шахте на специальных противовесах и амортизаторах висит огромный 30-метровый металлический цилиндр, 10 из 12 этажей в котором заполнены вычислительным и жизнеобеспечивающим оборудованием, а нижние два этажа отведены под командный и жилой отсеки. В этом цилиндре круглосуточно дежурила смена из 2-3 офицеров ракетчиков, и в случае начала ядерной бомбардировки командный пункт переходил в автономный режим существования и мог продержаться в таком режиме до 45 суток.
Ко входу в командный центр ведут подземные тоннели:
Там же, под землёй, расположены системы охлаждения и фильтрации воздуха:
Часть оборудования всё ещё работает:
Комната управления пуском ракет в командном пункте:
Та самая кнопка. Перед нажатием нужно повернуть ключ (вне кадра).
Одновременно это же должен сделать офицер за соседним пультом.
После этого 10 ракет с ядерными боеголовками улетают в Америку.
На табло показано, что все 10 подчинённых этому командному пункту ракет стартуют.
В это время в 10 разбросанных по окрестностям ракетных частях пороховые заряды отбрасывают вверх 120-тонные крышки ракетных шахт, ракеты выбрасываются вверх, запускаются их маршевые двигатели и 10х550 килотонн летят в США.
Кресло оборудовано ремнями на случай тряски во время ядерного взрыва на поверхности.
Прямая двухканальная связь с Москвой.
Унифицированный командный пункт мог выдержать ядерный взрыв, и даже в случае гибели всех офицеров, система автоматически могла принять решение об ответном пуске ядерных ракет в противника. Эта «Машина судного дня» носила название система «Периметр».
Система «Периметр»: реальность войны машин
Ядерная война с Америкой (ну, или с «вероятным противником») по планам самих американцев должна была протекать очень быстро: точечными ударами должно было быть уничтожено всё высшее командование, и наиболее важные командные объекты. В таких условиях это могло гарантировать быструю победу над СССР.
Но в противовес этой тактике была придумана система «Периметр»: на каждой ракетной шахте устанавливались датчики ядерного взрыва (свет/излучение/взрывная волна) и специальная антенна связи. Если датчики фиксировали ядерный взрыв, то система «Периметр» переходила в боевое состояние и делала попытку связаться со штабом. Если команды отмены из штаба не поступало, то система самостоятельно принимала решение о запуске всех подконтрольных ядерных боеголовок согласно заложенным в них программам.
Такая себе гарантия ненападения.
Датчики вокруг ракетной шахты.
Если все проводные средства связи выходили из строя, то существовала ещё одна возможность централизованного запуска ядерных ракет. В нужный момент из ракетной части в окрестностях Москвы запускалась специальная командная ракета, отдававшая приказ на запуск в автоматическом режиме всем контрольным пунктам. Антенна для принятия такого сигнала находилась прямо возле ракетных шахт и командных пунктов – небольшой стальной «головастик», направленный на север.
Машины для транспортировки и загрузки ракет в шахты
Это ещё одна уникальная часть экспозиции.
Машина с ракетой внутри настолько тяжелая, что имевшиеся мосты через Южный Буг не выдержали бы нагрузки. Для пересечения реки строилась специальная понтонная переправа.
К каждому из колёс примыкает электродвигатель для создания дополнительной тяги на подъёме и торможения на спуске. Если мощности всё равно не хватало, то вторая такая же машина упиралась первой «в хвост» и толкала её.
Машина для транспортировки и погрузки в шахту ракеты «Скальпель»:
Это для масштаба:
Заправщик ракет гептилом:
Контейнер для транспортировки ядерных боеголовок:
Ракета «Воевода», или по-НАТОвски SS-18 «Satan»
Несмотря на то, что в Украине ракеты «Воевода» не базировались, корпус одной из них также представлен в музее:
Эти ракеты всё ещё состоят на вооружении в ракетных войсках стратегического назначения в России.
Ещё на территории музея расположена экспозиция ракет и ракетных двигателей, но это тема для отдельного фоторепортажа.
Музей оставляет чувство понимания, насколько близко мир был к ядерной катастрофе и насколько продуманной, отлаженной и готовой к работе была система запуска ядерных ракет.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)