обо всем

Как учатся на пилотов больших самолетов

Современный самолет — это большой (или не очень) летающий компьютер. Что бы ни говорили, но автоматизация большинства расчетов и операций общую безопасность только повышает, а не наоборот.

Вы можете родиться сколько угодно пилотом от бога, но с первого раза запустить и уж тем более поднять современный аэробус в воздух у вас вряд ли получится. Этому надо учиться. Учиться основным и аварийным процедурам. Уметь выполнять все операции и этапы полета в штатном режиме. И делать все тоже самое с различными отказами. Только много часов упорных тренировок, аварийных процедур и технической документации на земле позволят безопасно выполнить полет.

Для того чтобы посмотреть, как идет подготовка экипажей, отправляемся в учебный центр компании S7 Training.

Как учатся на пилотов больших самолетовКак учатся на пилотов больших самолетов
Фотографии и текст Александра Попова

Центр был открыт в 2004 году и располагает современной учебной базой для проведения различных видов первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации членов экипажей и наземного персонала.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов
В центре действует полноценная (так написано на сайте) школа бортпроводников и стюардесс. Срок обучения на бортпроводника — два месяца. А всего через центр проходит около 30 000 человек в год. Это и пилоты, и бортпроводники, и наземный персонал.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Учебный зал, где учат открывать двери, скатываться с трапа, спасать пассажиров и помогать им в случае аварийной посадки.

Учебный зал, где учат открывать двери, скатываться с трапа, спасать пассажиров и помогать им в случае аварийной посадки

Учебный зал, где учат открывать двери, скатываться с трапа, спасать пассажиров и помогать им в случае аварийной посадки

Здесь представлены различные тренажеры и фрагменты оборудования (в основном, дверей) различных ВС. На фото, например, аварийный тренажер «Ан-148»:

Аварийный тренажер «Ан-148»

Аварийный тренажер «Ан-148»

А это тренажер аварийно-спасательного покидания А310:

А это тренажер аварийно-спасательного покидания А310.

А это тренажер аварийно-спасательного покидания А310.

Как оказалось, в технологии покидания самолета по трапу есть много тонкостей, которым пассажира не учат. Я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому пассажиру надо скатиться по такому трапу. В реальной ситуации это поможет.

Я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому пассажиру надо скатиться по такому трапу

Я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому пассажиру надо скатиться по такому трапу

А теперь давайте заглянем в аварийный тренажер A320.

А теперь давайте заглянем в аварийный тренажер A320

А теперь давайте заглянем в аварийный тренажер A320

Тренажер позволяет отрабатывать различные сложные ситуации на борту, имитировать всевозможные очаги пожаров.

Тушим пожар в багажной полке. Здесь нужно чуть приоткрыть крышку, просунуть раструб огнетушителя и пройтись им по всей длине:

Тушим пожар в багажной полке

Тушим пожар в багажной полке

В комплексе есть бассейн и такие тренажеры, где бортпроводники отрабатывают спасение пассажиров на воде, чтобы в экстренной ситуации в считанные минуты успеть всех спасти и разместить на плотах. Все они должны уметь плавать. Они отрабатывают технику, позволяющую в воде поднять пассажира без сознания на плот:

В комплексе есть бассейн и такие тренажеры, где бортпроводники отрабатывают спасение пассажиров на воде

В комплексе есть бассейн и такие тренажеры, где бортпроводники отрабатывают спасение пассажиров на воде

А теперь давайте посмотрим на самое интересное — обучение пилота. Это CBT — Computer Based Training. По сути, здесь экипаж знакомится с кабиной. На основе программного обеспечения узнает о работе и функционировании всех систем самолета. Т.е. если говорить грубо — теория. По распечатанным приборным доскам запоминается расположение кнопок, тумблеров и стрелок. Заучиваются действия по «контрольным картам» в разных ситуациях. Кстати, на торрентах вы можете найти CBT на все известные модели и самостоятельно посмотреть, что это такое:

CBT — Computer Based Training

CBT — Computer Based Training

Далее обучение идет на процедурном тренажере MFTD А320-200:

MFTD А320-200

MFTD А320-200

Он предназначен для проведения тренировок по ознакомлению с кабиной А320. Также моделируются отказы:

MFTD А320-200

MFTD А320-200

И, наконец, самое интересное — полноценные тренажеры, которые имеют шесть степеней свободы и позволяют имитировать почти все ситуации в воздухе. На фото — комплексный пилотажный Тренажер А320-200, введенный в эксплуатацию в апреле 2009 года:

Тренажер А320-200

Тренажер А320-200

А это отечественный тренажер «Ан-148»:

А это отечественный тренажер «Ан-148»

А это отечественный тренажер «Ан-148»

Самое интересное — это новейший тренажер А320, который запустили в августе прошлого года:

Новейший тренажер А320

Новейший тренажер А320

Первым на тренажере летал я. Ощущения просто потрясающие, особенно когда эта широченная полоса медленно-медленно на тебя набегает и ты понимаешь, что не попасть на нее очень трудно:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Мне показалось, что некоторые товарищи немного поржали над моим самомнением, когда забравшись в правое кресло я сказал, что основы я знаю и объяснять мне ничего не надо. Но нет! 10 лет симмерского опыта, сотни часов IFR, немного тренажера 737 и, конечно, любовь к авиации, не прошли даром.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Слетал на руках круг в Инсбруке. Самолет посадил, все в порядке.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Однако, справился! Но хочу уточнить, что управление закрылками и РУДами осуществлял командир воздушного судна. Я же только пилотировал джойстиком. Кстати, так им удобно управлять, оказывается! Жалко, что не было возможности посидеть слева, чтобы понять, как пилотировать левой рукой.

Как учатся на пилотов больших самолетовКак учатся на пилотов больших самолетов

A320, выпущенный в 1988 году, стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

В конце 80-х годов такой самолет был прорывом в гражданской авиации и философии кабин:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Рабочее место инструктора. Отсюда можно задавать все параметры окружающего мира, погоды и, конечно же, отказов. Причем, экипажи тренируются на сочетаниях невероятных отказов и последствий. Действия отрабатываются до автоматизма. А часть операций, где время очень критично (например, экстренное снижение), выполняется по памяти:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

В самолет заложена целая куча защит. В том числе и от сваливания, и от превышения скорости, и от сильного крена, и от многих других дурных действий экипажа. Так как ручка управления связана с рулевыми поверхностями только электрически, то компьютер анализирует действия пилотов и вносит свои поправки. Например, если дать ручку на себя, то самолет будет задирать нос, но до определенного момента. Потом сработает защита от потери скорости. Конечно, там система работает гораздо сложнее, я описываю ее лишь в общих чертах.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Поначалу были сложности с новой системой, но, вылечившись от детских болезней, А320 стал одним из самых популярных и безопасных самолетов в мире. Сейчас в эксплуатации находится более 4 400 машин. И еще около 2 400 машин с нетерпением ожидают заказчики.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

В кресло сел Юра — бывший диспетчер Москва-подход, который сейчас уже летает вторым пилотом А320 в авиакомпании S7. Сначала он показал всевозможные защиты. Как они действуют и как реагирует самолет. Кстати, на тренажере есть пауза. Оказывается, если ее нажать, то подвижная платформа приходит в горизонт. Но картинка на экране остается! И когда инструктор нажал паузу при сильном тангаже (угловое движение летательного аппарата), то кабина выровнялась. А картинка в мире осталась с опущенным горизонтом. Мой вестибулярный аппарат немного пришел в ужас от такого несоответствия:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

После этого инструктор отключил все защиты — имитировали отказ системы.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Тут Юра показал, что можно сделать на самолете. Поверьте, даже на тренажере такая картинка вызывает мурашки по коже и холодок в волосах. Но таки вышли из пике! На последних футах перевели самолет в набор высоты!

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

А вот горка. Еще раз повторюсь, что в нормальной эксплуатации такое сделать не даст электронная система:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

А система обратно так и не запустилась. Для этого надо было перегружать весь тренажер. Решили садиться так.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Добрый инструктор уже после высоты принятия решения устроил отказ одного двигателя. Юрка выдержал это испытание и посадил самолет:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

Пульт бога на тренажере


Источник: Как учатся на пилотов больших самолетов
Автор:
Теги: Россия техника авиакомпании познавательно полет Самолеты тренинги большой пилот самолет S7 автоматизация

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Где учатся на президентов и королей: ВУЗы, выпустившие руководителей стран
Где учатся на президентов и королей: ВУЗы, выпустившие руководителей стран
3
Человек познаёт мир 07:30 05 мар 2024
10 широкофюзеляжных самолетов «Трансаэро» не подлежат восстановлению
10 широкофюзеляжных самолетов «Трансаэро» не подлежат восстановлению
0
Интересный мир 23:20 22 фев 2017
Внутри пяти самых роскошных частных самолетов в мире
Внутри пяти самых роскошных частных самолетов в мире
0
Жизнь прекрасна 12:30 31 янв 2017
Ни один пассажир не захотел бы знать об этом: 15 снимков, сделанные после приземления самолетов
Ни один пассажир не захотел бы знать об этом: 15 снимков, сделанные после приземления самолетов
7
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:26 22 мар 2021
19 очень больших собак
19 очень больших собак
0
Интересный мир 04:40 01 апр 2016
Технодинамика создает новые «умные» кресла для пилотов
Технодинамика создает новые «умные» кресла для пилотов
0
Новости высоких технологий 18:00 15 янв 2017
Неожиданные признания пилотов и бортпроводников
Неожиданные признания пилотов и бортпроводников
3
Жизнь прекрасна 02:30 30 мар 2017
Неожиданные признания пилотов и бортпроводников
Неожиданные признания пилотов и бортпроводников
0
Жизнь прекрасна 05:00 01 янв 2017
Все, что нужно знать о турбулентности по мнению профессиональных пилотов
Все, что нужно знать о турбулентности по мнению профессиональных пилотов
0
Жизнь прекрасна 15:01 19 дек 2016
Схватка больших кошек
Схватка больших кошек
0
Жизнь прекрасна 08:45 02 фев 2017
5 самых грозных самолетов России
5 самых грозных самолетов России
0
Интересный мир 04:35 27 сен 2016
Как веселая карлица подарила миру Бредбери, Азимова, «Звёздные войны» и др: Маленькая «мама» больших
Как веселая карлица подарила миру Бредбери, Азимова, «Звёздные войны» и др: Маленькая «мама» больших
1
Человек познаёт мир 12:30 28 сен 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства