обо всем

Как французский фотограф спровоцировал всеобщий интерес к советской архитектуре




Они находятся совсем рядом с нами – свидетели ненаступившего будущего, мощные, устремленные в небеса, полуразрушенные храмы советского футуризма. Скрытые в тени повседневности, опустевшие и забытые, они терпеливо ждут, когда попадут под снос, а на их месте появятся сияющие торговые центры. Проект «СССР» Фредерика Шобэна посвящен советскому наследию, которое стоит помнить – архитектуре «космической эры».




Академия наук в Москве


 


Узбекистан, Парк солнечного комплекса.


 

В 2003 году французский фотограф Фредерик Шобэн, редактор авторитетного издания Citizen K, приехал в Тбилиси. Он планировал взять интервью у Эдуарда Шеварнадзе, но решил посвятить время и изучению города, окунуться в атмосферу Грузии – а потому пошел на блошиный рынок. Среди завалов букинистической литературы он вдруг увидел альбом об архитектуре 70-х годов, изданный на русском языке. Шобэна привлекло название, хотя обложка была пыльной и совершенно безликой. А потом его поразили фотографии в альбоме – он и представить себе не мог, что в СССР, помимо бюджетных «панелек», возводили нечто подобное.


Памятник героям Баш-Апаранского сражения, Армения, и памятник жертвам немецких оккупантов в Каунасе, Литва


 


Выставочный комплекс Ленэкспо.


 


Гостиница в Домбае.


 

Попытавшись перевести надписи под фотографиями, Шобэн узнал, что несколько этих фантастических построек находятся прямо здесь, в Тбилиси. Он навел справки и через пару часов уже кадр за кадром снимал здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР – титаническую сквозную конструкцию, словно фрагмент каркаса или остов чего-то еще более величественного.


Дворец бракосочетания в Тбилиси, Грузия, и Институт информации в Киеве, Украина.


 


Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия.


 


Политехнический институт в Минске, Беларусь.


 

Так началась фотоодиссея Фредерика Шобэна по странам бывшего СССР, продлившаяся семь лет. Книга, изданная в результате этого странного путешествия, была сразу переведена на несколько языков и разошлась по всему миру десятками тысяч экземпляров. В нее вошло около сотни фотографий построек последних лет существования Советского Союза. А называется она тоже «СССР» - Cosmic Communist Consructions Photographed.


Дворец бракосочетания в Бишкеке, Кыргызстан.


 


Дворец бракосочетания в Вильнюсе, Литва.


 

Шобэну было не привыкать к путешествиям – с детских лет он жил между несколькими странами, наблюдая контакты и взаимопроникновение разных культур. Он появился на свет в Камбодже, часть жизни прожил в Париже, а его родители – француз и испанка – научили его внимательно относиться к чужому историческому наследию. В интервью он говорил, что бывшие советские республики – самые экзотичные страны, где ему довелось побывать.


Дворец искусств (Дворец Кино) в Ташкенте.


 


Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина.


 

Модернистская архитектура в СССР появилась, конечно, гораздо раньше – еще в 20-е годы, в проектах Гинзбурга и Мельникова, но довольно быстро сменилась помпезным «сталинским ампиром», и только после развенчания культа личности Сталина архитекторы получили возможность реализовать свои идеи. Но в основном на бумаге – целые проектные бюро работали над тем, чтобы делать все более и более недорогое и компактное жилье, однотипные «хрущевки».


Административное здание, Рапла, Эстония.


 


Новгородский театр драмы им. Достоевского, Россия.


 

На излете великой эпохи в столицах республик давление на архитекторов было несколько меньше – и в то же время чиновники хотели показать, что республики живут не хуже столицы, что им есть, чем похвастаться перед партийным руководством из Москвы. Успехи в покорении космоса тоже вносили свою лепту – и появлялись гостиницы, дома культуры и спортивные комплексы с названиями вроде «Космос» или «Спутник» и футуристическими очертаниями. У футуристической архитектуры позднего СССР нет ни единого стиля, ни, что называется, школы – это очень индивидуализированные проекты, в каждом из которых по-своему трактованы то космические мотивы, то отсылки к средневековой храмовой архитектуре, то темы национальной идентичности.


Отделение санатория Курпаты (Крым).


 


Областной драматический театр в Гродно, Белоруссия.


 

Именно постройки тех лет исследовал Фредерик Шобэн в своем грандиозном фотопроекте. Несмотря на аварийное состояние большинства из них, связанное как с попытками удешевить строительство изначально, так и с заброшенностью, запустением постсоветского периода, они все еще производят потрясающее впечатление. Шобэн стремился подчеркнуть их мощь, их экспрессию, отдавая должное полету фантазии их создателей. Он хотел разрушить представление о жизни постсоветского пространства как серой, лишенной творческого импульса, и показать его культурный потенциал.


Здание Белэкспо, Минск, Беларусь.


 


Дом культуры имени Русакова в Москве.


 


Ресторан Поплавок в Днепропетровске.


 

Шобэн проводил своего рода эксперименты, показывая жителям городов, где снимал, фотографии старых футуристических зданий, находящихся буквально за соседним поворотом. Люди словно не видели их – или предпочитали не замечать, как неприятное воспоминание о годах тоталитаризма и застоя. Интерес Шобэна к этим полуразрушенным постройкам казался им странным. А вот архитекторы-футуристы, которых Шобэн сумел разыскать, были растроганы его вниманием.
Сам же фотограф повторял, что словно нашел древний затерянный город…


Морской вокзал в Санкт-Петербурге.


 

Работа над фотопроектом – своего рода исследованием эстетики советской футуристической архитектуры – стала для Шобэна по-своему мистической. Он находил величественные здания, которые другие считали давно разрушенными или вообще не подозревали об их существовании. Но нередко он узнавал, что опоздал, и здание буквально недавно сравняли с землей…


Детский комплекс в Гаграх.


 


Дача Андропова в Пярну, Эстония, и Отель в Домбае на Кавказе.


 

Считается, что проект Шобэна в определенной степени повлиял на интерес молодого поколения творческих личностей к культуре страны, в которой они никогда не жили, но с наследием которой сталкиваются ежедневно. На фоне снятых Шобэном зданий снимают клипы модные исполнители, одетые в комплекты от еще одного «певца ушедшей эпохи» - Гоши Рубчинского.


Дача Президиума Верховного Совета СССР на озере Севан, Армения.


 


Институт робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербург, Россия, и здание крематория в Киеве, Украина.


 

После выхода альбома «СССР» было организовано несколько выставок советской модернистской архитектуры, о ней стали писать российские и зарубежные авторитетные издания, начали появляться различные исследовательские и творческие проекты – документальные фильмы, арт-пространства, путеводители... Именно благодаря проекту Шобэна появился шанс спасти советское архитектурное наследие. То самое здание Министерства автомобильных дорог в Тбилиси в 2007 году было признано национальным памятником архитектуры в соответствии с законами об охране памятников архитектуры (хотя его реставрация отложена на неопределенный срок). В Эстонии и Литве ведется работа по включению футуристических зданий советского периода в список памятников архитектуры.

Текст: Софья Егорова.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram

Источник: Как французский фотограф спровоцировал всеобщий интерес к советской архитектуре
Опубликовал:
Теги: архитектура интерес советский фотограф Instagram

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Причёски и стрижки советских людей
Причёски и стрижки советских людей
4
Настоящая история 08:46 11 май 2021
Отчаянные девяностые в объективе французского фотографа Лиз Сарфати
Отчаянные девяностые в объективе французского фотографа Лиз Сарфати
7
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:50 01 окт 2020
Монолитная фундаментная плита при строительстве дома - когда она нужна, плюсы и минусы Монолитная фундаментная плита при строительстве дома - когда она нужна, плюсы и минусы
Французский шарм для врага
Французский шарм для врага
26
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:01 17 дек 2020
Друг-фотограф Людмилы Гурченко, очень долго скрывал эту, самую последнюю фотосессию актрисы
Друг-фотограф Людмилы Гурченко, очень долго скрывал эту, самую последнюю фотосессию актрисы
36
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:39 07 апр 2021
Французский салат с грибами — вкусный и изысканный
Французский салат с грибами — вкусный и изысканный
10
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:01 29 мар 2021
Советская деревня глазами немецкого фотографа (1941-1943гг)
Советская деревня глазами немецкого фотографа (1941-1943гг)
0
Здесь только хорошие новости! 09:09 12 дек 2018
5 вещей, которых никто не требовал от советских женщин, а современные всем должны
5 вещей, которых никто не требовал от советских женщин, а современные всем должны
147
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 23 апр 2021
Картофель по-французски: элементарный рецепт с изысканным результатом
Картофель по-французски: элементарный рецепт с изысканным результатом
17
Здесь только хорошие новости! 10:58 09 ноя 2020
Чем пах Советский Союз, и Зачем Наполеон употреблял «Тройной» одеколон
Чем пах Советский Союз, и Зачем Наполеон употреблял «Тройной» одеколон
13
Жизнь прекрасна 00:30 06 май 2021
Футуристичная советская архитектура
Футуристичная советская архитектура
1
Жизнь прекрасна 12:45 28 июл 2017
Советская футуристическая архитектура: каким видели будущее лучшие архитекторы СССР
Советская футуристическая архитектура: каким видели будущее лучшие архитекторы СССР
0
Жизнь прекрасна 19:30 07 фев 2017
«Не собираюсь останавливаться!»: у самого плодовитого африканца – 151 ребенок и 16 жен
«Не собираюсь останавливаться!»: у самого плодовитого африканца – 151 ребенок и 16 жен
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:50 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства