Краткая историческая справка: предприятие «Яблуневий дар» основано в 2003 году в городе Городок, под Львовом. Владелец у завода до сих пор один — начинал он с грузоперевозок по Украине и Европе, собрав небольшой капитал, вложил его в производство — и не прогадал.
Сегодня таких заводов уже четыре — три в Украине и один в Польше — соки прямого отжима очень популярны в Европе. На украинский рынок соки Galicia вышли только в 2011 году — я их сам впервые увидел здесь, на западной Украине, в центральной их ещё мало.
Разумеется, покупателей останавливает относительно высокая цена (в 2-3 раза дороже «восстановленных» соков и нектаров) и сила привычки. Мне тоже сначала соки Galicia показались какими-то «не такими», сложно сформулировать, что именно не так, но непривычно. Ни ароматизаторов, ни красителей, даже сахар и воду не добавляют — чистый сок, смешанный в разных пропорциях. А сейчас я только их и пью — вместо воды.
Оборудование на заводе самое современное, поэтому людей здесь работает немного, несколько сотен. Но на завод работает огромное количество фермеров и садовых хозяйств западной Украины, которые свозят сюда свой урожай. Только в 2011-м году заводы T.B.Fruit (название компании после реорганизации и выхода на международный рынок) переработали 200 тыс. тонн яблок. Куда идёт такая прорва сырья? Сейчас расскажу.
Итак, экскурсия по заводу, почти как в театре, начинается с вешалки. Стерильность поддерживается максимальная, поэтому всем пришлым без санкнижки выдаётся вот такой костюмчик.
Чисто, тихо и относительно безлюдно.
Всё дело в том, что яблоки на завод привозят в сезон — с середины лета и до конца осени — в это время здесь стоит очередь из машин. Сейчас начало июля и мне не удалось посмотреть на разгрузку, но представление всё же получил. Вот сюда причаливают грузовики с яблоками, причём не обязательно самосвалы:
Видите брандспойт на стенке? Сильным напором воды яблоки вымывают из кузова в приёмник:
Далее эскалатор поднимает их в мойку (там же отлавливаются бракованные фрукты) и в дробилку:
Она установлена в помещении. Маленькая, да удаленькая — перерабатывает 1000 тонн яблок в день.
Дальше мезга (термин, знакомый тем, кто делает домашнее вино) поступает в давилку.
Это дико интеллектуальный и мощный пресс, наш гид охарактеризовала фразой «среди соковыжималок он занимает такое же место, как Феррари среди автомобилей». В жмыхе остаётся всего 5% влаги.
Прессу сообщают, какие параметры сока нужно получить на выходе, а он уже сам определяет характер поступающего сырья и соответственно меняет режим работы. Разумеется, за всем этим следит оператор (всего один):
Тёмка как бы символизирует, что справиться с этим может даже ребёнок.
Выдавленный сок далее проходит деаэрацию (из него удаляется воздух, чтобы не происходило окисление), фильтруется от мякоти, очищается от пектинов и идёт либо на розлив, либо на концентрацию.
О «разливочном цехе» я чуть дальше расскажу, сейчас о концентрации. Вы наверное в курсе, что большинство соков в супермаркетах — ананасовый, виноградный, вишнёвый — да вообще все кислые соки делаются… верно, из яблочного сока. Просто у него вкус и кислотность подходящие, остаётся только подкрасить, ароматизировать — вот вам и клубничный нектар.
В лучшем случае производители добавляют фруктовое пюре, в худшем — пищевые красители. И практически все добавляют «ароматизаторы, идентичные натуральным» — можете сами состав на пачке прочитать. Так что платите вы за «ананасовый сок», а пьёте подкрашеный и ароматизированный яблочный.
А где производители соков берут этот самый яблочный сок?.. Покупают у заводов вроде «Яблуневого дара», у которых есть свои и сады, и мощности по переработке урожаев. Примерно 60% рынка концентрированных соков Украины принадлежит компании T.B.Fruit. Покупателей много, среди известных — Sandora и Pepsi Co.
Что такое концентрированный сок, чем он плох и чем хорош? Ничего плохого в нём нет — это просто сок, из которого выпарили лишнюю воду. Вот в таких чанах она выпаривается:
В этом цехе стоит сильный запах кваса.
Так вот, концентрированный яблочный сок, клубничное, вишнёвое и смородиновое пюре разливают в бочки и хранят на складе:
Круглый год его отгружают заказчикам:
Это всем выгодно — заказчик покупает концентрат тогда, когда ему нужно (а не только в сезон) и столько, сколько нужно; перевозчик экономит расходы (концентрат занимает в разы меньше места). На заводе-покупателе в концентрат добавляют воду — и по вкусу и большинству параметров результат не отличается от исходного яблочного сока. Всякое жульничество с ароматизаторами и красителями начинается позже (я выше описывал), концентрат здесь ни при чём.
Покупатель также заказывает параметры концентрата: кислотность, сладость, чистоту и прочее. За всем этим следит заводская химлаборатория.
Лаборанты радуются новой технике — раньше приходилось замерять кислотность вручную, а сейчас налил сок, нажал кнопочку, подождал и готово.
Оказывается, высокая точность и стабильность параметров сока очень важна. Покупатель ведь может быть неприятно удивлён, если он купит пачку любимого сока, а тот окажется внезапно слишком кислым или слишком сладким, или водянистым — короче пару таких «проколов» и покупатель уйдёт к другой торговой марке. Да, когда мы делаем сок дома, мы не заморачиваемся с такими тонкостями, но и угадать, каким на вкус будет сок, практически нереально.
Как и обещал, возвращаемся в разливочный цех. Кроме поставки концентрата другим заводам, Galicia занялась производством своих соков — свежеотжатых (они не проходят стадию концентрации), без консервантов (даже сахара не добавляют), без красителей — короче, соки элитного класса. Я не стремлюсь к элитарности, но что давать детям для меня важно — у них вечные проблемы с поджелудочной, приходится следить.
Вот на этот небольшой «станок» поступает по трубам пастеризованный (92 градуса по Цельсию) сок и по конвейеру бутылки. А дальше, по заданной программе соки смешиваются, разливаются и закрываются — и всё это на одном конвейере:
Основой также выступает яблочный сок, но его смешивают, например, со смородиновым, в пропорции 85% яблочного и 15% чёрносмородинового — для каждого сока своё соотношение. Ещё раз — воду и сахар не добавляют! Только свежеотжатые соки (в случае с клубникой — свежее пюре).
Консерванты также не используются, принципиально (только в томатном соке добавляют соль, но это для вкуса). Консервирование обеспечивается пастеризацией — короче, как дома.
Ну а дальше всё это пакуется в картонные ящики, паллеты и отправляется по магазинам.
Собственно прямо на магазине (он находится у проходной) наша экскурсия и закончилась. Ассортимент: яблочный, яблочно-черничный, яблочно-вишнёвый, яблочно-чёрносмородиновый, яблочно-клубничный, яблочно-морковный, яблочно-виноградный, томатный. Планируются апельсиновый и прочая экзотика. Всё жутко полезное и рекомендованное всем возрастам. Во всяком случае у многих других производителей на бутылке/пакете я не видел гордой надписи «Сок прямого отжима», они обычно даже слово «Сок» боятся писать, во избежание исков.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)