Если вы попробовали бы проникнуть на модный показ с камерой в руках 100 лет назад, вас, скорее всего, выбросили бы на улицу — последние изыски кутюрье строго укрывались от глаз конкурентов, а фотографов подозревали в «коммерческом шпионаже».
Скажи вы работнику модной индустрии первой половины XX века, что сегодня это эксклюзивное высокое ремесло превратится в искрящийся поток глянца, льющийся из инстаграма в прямом эфире на головы многомиллионной аудитории, — он подумал бы, что вы фантазируете. От скрытых показов для «высокого общества» до массовой доступности и демократизации трендов — мир моды эволюционировал вместе с обществом, культурой и технологиями на протяжении последних 150 лет. Показ мод сегодня длится не дольше десяти минут — и этого достаточно, чтобы перенести зрителя в другой мир. Современное модное шоу с его грандиозным оформлением и театральностью создано для того, чтобы с головой окунуть всех присутствующих в видение автора — модельера. Так было не всегда — раньше все это выглядело куда скромнее. Маленькие показы платьев от Шанель в интимной обстановке парижских салонов в 1950-х никак не сравнить с заполненным до отказа шоу Карла Лагерфельда в Гран-Пале в 2014 году. Главное, что изменилось, — это масштаб, а именно бюджет, производство и локации. Буквально за несколько десятков лет показы прошли путь от сдержанного, частного мероприятия до развлекательного шоу королевского размаха.
У истоков высокой моды
Первым модельером, кому пришла в голову идея показывать наряды на живых людях, был парижанин Чарльз Фредерик Уорт. В 1860 году он организовал показ мод во время скачек на ипподроме Лоншан, заложив тем самым традицию, которую продолжали другие кутюрье вплоть до 1930-х годов. Хоть это и сложно назвать показом — модели просто красовались на мероприятии в светской обстановке, задумка приносила свою долю публичности. Париж, ипподром Лоншан — 1910 год Ранние годы XX века стали временем расцвета модных «парадов» — того, что сегодня принято называть показами. Британский модельер Леди Дафф-Гордон проводила регулярные показы в своем салоне на Ганновер-стрит, называя своих моделей романтическими именами, чтобы сделать атмосферу мероприятия экзотичной. Тем временем в Париже Пол Пуарэ инсценировал балы, на которых гостьи могли примерить необычные платья дизайнера, вдохновленные восточными образами. Модели Пола Пуарэ в Париже — 1904 год 20-е годы были золотым веком высокой моды в Париже, благодаря видению законодательниц вкуса того времени — Коко Шанель, Мадлен Вионне и Эльзы Скиапарелли. Во время показов в уютных салонах Парижа гости на месте размещали заказы на платья, ведя переговоры с доверенным лицом кутюрье, ответственным за поддержание отношений с клиентами Показ в одном из салонов Нью-Йорка — 1925 год В то время в Америке, несмотря на тяготы Великой депрессии 30-х годов, высокая мода также процветала. А первую прогулку по подиуму в Нью-Йорке в 1931 году устроила Эльза Скиапарелли. Фотографов на этот показ не пустили — художники делали эскизы коллекций на бумаге. Начиная с показа Скиапарелли, на модной сцене Нью-Йорка долгие годы доминировали дизайнеры из Европы. Расцвет американского таланта случился при трагичных обстоятельствах: во время Второй мировой войны представители американской прессы не могли путешествовать в Европу — таким образом у местных дизайнеров появился шанс попасть в центр внимания. В 1943 году модный критик Элеанор Ламберт помогла организовать первую неделю моды в Нью-Йорке. С тех пор это всемирно известное мероприятие прервалось лишь один раз в истории — в день террористической атаки 11 сентября 2001 года, которая пришлась на первый день показа. Одним из первопроходцев американской моды был минималист Норман Норелл, чьи платья позже носила Мэрилин Монро Норелл с моделями на показе весна-лето 1949 года
Начать заново
В 1945 году война кончилась, и Европа была истощена. Франция вследствие ранней оккупации осталась относительно невредимой, но индустрия моды за это время понесла огромные потери — ее необходимо было восстанавливать. Сын легендарного кутюрье Нины Риччи, Роберт, предложил модным домам делать миниатюрные версии своих работ — такой элегантный способ представить публике свои достижения, не растрачивая при этом огромное количество ценного материала. Такие миниатюрные показы стали известны как «маленький театр моды» (Le Petit Théâtre de la Mode). В 1945 году 200 манекенов в одну треть человеческого роста, одетые в миниатюрные наряды от Кристобаля Баленсиаги и Жанны Ланвен, выставили в Лувре, а затем отправили в турне по Европе. В следующем году эти же манекены — уже в новой коллекции — послали за океан, устроив своего рода модный показ, прагматично распорядившись бюджетом. Манекены с выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1946 году
Новые правила
В довоенные годы показы от-кутюр проводили в тесных салонах — там же, где находилась мастерская дизайнера. На том же месте оформляли заказы клиентов, которые возвращались в салон в следующие 6 недель для снятия мерок. В те годы, до появления подиума, акцент был на клиентуре, а не на публичности. Но вскоре все изменилось. В 1947 году Кристиан Диор разрешил фотографам отснять свою первую дизайнерскую коллекцию. Редактор модного журнала Harper’s Bazaar Кармэль Сноу назвал ставшую знаменитой коллекцию «Новый образ» (The New Look). Из коллекции «Диор» 1947 года Кристиан Диор с моделями
Италия
В Италии показы начались в 1950-х во Флоренции. Ведущие дома моды из Рима, Турина и Милана, включая такие бренды, как «Симонетта Висконти», «Шуберт» и «Эмилио Пуччи», выставляли коллекции в стенах грандиозного дворца Сала Бьянка. Организованные под руководством Джованни Баттисты Джорджини, эти показы были попыткой соревноваться с модными домами Парижа и восстановить текстильную и модную индустрию итальянских ателье после войны. Модный показ, Флоренция — 1951 год В те годы шоу рекламировали как еще одну остановку для редакторов модных журналов после того, как те посетили показы в Париже и направлялись на лайнеры — домой, в Америку. Гостей таким образом подкупали, размещая их в роскошных отелях и наливая для них лучшие итальянские вина в попытке произвести на них впечатление до того, как те усядутся у себя в редакции и оповестят мировую общественность о том, чьи модельеры все-таки являются законодателями в этом сезоне.
Реклама
Юбер де Живанши с актрисой Одри Хепберн В 1952 году свою первую коллекцию представил Юбер Живанши. Его дружественные отношения с Одри Хепберн, которую он одевал для роли Сабрины в «Завтраке у Тиффани», стали предвестником рекламных отношений между крупными брендами и знаменитостями. Показ коллекции Живанши 1970 года в Париже А в 1956 году Габи Агьен, основательница бренда Chloé, пригласила прессу в легендарное Кафе де Флор, чтобы устроить самый неформальный показ того времени. Дизайнер просто одела моделей в свою коллекцию, и они вместе провели вечер в заведении — общались, болтали и выпивали с редакторами и другими представителями мира моды. Вечер в Кафе де Флор — 1956 год
Взлет прет-а-порте
Ив Сен-Лоран с моделями Невзирая на все претензии высокой моды, в 60-х годах группа предприимчивых дизайнеров, объединившая как новичков на сцене (Ив Сен-Лоран), так и ветеранов модного мира (Нина Риччи), начала выпускать готовые коллекции «прет-а-порте» (с французского pret-a-porter — «готовый к ношению») за две недели до традиционного показа коллекции от-кутюр. Так началось покорение модельерами массового рынка — а вслед за ним и открытие сети бутиков, и массовая узнаваемость. Сексуальная революция 60-х быстро отразилась и на высокой моде — ведь что такое концептуальные показы, как не переосмысление культуры через внешний вид? Дизайнеры новой волны, такие как Пьер Карден и Пако Рабан, смело урезали юбки и использовали яркие цвета, импонируя молодым покупательницам. Ив Сен-Лоран после показа — 1963 год
Подиум выходит на первый план
70-е ознаменовали век современной моды: коллекции прет-а-порте потеснили от-кутюр, а подиум стал главной площадкой для выражения дизайнерской мысли. В Париже стало появляться так много молодых дизайнеров, что показы мод проводились уже два раза в год, а в 1973 году официально открыли первую неделю моды в Париже. Главными открытиями Парижской недели моды были японский дизайнер Кендзо Такада, Соня Рикель и бренд Chloé под творческим руководством Карла Лагерфельда.
Ренессанс Европы
Уже в следующем десятилетии центром креативности стал Лондон. На модную сцену ворвалась Вивьен Вествуд с ее характерной смесью исторических элементов, секса и анархии. Полчища ее поклонников одинаково фанатели и от панк-рока, и от ее одежды. Показы Вествуд ломали все устои, были непочтительны по отношению к канонам «изящной» моды и привнесли в модный мир элемент популярности и протеста. Первый показ Лондонской недели моды — 1984 год Вивьен Вествуд Лондон стал кладезем для прессы и покупателей, которые отчаянно гнались за следующим большим хитом. Другие дизайнеры протестного толка, переосмыслявшие идею показа мод, стремились разнообразить подиум, представляя на нем новые этнические группы, пол, возраст и размер моделей.
Эпоха супермоделей
Каждое десятилетие история моды претерпевала большой концептуальный разворот, смещение ракурса. 60-е были эрой новшества в подаче и конкуренции среди ведущих модных домов Европы. 70-е — веком прет-а-порте и смены нравов. 80-е воплотили в себе инновацию, протест и омоложение с выходом на сцену модельеров из-за пределов Европы и Америки. В 90-х — эру зарождения массовых коммуникаций, глянца и телевизора — все внимание отвернулось от дизайнеров к супермоделям. Именно они стали звездами этого поколения, обретя небывалую славу — в популярности они сравнились с рок-звездами, а ведущие модные дома тратили целые состояния, привлекая их к участию в показах своих коллекций. Gucci под руководством Тома Форда задали новый стандарт тона этого времени — здесь решающую роль играли секс, статус и гламур. На каждую модель наводили свет прожектора, чтобы подчеркнуть ее самые главные преимущества, а следующим ключевым элементом после одежды стала дамская сумочка как символ статуса.
Театр моды
Показ коллекции весна-лето — 2017 от Louis Vuitton, Рио-де-Жанейро Когда кажется, что все способы впечатлить толпу уже исчерпаны, обязательно находится один бунтарь, готовый вновь произвести фурор и положить начало новому тренду. В 90-х таким человеком стал бельгийский дизайнер Мартин Маржела — он полностью попрал установленные правила проведения показов, в то время проходивших в специально обустроенных залах, музеях и арендованных для проведения шоу зданиях театров. Для своей очередной коллекции он просто взял и вывез гостей в спальный район на окраине Парижа, где провел импровизированный показ прямо посреди детской площадки — ни подиумов, ни сидений, — пригласив туда же местные семьи с детьми. Но по-настоящему переломным моментом стал показ 1996 года Александра Маккуина. Британский эксцентрик организовал шоу в заброшенной церкви, назвав свою коллекцию «Данте». С этого момента модные показы окончательно стали сравнивать по театральности, а локация стала такой же важной, как и сама одежда. Показ Александра Маккуина 1998 года в Лондоне
Цифровой век
Наибольшие изменения в проведение модных показов внесли технологии — хотя порой консервативную индустрию моды и приходилось буквально тянуть за уши в цифровой век. Первым представил свою коллекцию в сети австрийский дизайнер Хельмут Ланг в 1998 году. «Я понимал, что интернет превратится во что-то гораздо большее, чем мы можем себе представить, и думал, что было бы неплохо уже тогда принять это и бросить вызов стандартам. К тому же это ведь был прекрасный способ по-новому донести мою работу до массовой аудитории». Хельмут Ланг Коллекция Ланга осень-зима 1998 года А в 2010 году Александр Маккуин стал первым дизайнером, запустившим прямой эфир с показа в сети. Тренд, заданный британцем, снова покатился снежным комом. Уже со следующего года неделя моды в Нью-Йорке начала пускать все свои шоу в эфир, а сегодня любой показ можно посмотреть через канал в инстаграме. Показ Александра Маккуина «Атлантида Платона» — 2010 год Инстаграм сегодня стал главной площадкой, на которую опирается индустрия моды. Даже экстравагантные трехдневные поездки на круизных лайнерах, которые устраивают модные дома для тех, кто купил билеты на частные показы, — это продуманные рекламные кампании, цель которых — максимально осветить событие в инстаграме. В 2017 году Louis Vuitton отвез своих гостей на лайнере в Рио-де-Жанейро, по прибытии представив свою грандиозную коллекцию на лестнице, ведущей в музей искусств, а в этом году свозил посетителей через океан в Токио. Эти поездки предназначены для того, чтобы вызвать фурор в инстаграме. Одежда почти не имеет значения. Модный мир однозначно стал более коммерческим, хладнокровным местом, где конкуренция уничтожает слабых, а рядовых моделей, кому не повезло приглянуться влиятельным модельерам, индустрия пережевывает и выплевывает к 30 годам. Но мода не стала от этого менее экстравагантной. Со стримингом показов и бесконечными возможностями инстаграма размах шоу с каждым годом только растет, а сами показы теперь доступны любому желающему. Так мода, одна из самых скрытных и недоступных сфер в культуре, проделала свой путь от закрытых салонов Парижа до экрана вашего смартфона.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)