Он менял цвет шуб, характер и имена.
Замораживал до смерти и щедро одаривал.
Пока не стал привычным Дедом Морозом — исполнителем сокровенных желаний.
ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ
Великий и ужасный
Какую-то пару веков назад Дед Мороз детей не радовал, а пугал.
Персонаж, зовущийся Дедом, был самым страшным из духов, которых изображали ряженые во время традиционного праздничного колядования. Подарков от него тогда никто не ждал — наоборот, как могли, задабривали подношениями, чтоб не навредил.
Также исследователи народного фольклора прочат в предки нашему Деду Зимника — славянское божество, ведающее морозом и холодами. Того тоже добряком назвать трудно: как стукнет посохом, так и скует реки льдом, заморозит колодцы, занесет дороги снегом, завьюжит, заметет. Взбалмошный был старик — вспомните «Морозко», — недовольных мог запросто заморозить до смерти.
ЖИЗНЬ ВТОРАЯ
Добрый не убьет
Более похожий на знакомого нам Деда персонаж появляется в 1840 году.
В сборнике «Сказки дедушки Иринея» тот же Морозко в обработке Владимира Одоевского («Мороз Иванович») добреет, «травушку до весны согревает», а Ленивице (аналог мачехиной дочери) всего лишь дает сосульку вместо серебра, а не убивает холодом. Правда, в отличие от привычного нам, живет в колодце, к детям не ходит и подарков не приносит, но может щедро наградить за хорошо сделанную работу.
В 80-е годы XIX века в городах с праздником Рождества стал плотно ассоциироваться Рождественский (или Святочный) дед, уже приносящий — за хорошее поведение — детям подарки. Но настоящую популярность персонаж завоевал с 1910 года, когда стали выпускать рождественские открытки с его изображением.
ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ
Запрещенный Ёлкич
Ударным годом борьбы с елками и Дедом Морозом стал 1927-й: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки».
Пока шел небыстрый подбор деду постоянного имени (был вариант даже Мороз Ёлкич), случилась революция. Рождество, елка, ангелочки, Дед были признаны «старорежимным обманом народных масс».
«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов», — гласил агитационный слоган 1920 года.
Ударным годом борьбы с елками и Дедом Морозом стал 1927-й: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».
Тогда и было окончательно запрещено праздновать Рождество и устраивать елки. Но в 1935 году ветер неожиданно подул в противоположную сторону. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья секретаря ЦК КПСС Павла Постышева, где говорилось, что «дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки… положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
ЖИЗНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Главный конферансье
Сказано? Сделано! Снова стали выпускать елочные игрушки (без ангелочков, конечно), вернули елку. Только верхушку теперь украшали не восьмиконечной белой звездой Вифлеема, а пятиконечной красной.
В 1937 году состоялось и первое явление Деда Мороза — на Кремлевскую елку в Колонном зале Дома Союзов. В зал собрали лучших учеников Москвы и ближайших окрестностей. Ответственную роль тогда поручили известному конферансье Михаилу Гаркави. Дед получился плотного телосложения, но очень подвижный и за словом, согласно основной профессии, в карман не лез. В Снегурочках у него была школьница-отличница.
О 31 декабря 1937 года есть воспоминания присутствовавшей в зале Евгении Рудневой. «…И вот к деду Морозу — конферансье — подбегает Снегурочка и лепечет: «Дедушка, до Нового года одна минута осталась!» Тогда в зале потушили свет, горела и сверкала одна лишь елка. Прожектора пришли в движение, и все заколыхалось, поплыло. Затем включили Красную площадь. И как только пробили часы, на потолке появилось: «С Новым годом!» Внутри была звезда, которая тотчас же завертелась. По потолку поплыли самолеты, а когда пропели «Интернационал», появилось «Спасибо любимому Сталину!».. Свет зажгли уже в новом, 1938 году. …Опять появился дед Мороз и сострил: «Сейчас вы увидите номер, который, я в этом уверен, вы видите первый раз в этом году»». Именно тогда взмахом волшебной палочки Дед Мороз зажег новогоднюю елку ростом в 15 м, отсюда и пошло: «Елочка, зажгись!»
ЖИЗНЬ ПЯТАЯ
Он существует!
Дед Мороз вернулся, но еще не стал необходим. Репутация его ковалась причастными к главной елке страны. Детский писатель Сергей Преображенский создал сценарий праздника и стал следующим после Гаркави Морозом. Он считал: «Дед Мороз — главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья». В 50-х годах к созданию сценария подключились асы — Лев Кассиль и Сергей Михалков.
С 1961 года елку проводили в новом Кремлевском дворце съездов, она стала важным государственным мероприятием, и отбор участников, соответственно, был строг. Актер Александр Хвыля, сыгравший к тому времени главную роль в фильме «Морозко», на роль «руководителя веселья» подошел как нельзя лучше и долгие годы ее исполнял. Сменил Хвылю Роман Филиппов — Никола Питерский из «Джентльменов удачи» и посетитель ресторана в «Бриллиантовой руке», усердно приглашавший Никулина с Мироновым на Колыму. Взял статью и голосом.
В 90-х, когда открылась резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, на пост заступил Дмитрий Назаров. В отличие от предшественников, его инкогнито было раскрыто, и актеру пришлось отбиваться от журналистов и объяснять, что Дед Мороз на самом деле существует, а он только помощник. Той же линии придерживаются и живущие сейчас в Устюге Деды, работающие, по слухам, вахтовым методом.
Дед Мороз и сопровождающие его лица
Снегурочка как персонаж впервые появляется в народной сказке, обработанной и опубликованной Александром Афанасьевым в 1869 году. Там девочка, удочеренная стариком и старухой, с уходом зимы тает. Через четыре года Александр Островский по мотивам сказки пишет одноименную пьесу. В ней Снегурочка уже предстает прекрасной девушкой, дочерью Деда Мороза и Весны-красны.
Образ этот впоследствии и стал эталонным: светлая коса, голубая шубка с белой опушкой, белые сапожки и рукавички. По-настоящему популярной героиня «Весенней сказки» стала после выхода оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Неудивительно, композитор был влюблен в своих героев: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна…»
Изначально, до революции, Снегурочка была отдельным персонажем и иногда появлялась на праздниках одна. Начало постоянному союзу с Дедом Морозом положила та самая елка в Колонном зале. Позже по сценарию Снегурка из дочки Мороза Ивановича превратилась во внучку.
К Деду Морозу время от времени присоединяются и другие действующие лица новогодней сказки. Так, после полета Гагарина в космос на сцене ненадолго появился космонавт. Благодаря детскому писателю и мультипликатору Владимиру Сутееву к компании присоединился Снеговик, который может при надобности и елочку из леса привести, и водить машину, везущую подарки.
Опасайтесь подделки!
Если возникнут сомнения в подлинности Деда Мороза — не прикинулся ли им Санта-Клаус или какой-нибудь студент, — есть верные способы проверки.
Шуба у него должна быть длинная, красная и подпоясанная кушаком. Борода белая — минимум до пояса. Нос красный, потому что мороз. Голос солидный, чтоб полком командовать мог. Ходит дедушка пешком, в крайнем случае ездит в санях на тройке, символизирующей три зимних месяца, но не на оленях и уж, конечно, не на автомобиле. Всегда берет с собой волшебный посох. Для проникновения в дом он не пользуется дымоходом, не носит очки и не курит трубку.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)