обо всем

Императорский фарфоровый завод

Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж) по указу императрицы Елизаветы. Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира.

Что привезти из Петербурга — пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего — изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.

Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.





Так выглядит Кобальтовая сетка, до обжига она чёрная:



В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака — сервиза «Кобальтовая сеточка». А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму «Тюльпан» сервиз получил золотую медаль.



Автор сервиза — художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова — ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году — к 200-летию Фарфорового завода — была награждена орденом Красной Звезды.



Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши — у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.



Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа. Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.



Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:





Над таким блюдом художник работает около двух недель:



Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.





Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор. Он отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью. Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом. Все они выглядят по-разному.



Это бисквит (аппетитные такие названия — бисквит, глазурь).



Отходы производства:



Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:



Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:



Вот таким:



Детали:



Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий.



Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.



Через какое-то время извлекают фигуру:



Фигурки по эскизам Шемякина:







Экземпляр из серии «Народы Российской империи»:





А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемещать до однородного состояния:





А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:



Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:





Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов. Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.



Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.



При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.

















Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:





Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину. Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично, и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.

Но оказалось, что эти фото были сделаны на «большом» производстве. Территория завода — 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.



На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.



Серия с Ёжиком в тумане:



Петербургские сувениры:





источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)


Источник: Императорский фарфоровый завод
Автор:
Теги: завод армия белье блокада брак

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
2
Человек познаёт мир 03:30 08 фев 2024
Черепаховый, фарфоровый, буквенный: тренды маникюра осени 2024
Черепаховый, фарфоровый, буквенный: тренды маникюра осени 2024
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:00 Сегодня
1908. Механический и меднолитейный завод В.Т.Однер (Таракановский пер., д.4)
1908. Механический и меднолитейный завод В.Т.Однер (Таракановский пер., д.4)
0
Артобоз 06:02 30 май 2022
Заброшенный металлургический завод
Заброшенный металлургический завод
0
Жизнь прекрасна 21:15 24 мар 2017
Усадьба Полотняный завод. Интерьеры
Усадьба Полотняный завод. Интерьеры
0
Интересный мир 23:40 06 июл 2016
Усадьба Полотняный завод
Усадьба Полотняный завод
0
Интересный мир 23:40 06 июл 2016
Грамм золота: экскурсия на завод цветных металлов
Грамм золота: экскурсия на завод цветных металлов
0
Жизнь прекрасна 08:45 27 мар 2017
«Монсанто» открывает первый завод в России
«Монсанто» открывает первый завод в России
0
Общество и я 16:00 24 фев 2017
Грамм золота: экскурсия на завод цветных металлов
Грамм золота: экскурсия на завод цветных металлов
0
Жизнь прекрасна 06:40 20 фев 2017
Влюбленные
Влюбленные
0
Артобоз 20:00 15 май 2022
Черепаховый, фарфоровый, буквенный: тренды маникюра осени 2024
Черепаховый, фарфоровый, буквенный: тренды маникюра осени 2024
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:00 Сегодня
1908-1913. Киргизы Оренбургской губернии на снимках Михаила Антоновича Круковского
1908-1913. Киргизы Оренбургской губернии на снимках Михаила Антоновича Круковского
0
Артобоз 06:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства