Газету надо читать с последней страницы
Хотя часто можно встретить утверждение, что первую регулярно выходящую печатную газету выпустили во Франции (кстати, как раз во времена мушкетёров), увы — европейцам надо на самом деле скромно отойти в сторонку, когда речь идёт о чём-то первом в мире централизованном или всеобщем, потому что Китай во многом Европу опережает по временной шкале. Вот и с газетами вышло так же. «Столичный вестник» (который потом спокойно выпускался веками) увидел свет в 911 году и покупать его было для определённого круга людей обязательно. Там печатались, кроме новостей, указы императора. Хотя газета была не единственным способом узнать об этих указах, само недостаточно горячее желание побежать и купить бумажку с этими прекрасными текстами могла рассматриваться как вольнодумство и некоторый оппортунизм. Поскольку китайцы писали справа налево (и, кстати, столбиками, а не строчками), читатели всегда начинали с последней страницы газеты и вовсе не потому, что анекдоты им были интереснее — наоборот, именно на последней странице располагалась передовица. Страницы каждого номера вырезали полностью на доске, а не набирали, как в западных типографиях, из готовых плашек. Во-первых, нужное количество плашек было трудно изготовить — ведь в тексте использовались не буквы, а иероглифы. Во-вторых, у китайцев был своеобразный культ трудолюбия и излишние попытки облегчить себе жизнь и работу не приветствовались. Не все оттиски тиража в первой в мире газете отличались качеством. Доски через несколько оттисков начинали оставлять нечёткие иероглифы, и приходилось вырезать следующую доску. Но газета с нечёткими иероглифами всё равно шла в тираж: ради священных указов императора, предполагалось, читатели могли бы и постараться разобрать, что написано, по общим очертаниям. Кстати, с концепцией коммерческих объявлений китайцы познакомились только увидев английские газеты в девятнадцатом веке — и тут же её применили. До того «Вестник» выходил без рекламы. Что касается первой европейской газеты, то это действительно была французская La Gazette, названная так в честь печатные листков с новостями, которые в Венеции продавались по газетте («копейке») за штуку. Эти листки нельзя считать настоящей прессой — у них не было периодичности и названия. Типографии просто зарабатывали, выпуская отдельные листы на каждую новость (а также со страшными историями и сатирическими стихами). Такие отдельные листы как жанр сохранялись ещё очень долго — их продавали (вместо, например, более дорогих в изготовлении книг) ещё на улицах викторианского Лондона.
В первой европейской газете не было колонок, рубрик и картинки на первой странице. Зато там можно было почитать короля.
Газета вместо соцсетей
Хотя у наших предков не было интернета и смартфонов, они находили способы обмениваться смешными картинками и взаимными оскорблениями. В качестве мемов выступали карикатуры (которые во времена, когда тиражи у газет были куда меньше, чем посещаемость современных нам сайтов, горячо обсуждались, запоминались и вписывались в итоге в культурный код), а для обмена мнением друг о друге и открытых дискуссий могли использоваться как очерки (обычно в полемике об искусстве, обществе и политике), так и раздел бесплатных объявлений. В одном выпуске, например, мадам Один намекала коротким объявлением, что мадам Два похожа манерами на куртизанку, а в следующем мадам Два размещала объявление, в котором нелестно отзывалась о внешности и интеллекте мадам Один. Удивительно, но для таких открытых диалогов в России, например, ещё в девяностых использовались бесплатные газеты с объявлениями. Кроме того, объявления в газетах и журналах использовались для знакомств. Со временем появились отдельные рубрики для таких объявлений и даже издания, полностью посвящённые только знакомствам. В общем, газеты были соцсетями на бумаге. Вместо радио люди прошлого использовали грамотных детей и газету, и интересовались они не только новостями, но и, например, перебранкой двух местных дам. Картина Эухенио Сампиги. В газету имели обыкновение утыкаться мужчины, чтобы отгородиться от внешнего пространства и других людей, включая своих домашних (и включая семейные обеды, завтраки и ужины). Женщине утыкаться в газету было не комильфо, так что им приходилось или ждать изобретения мобильных телефонов, или занимать глаза (и руки) каким-нибудь вязанием. Первой газетой, в которой опубликовали платное коммерческое объявления, была всё та же La Gazette. Но вот с полемикой с ней приходилось быть осторожными — ведь часть статей туда писали лично король и его министр, кардинал Ришельё. Они не очень-то любили полемику. Первым изданием для женщин (которое, правда, обычно читали дома и не за обеденным столом) стал французский Mercure Galant, хотя традиции женского глянца задал его английский двойник Lady’s Mercury, основанный чуточку позже — в девяностых годах семнадцатого века. Там обсуждались мода, макияж, светские сплетни и правила флирта. Художник Педер Крёйер засвидетельствовал, что газеты помогали членам семьи игнорировать друг друга задолго до смартфонов и соцсетей.
Журнал как двигатель прогресса
Принципиально новый вид женских журналов появился примерно через сто лет: в таких изданиях, как «Кабинет Аспазии» (Россия) или «The Pharos» (Британия) обсуждался вопрос женских прав, публиковались познавательные статьи (в том числе с биографиями великих женщин), которые должны были компенсировать особенности женского образования, а статьи о моде заодно повествовали о политике — тем более, что одно было тесно связано в то время с другим. «Умные» женские журналы составили такую серьёзную конкуренцию обычным журналам мод и сплетен, что тем пришлось найти, как расширить свой формат — и они сделали это за счёт статей, посвящённых практическим советам, вроде рукоделия, кулинарии и домоводства. Фактически, в наше время эти два формата женских журналов всё ещё сохраняются.
Первый детский журнал был выпущен в конце восемнадцатого века с целью преломить ситуацию в педагогике, внедрив лучшие наработки времени. Он был предназначен для совместного чтения учителя и учеников, то есть фактически был методическим пособием. Это был «Лейпцигский еженедельный листок», и по его образцу фактически делали и делают любые детские журналы. Он отличался богатой иллюстрацией (с обилием персонажей-детей) и содержал басни, стишки, загадки, сказки, маленькие пьесы, шахматные задачки и, конечно, поучительные и познавательные статьи. В России девятнадцатого века детскую прессу активно взялись развивать, и пошла она при этом двумя путями. Одни издатели старались создать максимально изолированный и беззаботный мир детства, в котором не было ничего, кроме милых и смешных историй и простых развлечений, другие считали, что детям надо давать пищу для ума, и делали упор на познавательные статьи и… политические новости. Фактически, обе традиции издания детских журналов продолжились в СССР. Первым советским детским журналом было агитационное издание для пионеров «Северное сияние», но он был, скорее, исключением — более поздние издание или носили тематический познавательный характер, вроде «Юного натуралиста» и «Юного техника», или общий развлекательный, вроде «Весёлых картинок» и «Чижа».
Один из российских детских журналов девятнадцатого века. Кстати, о натуралистах — первый научный журнал, Journal des sçavans, стали издавать во второй половине семнадцатого века во Франции. Он же был из тех, что ввели в обычай печатать некрологи знаменитых людей. Ознакомившись с французским журналом, уже через два месяца англичане начали выпускать аналог — «Философские труды Королевского общества». Этот журнал без перерывов выходил вплоть до нашего времени и продолжает выпускаться сейчас. Несмотря на название, посвящён он буквально всем наукам.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)