Осенью 2019 года Европа стала свидетелем скандала вокруг полотен Гогена. На выставке в Лондонской национальной галерее его картины сопровождались табличками, поясняющими, что изображены на них девочки-подростки, которых художник принудил к интимной связи. Реакция общества была острой и разнообразной. Ещё острее она была бы, пожалуй, если бы к каждой картине прилагалась табличка о личности художника.
Что вообще говорят о табличках к картинам Гогена
Конечно же, есть два полярных мнения. Первое — что таких надписей быть не должно, потому что творчество Гогена ценно вне зависимости от его личности. Второе — что личность художника полностью обесценивает его творчество, и от Гогена следует отказаться. Есть и более взвешенные мнения. Например, те, кто частично согласен с первыми, уверены, что если творчество ценно, то знание о том, из чего оно выросло, никак эту ценность не умаляет — а значит, нет смысла протестовать против открытого разговора о личности художника. Другие рассуждают о том, что важно понимать особенности личности художников прошлого, чтобы уметь разделять их вклад и возможность использовать их как нравственный ориентир. Мы ведь не оскорбляемся, если узнаём, что античные статуи сделаны рабовладельцами, которые, к тому же, с большой вероятностью вступали в интимную связь с подростками обоих полов, а то и были откровенными насильниками. Это общее место, никому не приходит в голову протестовать против того, чтобы говорить о рабовладельчестве древних греков и римлян — хотя это серьёзное преступление против личности. Напротив, умение обсудить личность художника и нравственные установки общества вокруг него дают нам не только умение отделять очарование творчеством от очарования личностью, но и очень обнадёживающее чувство, что человечество развивается, уходя от педофилии и детоубийств Античности, расизма колониального времени, насилия как нормы отношений в двадцатом веке (и всех веках до того). Это даёт возможность чувствовать движение человечества вперёд и желание продолжать его. Интересно, однако, что можно было бы написать на табличках о личности других художников возле их картин?
Сальвадор Дали
Если верить его же намёкам, совратил младшую сестру, а потом даже не подумал сочувствовать ей, когда её избили и изнасиловали жандармы Франко. Кроме того, всю жизнь он её заочно оскорблял. Не лучше он вёл себя и со знаменитой своей музой — хотя нет, в разы хуже, потому что Галу Сальвадор лупцевал тростью и однажды даже сломал ей бедро, в том возрасте, когда оправиться после такой травмы шанса уже не было. С постели она уже никогда не встала. Вероятно, именно после этого инцидента он купил ей замок, в который вход ему без письменного разрешения Галы был запрещён. Там она и умерла.
Исаак Левитан
Замечательный пейзажист прославился — впрочем, скорее, смешил своих знакомых — преследованием женщин, в которых влюбился, и горячей ревностью к ним. Почему смешил? Левитан был ужасно влюбчив и просто не успевал как следует напугать очередную женщину. Фактически, в его кругу все знали, что Исаака надо просто перетерпеть, это ненадолго. Кроме того, он отличался слабым здоровьем — его можно было моментально укротить ударом зонтика. Потешаясь над тем, какого Отелло строит из себя хилый товарищ, Чехов даже на подаренной Левитану книге «Остров Сахалин» надписал насмешливо: мол, на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров. Тем не менее, вёл себя художник с дамами однозначно некрасиво. Преследования — это гадость.
Иван Айвазовский
Под половиной картин этого замечательного российского мариниста можно было бы написать: «Создана параллельно жестоким избиениям жены, которые её искалечили и от которых её пришлось защищать властям». Художник отличался настоящей свирепостью, когда дело доходило до его несчастной супруги, бросал её оземь, уродовал подсвечником лицо и так далее, не смущаясь присутствия дочерей (которые позже выбрали жить с матерью, а не отцом). Когда же разговор о ней зашёл аж на уровне градоначальства (!), заявил, что она просто переспала со всеми, кто за неё вступался и свидетельствовал на её стороне: полицейскими, врачами, просто знакомыми. В общем, вёл себя омерзительно.
Микеланджело Караваджо
Обычно всех интригует количество хорошеньких обнажённых юношей на его картинах, но о том, чтобы Караваджо юношей к чему-то принуждал, достоверных сведений есть. Зато он точно силой и угрозами заставлял других натурщиков держать на руках несвежие трупы, часами, а также убил в драке человека (и, вероятно, в своих многочисленных пьяных побоищах покалечил не одного). Возможно, его характер сильно испортился от отравления свинцом, который содержался в красках в большом количестве — но теми же красками в то же время пользовались, вообще-то, многие.
Огюст Роден и Ле Корбюзье
Роден ипользовал труд своей ученицы и любовницы Камиллы Клодель — она делала те части тела его скульптур, которые ему плохо удавались. Притом не испытывал никакого уважения и благодарности к той, что делала его работу — хотя охотно принимал аплодисменты, не вдаваясь в подробности точного авторства. Дошло до того, что, когда Клодель начала собственную карьеру, её упрекали в том, что то одно, то другое похоже на Родена. Точно так же использовал труд женщин, которые считали его своим соратником, легендарный архитектор Ле Корбюзье. В том числе он выдавал за дом своего авторства проект, полностью разработанный и воплощённый архитектором Эйлин Грей — ей пришлось подавать в суд.
Пабло Пикассо
А вот возле картин Пикассо можно повесить длиннющий список понаделанных им гадостей. Сам художник откровенно признавался, что женщин ему нравится уничтожать. Он и уничтожал, истязал, издевался — пока не впал уже в старческую зависимость к одной из них. Словно отыгрываясь за всех предыдущих дам, последняя жена Пикассо держала его в постоянном страхе, что покинет его. Это превратилось даже в навязчивую идею. Также он обкрадывал Лувр — буквально, у него нашли две краденные из музея статуэтки, и он не покупал их на чёрном рынке. Пабло Пикассо и его жертвы: Художник, который не умел любить, зато любил художественно мучить.
Франс Хальс
То, что сделал художник со своей семьёй, сейчас называется экономическим насилием. В те годы его жена не могла просто уйти и найти заработок себе на жизнь, она полностью зависела от мужа — как зависели неизбежно от заработка отца дети. Франс Хальс же хотел быть компанейским парнем, так что пропивал чуть ли не всё, что добывал трудом, не заботясь о пропитании родных, а что не пропивал — просто дарил. Давал в долг без отдачи. И, хотя термина «экономическое насилие» тогда не знали, что художник дурно ведёт себя с семьёй, осознавали тогда уже практически все.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
Комментарии (0)