Для многих людей сотни, а то и тысячи кадров в неделю – неотъемлемая часть не только отпуска, но и повседневной жизни. С помощью фотографий люди пытаются удержать в сознании то или иное событие, поймать впечатление, поделиться с приятелями интересным кадром, видом из окна отеля, собственной квартиры или автомобиля. Поводов для фотосъемки не счесть. И все они, казалось бы, вполне обоснованы. Раньше все было по-другому. Пленочные фотоаппараты работали на кассетах с ограниченным количеством кадров, поэтому нужно было как следует подумать, прежде чем сделать заветный щелчок. Затем требовалась непростая процедура проявления пленки, печати фотографий – в домашней лаборатории (что многими воспринималось как настоящее таинство) или фотоателье. И даже в распоряжении счастливых владельцев фотоаппарата Polaroid, которые могли увидеть фото практически сразу, было всего лишь 8 или 10 снимков. На еще более ранних стадиях развития этого искусства все обстояло гораздо сложнее, и фотографии появлялись в семейных альбомах только в связи со знаковыми событиями или важными этапами жизни. Отношение к фотографии было более спокойным и естественным. Оглядываясь на свою жизнь и пролистывая альбомы с фото, люди воскрешали в памяти образы прошлого. Что-то в свете этих воспоминаний выглядело более четко, что-то – словно сквозь дымку, а что-то напрочь стиралось. Образы памяти зачастую «подсвечивались» другими источниками информации – книгами, рассказами родственников и друзей. Автор фото: Александра Верещагина. Об одержимости съемкой, свойственной современному человеку, тогда не могло быть и речи. Да, кто-то увлекался фотографией больше, постигая теорию и практику этого искусства, кто-то меньше, отдавая дань фотосъемке только во время отпуска или воскресной прогулки. За каждым снимком, даже не самым удачным, стояло памятное событие. Представления о прошлом складывались в целостный и гармоничный образ, позволяющий человеку чувствовать связь времен. А вот пристрастие современного человека к постоянной съемке, чрезмерный «фотозуд», заставляющий смотреть на мир словно сквозь окошко объектива, а затем выкладывать все новые и новые снимки в социальные сети, не способно связать воедино прошлое, настоящее и будущее. По мнению специалистов, фотоодержимость может привести как к ухудшению памяти, так и к когнитивным искажениям, которые препятствуют зрелому самоопределению и преодолению кризиса идентичности. Автор фото: Kate Miller-Wilson. Стремление во что бы то ни стало запечатлеть любую ерунду на фотографии может «выдернуть» такого квазирепортера из жизни, перебросив по другую сторону реальности. Избыток фотографий приводит к тому, что настоящая жизнь оказывается погребенной под этим виртуальным ворохом фотоспама. Но современный человек привык воспринимать мир только в том случае, если он преломлен объективом фотокамеры, а после – отредактирован во всевозможных графических редакторах. Одержимость съемкой «на память» грозит трансформацией самой памяти и разрушением образа прошлого. Это, к слову, – одна из тем сериала «Черное зеркало». Общеизвестно, что для эффективной работы мозга необходимо регулярно тренировать память. Постоянная фотофиксация происходящих событий приводит к обратному эффекту: человек, разучившийся запоминать, практически полностью поручает эту функцию внешним приспособлениям. Чрезмерно полагаясь на них, мы ставим под вопрос собственную идентичность. По сути, современное человечество смотрится в кривое зеркало. Мы гораздо больше доверяем виртуальному «облачному» хранилищу, чем самим себе. Сегодня, к примеру, мало кто способен прочитать наизусть стихи. Зато мы легко можем освежить в памяти недавний ужин в ресторане. Для этого нужно всего лишь пролистать фотоальбом в собственном смартфоне. Нездоровая увлеченность постоянной фотосъемкой может в результате оказаться причиной ослабления памяти и несовпадения человека с самим собой. Все это влечет за собой ощутимый психологический и эмоциональный дискомфорт. Автор фото: Kinga Drazek. К сожалению, исследования на эту тему пока весьма скудны. Несомненно одно: все больше информации мы доверяем цифровым «хранилищам» и «картам» памяти, используя для этого смартфоны, айфоны, айпады, ноутбуки и прочие гаджеты. В этом нет ничего нового – на протяжении всей истории люди использовали внешние устройства для запоминания, хранения и передачи информации. Папирусы, манускрипты, летописи, исторические свидетельства, церковные книги, топографические карты и т.д. Все это – коллективные внешние воспоминания, которые помогают целым народам проследить свой исторический путь и определить этническую идентичность. Аналогичную функцию, но уже на уровне семейной или личной «истории», выполняют дневники, письма, фотоальбомы. Отправляясь в отпуск или на каникулы, современные путешественники документируют каждую мелочь, вместо того, чтобы посмотреть на море или небо, побродить по улочкам древних городов или музеев под открытым небом, полюбоваться фонтанами или парками, посмотреть в лица встречных прохожих, пообщаться с друзьями. Посетители музеев и выставок вместо того, чтобы получить удовольствие от непосредственного созерцания шедевров, отгораживаются от них экранами смартфонов, лишая себя чуда приобщения к искусству. Они умудряются сделать это даже там, где съемка со вспышкой запрещена, не задумываясь о том, что яркий свет может нанести вред полотнам, фрескам и древним раритетам. Автор фото: Пьер Форе. Многие, не ограничиваясь фотографированием картин, стремятся во что бы то ни стало сделать селфи на фоне великих произведений искусства или достопримечательностей: дескать, на память. Нажав на кнопку фото- или видеокамеры, а затем разместив изображения в соцсетях, многие тут же стирают их из собственной памяти. А зачем засорять сознание лишними файлами? Фейсбук напомнит. Образ прошлого в сознании человека, таким образом, становится все более тусклым и фрагментарным. Мозаичная культура постмодерна все более проникает в сознание современного человека, лишая его возможности видеть мир целостно и гармонично. Но особенно одержимость фотосъемкой проявляется в стремительном распространении культуры селфи. Изображать самих себя стало не только модой, но и невоздержанной страстью. Непосредственный предшественник селфи – автопортрет. Первая попытка фотоизображения в этом жанре была сделана в 19-ом веке Робертом Корнелиусом, использовавшим возможности дагеротипии. Автор фото: Роберт Корнелиус. Популярность селфи вполне объяснима. Увлечение этим видом фотосъемки – проявление естественного стремления человека гармонизировать мир, преодолеть его враждебность, сделать позитивным, вызвать положительные эмоции. Это – своеобразная эстетизация мира и своего места в нем. Однако селфи вовсе не отражает наше настоящее «Я». Напротив, подобные фотоснимки как правило демонстрируют то, каким человек хочет предстать в чужих глазах. В своем большинстве фотографии в жанре селфи лишены непосредственности. Эти изображения постановочны, позы в них неестественны, а выражения лиц – искусственны. Селфи отражают нарциссические комплексы поведения и формируют неестественную мимику – чрезмерно растянутую улыбку, неискренний взгляд и странную жестикуляцию. Все это говорит о желании казаться лучше (или, в некоторых случаях, хуже), чем ты есть на самом деле. Ключевое слово – казаться (а не быть). Сторонники психологической теории «looking-glass self» (зеркальной Я-концепции) полагают, что наша самооценка основывается на том, как нас видят другие. Сегодня многие люди просто разучились жить без всевозможных «лайков», которые постоянно подпитывают их жизненную энергию и вдохновляют на новые и новые «подвиги». С этим связаны серьезные риски. До тех пор, пока человек их осознает, он может если не исключить, то хотя бы смягчить вредные последствия подобной одрежимости. Автор фото: Анжела Николау. Однако удается это не всем. Многие молодые люди эти риски просто игнорируют. Потребность получить свою дозу адреналина, удивить френдов в соцсетях, собрав небывалый урожай «лайков», пересиливает инстинкт самосохранения. Селфи становится все более экстремальным хобби, а для некоторых особо одержимых селфи-экстремалов превращается в настоящую идею-фикс, заставляя напрочь позабыть о возможных рисках. Это приводит к потере связи с реальностью. Инстинкт самосохранения оказывается заблокированным. Не случайно selfie часто именуют как «killfie» (kill – убивать). Число автопортретов, сделанных за миг до смерти, стремительно увеличивается. А тем временем современный селфи-маркетинг предлагает все новые приложения, позволяющие делать снимки в двойной экспозиции – не с одной, а с двух камер. Но есть и другая, менее очевидная, опасность. Наша идентичность – продукт личного жизненного опыта, к которому можно легко получить доступ через наши воспоминания о прошлом. Изображения могут заставить нас вспомнить прошлое, так сказать, фиксированным образом, заблокировав при этом другие воспоминания. Человек нуждается в некоем «образе» себя, гармонизирующем его. В этом – смысл его «идентичности». Ее утрата может серьезно повлиять на психическое здоровье личности. Наличие во всевозможных гаджетах постоянных «фотоотчетов» может сделать нашу память более поверхностной, а личность – более консервативной и неподвижной. Автор фото: Алла Соколова. Наше самовосприятие постоянно изменяется, и человек, соответственно, не совпадает с собой прежним. Личность проходит стадии постепенного взросления, а затем старения. Это естественный ход вещей. Не всегда этот опыт состоит только из приятных впечатлений. Справиться с жизненными коллизиями нам помогает нормальная работа памяти. Она способна сформировать гармоничное представление личности о себе, о прошлом, о жизни в целом. Конечно, не стоит совсем отказываться от фотосъемки. Важно придерживаться золотой середины между простой фиксацией событий и способностью создавать их образы в своем сознании. Чтобы не происходило смещения этих навыков, нужно полагаться прежде всего на свою память. Поэтому когда вы будете в музее или поедете к морю, найдите возможность запечатлеть эти события в своей голове, а не в смартфоне. Потому что фотографии имеют свойство исчезать. Вероятность того, что снимки могут быть безвозвратно утеряны из-за элементарного сбоя гаджета, есть всегда. Внешние хранилища и «облака» гугл могут развеяться, как дым. Что останется в нашей внутренней памяти? Автор фото: Kate Miller-Wilson.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)