Любителям паровозов в Москве есть, где разгуляться. Я давно собиралась добраться с ребёнком, например, до музея провозов на Рижском вокзале. Но, оказалось, есть вариант даже более интересный, чем простое посещение музея!
Большое паровозное приключение состоят из IV частей:
Часть I – Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале Московской железной дороги
Начинается все знакомством со стационарной экспозицией. Чего здесь только нет! В музее собрана огромная коллекция исторических образцов техники прошлого века – локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники. Все они – свидетели и участники более чем вековой истории отечественной железнодорожной отрасли.
Есть и признанные памятники науки и техники. Например, легендарный паровоз серии Ов, получивший среди машинистов ласковое прозвище «Овечка». Это самый почетный экспонат и настоящая «жемчужина» железнодорожной коллекции. Возраст его – больше века. Это самый массовый дореволюционный локомотив. Но до наших дней сохранилось всего 4 экземпляра.
Следом за Овечкой вагон тендер – тот, что перевозит запас угля и легендарная теплушка – вагон, в котором во времена Первой Мировой войны перевозили людей и лошадей, получивший свое названия из-за печки-буржуйки, установленной в центре.
Рядом – другой паровоз уже советского производства ФД – «Феликс Дзержинский» – один из самых мощных советских локомотивов 30-х годов.
Обо всем этом и многом другом расскажет экскурсовод. В нашем случае колоритнейший мужчина (чье имя я позорно забыла) в прошлом работавший машинистом локомотива на паровозной тяге и знающий о паровозах и их истории кажется всё. И немного больше.
И не только расскажет, но и покажет! Например, как работали вагонные сцепки.
Факты, истории, справки, пояснения льются бесконечным потоком… Экскурсия вроде как рассчитана на детей, но и взрослые слушают, раскрыв рты.
Вот вы, например, знаете почему некоторые локомотивы красили в зеленый цвет, а другие в черный? Нет?
Зеленые – перевозили пассажиров, а черные – грузы!
Если экскурсии – не ваш формат, то у каждого экспоната есть табличка с описанием. Можно прочитать… Хотя это, конечно не сравнится с рассказом настоящего машиниста, который живет этой темой…
Ведь он рассказывает не просто голые факты, но и делится своими эмоциями, которые иногда сложно скрыть. Например, досада от того, что паровозы более не производятся…
Их перестали производить буквально в один день, когда на очередном заседании было озвучены цифры, свидетельствующие о неэффективности паровозной тяги. Все 30%. Появившиеся на тот момент электровозы были куда как более эффективны по абсолютным цифрам. Но докладчики не пояснили, что электровозы требуют гигантской инфраструктуры. Сотни километров проводов, электростанции, обслуживание и многое-многое другое – все это осталось за пределами доклада. Так «неэффективные» паровозы ушли в прошлое.
С тех пор прошло более полувека… Но по количеству лошадиных сил и средней скорости паровозы тех лет почти не отличаются от современных.
Пока мы гуляем по музею, мимо нас проезжает настоящий паровоз! Буднично так… Но на этой линии такое в порядке вещей!
Большинство музейных экспонатов тоже на ходу. Хотя они практически никогда не выезжают за пределы своего музея, но все необходимую комплектацию для этого имеют.
Паровозы можно трогать, можно даже привстать на ступеньки, чтобы сделать кадр получше.
У некоторых паровозов для доступа открыты кабины машиниста. Туда не просто можно зайти, но и вдоволь покрутить всякие ручки, краны и прочее.
Обойти музей за один раз, тем более с экскурсией, когда тебе не просто показывают экспонаты, но и рассказывают много интересного о каждом из них, совершенно невозможно…
Поэтому мы ограничиваемся паровозным сектором и идем дальше…
Часть II – Ретро поезд
Естественное продолжение рассказов о паровозах – поездка на одном из них! Это вполне самоценное приключение, хотя на первых взгляд и кажется, что наблюдать со стороны интереснее, чем изнутри.
Поездка на паровозе отличается от поездки на электричке. Не говоря уже о том, что мимо окна время от времени пролетают клубы дыма, а ожидающие на платформах пассажиры вовсю таращатся и тянутся за гаджетами, чтобы сфотографировать.
Отличается само ощущение от поездки… Паровоз идет более дергано, с постоянными небольшими рывками. Это связанно с работой паровых машин и является первым и самым верным признаком того, что вас везет паровоз.
Во время поездки можно перекусить, попить чай/кофе… Или купить сувениры на память.
А экскурсоводы продолжают рассказывать разные интересные факты и между делом развлекают ребятишек играми и конкурсами.
Поездка занимает немногим более 10-ти минут. Наша станция – платформа Красный балтиец.
Машем рукой нашему паровозу и идем дальше.
Часть III – депо Подмосковная
Депо Подмосковная – это уже не музей, а самое настоящее депо, действующее. Недавно его аккуратно отреставрировали и вовсю водят экскурсии. Паровозы здесь не просто выставлены как экспонаты, а по-настоящему живут, заправляются, ремонтируются, обслуживаются и ездят, поэтому при прогулке надо быть очень внимательными, о чем и предупреждает экскурсовод.
Здесь все максимально соответствует тому, как было раньше. Есть водонапорная башня, которая сейчас уже, разумеется, не выполняет своих прямых обязанностей, а служит памятником архитектуры. И несколько жилых домов, где раньше жили сотрудники. Забавно, что эти дома не относились ни к каким улицам, а в почтовом адресе писали какой это по счету дом от водокачки.
Сейчас паровозы заправляются в стороне из специальной колонки.
Главная изюминка на торте – это поворотный круг. Настоящий, действующий! Если повезет, можно даже увидеть его в деле. Нам повело неимоверно. На разворот пошел подъемный кран.
Удобной туристической дороже в депо нет, приходится идти прямо по рельсам. Но от этого только интереснее!
Строго говоря, это не совсем депо. Его классифицируют как «музейно-производственный комплекс». Именно здесь базируется учебно-методическая база профессиональной подготовки локомотивных бригад.
Школа управления паровозом сродни народным промыслам. Машинистов перестали учить еще в 70-х, а профессионалов этого дела уже и вовсе не осталось. Сначала пытались приглашать машинистов электропоездов, но говорят они шли неохотно. Никто не хотел менять удобные кресла современной кабины на жар и грязь паровоза. Но сейчас, с появлением школы, ситуация немного изменилась. В депо много увлеченной молодежи, которые приходят целенаправленно осваивать именно эту профессию.
Хотя все это, конечно, очень непросто. Техника в депо в основном начала и середины прошлого века. Запчастей к ней уже давно не выпускают, и обращаться с ней нужно предельно деликатно. Например, котел нужно поддерживать в горячем состоянии почти постоянно, если паровоз на ходу. Чем чаще он остывает и заново нагревается при запуске, тем быстрее выходит из строя котел. А неисправный котел, в современных условиях – это списанный паровоз. Всего в депо пока на ходу восемь машин, за каждой закреплены по машинисту, его помощнику и кочегару.
В отдельном зале представлен паровоз в разрезе! Это настоящей паровоз, вышедший из строя и не подлежащий ремонта, который переделали в наглядное пособие для демонстрации того, как собственно работает паровая тяга. Для наглядности «горячие» части паровоза подкрашены красным цветом, а холодные, соответственно синим.
Особо любознательные могут залезть и заглянуть в топку со стороны машиниста стороны.
Часть IV – апофеоз
Знакомство с паровозами невозможно без одной, самой маленькой, но самой яркой детали…
Кульминация паровозного дня – подъем в кабину машиниста работающего паровоза! Этот аттракцион доступен по окончанию экскурсии. И, надо сказать, пользуется спросом как у детей, так и у взрослых…
Здесь уже ничего нельзя крутить и вообще трогать. Но зато машинист приоткроет дверцу топки, чтобы можно было почувствовать жар и увидеть пламя и непременно отшатнуться назад… Страшно!
Но сколько же впечатлений, эмоций и воспоминаний остается после такого! И родители, и дети в восторге… В общем не пропустите одно из самых ярких развлечений Москвы.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (0)