Судьбе угодно было мастера пера и кисти познакомить
Необычность знакомства Анны Ахматовой и Бориса Анрепа была в том, что произошло оно благодаря Николаю Недоброво, которого с Борисом связывала дружба еще с детских лет, а с Анной Николая был некоторое время «интимным другом», любовником, ставшим в последствии близким человеком. Можно сказать, что Борис узнает Анну из переписки с Николаем, где он, не называя Анну красавицей, говорит о том, что ее облик настолько уникален и завораживает, что достоин быть изображен на холсте и помещен в центр мозаики, где были бы представители мира поэтического слова. Во время, когда судьба сплела дороги двух творцов, Ахматовой и Анрепа, Борис был успешен в общении с женщинами – жизнерадостный, хорошо сложен, высок и в то же время, необыкновенно талантлив и утончен, знаток поэзии и искусства.
Род Анрепа в России начинается с плененного шведа фон Анрепа. И всю свою жизнь он проводит между Россией и Европой, где он тоже жил и творил. Начал свое обучение в России, решив стать юристом, но передумав, уходит в искусство, изучая мозаику в университете Санкт-Петербурга, затем была академия в Париже, Лондон. В 1913 году именно в Лондоне Анреп первый раз выставлял свои работы. Анне на тот момент было 26 лет, она уже известна, опубликовано несколько ее сборников. Одним из предков Ахматовой считается татарский хан Ахмат, благодаря которому и появился псевдоним Анны. Писать стихи начала еще подростком, в дальнейшем продолжив обучение на литературных курсах в Петербурге. В 1910 году становится женой Николая Гумилева. С одобрения мужа своему поэтическому таланту, Анна начинает профессионально писать, издавать сборники стихов, ее слава растет.
С 1913 году Анна ведет Бестужевские курсы, становится музой для художников, ей посвящают стихи. Сборник «Четки», который вышел в 1914 году делает ее известной и узнаваемой. Будучи замужем, Анна не ограничивает своих привязанностей и под мощь ее глубины и яркости натуры попадают известные поэты, художники, композиторы. И происходит встреча двух личностей, талантов, людей, которые сами по себе яркие события на жизненном небосклоне.
Борис очарован Анной, он отмечает ее острый ум, утонченность, его покоряют невероятные стихи. Знакомство происходит перед тем, как ему нужно ехать в армию. Но были командировки и они встречались, продолжая знакомство, которое выливается в настоящие чувства. Встречи их были легки и радостны, оба творческие и увлеченные, они с интересом открывали друг друга. Стихи, разговоры о живописи и поэзии, невероятное притяжение – все это захватило любовником настолько, что они не обращали внимание, что оба не свободны.
Кольцо, как знак признания в любви
В 1916 году в в Царском селе Анна и Борис снова встречаются у общего друга Недоброво. В воспоминаниях, Борис говорит о своем волнении, когда видит свою подругу, музу, и отмечает чувство трепета, которое всегда сопровождает их встречи. В этот вечер Анна дарит ему свое кольцо, «черное кольцо», как называет его Борис. Лишь несколько дней они проводят вместе и перед отъездом Анрепа в Англию, Анна дарит ему сборник своих стихов с пророческой надписью, что его мыслям о возвращении не суждено будет осуществиться.
Анрепа действительно остается в Лондоне.
Только в 1917 году у Бориса появляется возможность посетить Россию. Зная о событиях в стране, он думает только о встрече с Анной. По льду через Неву он идет к ней, на квартиру Срезневского, где Анна в то время жила. И снова встреча, долгие разговоры, Борис показывает ее кольцо, которое, не снимая, носит на цепочке, называя его святыней. В июле 1917 года Борис возвращается в Англию, занимается мозаикой. Однажды цепочка, на которой Борис, как драгоценный талисман, носит кольцо Анны, обрывается, и на время он оставляет его в шкатулке. Оно потом еще долго там остается и Борис, по какой-то причине не носит его, но не забывает, достает, прикасается.
Б.В. Анреп. Сострадание. Мозаика.
В студию Анрепа попадает бомба и драгоценное кольцо теряется под завалами. Борис полон отчаяния, но сделать уже ничего не может. Продолжая жить и работать в Лондоне, он читает публикации Анны, знает ее творчество. И ее стихи создают иллюзию их общения. Боль и скорбь от потери кольца, чего то возможно большего, чем просто сувенир, помешала Борису прийти в 1965 году в Оксфорд, где состоялось награждение Анны Андреевны. Но встреча состоялась, Анна позвонила Борису и предложила пообедать вместе. Как вспоминает Анреп, сколь велико было его волнение перед этой встречей.
Мастерская Анрепа
Сорок восемь лет они не виделись, о чем говорить, как себя вести он не знал. Увидев Анну в холле гостиницы, где она остановилась, Анреп подумал «Екатерина Великая» – таков был ее величественный облик. Общение, общие воспоминая и ни слова о потерянном кольце. Время отдалило их и Анреп, стараясь найти тему разговора, все расспрашивал о литературе, поэтах-современниках, пока не услышал «Борис Васильевич, что за глупые вопросы!». Ее душа ждала признания ее как женщины, как друга. Но теплоты в беседе не случилось.
И вдохновение, как цветок, что распускается в сиянии любви
Любовь для творческого человека – это воздух. После знакомства с Борисом, Анна пишет своему сердечному другу пронзительные стихи. Считается, что большая часть произведений Ахматовой посвящена именно Борису Анрепу. Он в свою очередь в мозаике увековечил образ Анны. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна. По мнению видевших у святой абсолютная схожесть с русской поэтессой Анной Ахматовой.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Комментарии (1)