
«Пока жизнь продолжается, давайте жить, а не слоняться как зомби, и давайте находить в искусстве прекрасный путь к более глубокому пониманию нашей человеческой сущности», – Венди Беккет. Сестра Венди Бекетт (1930-2018) – монахиня-отшельница, чей интерес к искусству вернул её в мир. Она стала звездой сериала «BBC: Всемирная история живописи» (Sister Wendy's Story of Painting) и своими рассуждениями и гуманистическими оценками привлекла к экранам толпы зрителей. Сестра Венди вела свою восторженную аудиторию по разным местам мира, встречаясь с произведениями, о которых ранее знала лишь из репродукций. С 1980 года она сосредоточенно изучала искусства, на что получила разрешение от высшего духовенства. До того почти десять лет исследовала средневековые латинские тексты, а в юности получила образование в Оксфордском университете на факультете английской литературы. Эротизм, жадность, плотская любовь, ужасающее насилие – сестра Венди не дрогнула ни перед чем. Она была благодарна художникам за то, что предоставили ей прекрасную призму для созерцания творений Бога. «Истинное искусство предъявляет требования», – сказала она интервьюеру Биллу Мойерсу, одобрительно отзываясь о спорном изображении Христа в работах фотографа Андреса Серрано. «Великое искусство даёт больше, чем удовольствие; оно приносит боль духовного роста, вовлекая нас в те области себя, с которыми мы не хотим сталкиваться. Оно не оставляет нас в своей умственной или моральной лени», – написала она в предисловии к «1000 шедеврам Сестры Венди» (Sister Wendy’s 1000 Masterpieces), тщательно отобранной подборке величайших картин западного искусства. («Тысяча – казалось, что это так много, пока мы за неё не взялись, а затем столкнулись с мучительным выбором», – высказалась она позже). Любительница цвета и фактуры, она обладала уникальной способностью ценить оттенки серого, глубоко вникая в психологические мотивы как персонажей на полотнах, так и самих художников.
О «Фигуре с мясом» Фрэнсиса Бэкона (1954):

О «Клоунессе Ша-У-Као в Мулен Руж» Анри де Тулуз-Лотрека (1895):

О картине «Четыре времени суток – утро» Никола Ланкре (1739):

О «Диане де Пуатье» Франсуа Клуэ (ок. 1571):

10 правил Сестры Венди Беккет для взаимодействия с искусством
Посещайте музеи Это основное место, где можно встретить уникальные работы художников. Приоритет за качеством проведённого времени, а не количеством просмотренных работ Социологи, незаметно притаившись с секундомерами, подсчитали среднее время, которое посетители музея проводят, разглядывая произведение искусства. Это примерно две секунды. Мы слишком небрежно ходим по музеям, проходя мимо предметов, которые раскрывают свой смысл и проявляют свою силу лишь в том случае, если их всерьёз созерцать в одиночестве. Ходите один Если сестра Венди смогла провести более четырёх десятилетий в изоляции в маленьком передвижном доме на территории монастыря кармелитов в Норфолке, конечно, вы сможете пойти без сопровождения. Не усложняйте себе созерцание, привязываясь к другу, который не может дождаться, когда вы доберётесь до магазина с сувенирами. Купите открытку Возьмите её домой для длительного и (более или менее) отвлечённого созерцания. При отсутствии доступа к музею мы можем в уединении прибегать к репродукциям – книги, открытки, плакаты, телевидение, кино. Хотя работе при этом не хватает непосредственности. Поэтому мы должны совершить творческий скачок (визуализируя текстуру и размеры), если репродукция – наш единственно возможный доступ к произведению. Каким бы образом мы ни соприкасались с искусством, суть, как и во всех серьёзных вопросах, в том, насколько мы хотим получить впечатление. Встреча с искусством драгоценна, поэтому она стоит нашего времени, усилий и внимания. Возьмите стул, когда это возможно Хорошо было сказано, что основное условие для восприятия искусства – это стул. Простите себя за то, что вы обыватель Как бы незыблема ни была наша самооценка, многие чувствовали, как никнет дух перед произведением искусства, которое, хотя и высоко оценено критиками, нам кажется бессмысленным. Тут крайне легко прийти к заключению, возможно неосознанному, что другие обладают необходимыми знаниями или проницательностью, которых нам не хватает. Возьмите на себя ответственность за своё просвещение Искусство создают конкретные художники, живущие в определённой культуре, и оно помогает понять эту культуру, если мы хотим понять и оценить всю совокупность работ. Это требует некоторой подготовки. Собираемся ли мы "посмотреть" на тотемный столб, керамическую чашу, картину или маску, мы должны прийти к предмету с пониманием его иконографии. Например, необходимо знать, что летучая мышь в китайском искусстве – символ счастья, а ягуар в мезоамериканском искусстве – образ сверхприродного. При необходимости мы должны прочесть биографию художника: реакции на картины Винсента Ван Гога или Рембрандта, или Караваджо, или Микеланджело отчасти исходят из симпатии зрителей к обстоятельствам, как историческим, так и темпераментным, из которых взяли начало эти картины. Но не становитесь пленником фактов и экспертных заключений Парадокс: сначала нам нужно провести некоторое исследование, а затем забыть о нём... Мы ограничили работу, если осудили её заранее. Столкнувшись с произведением, мы должны постараться развеять все навязчивые мнения, толпящиеся в голове, и просто созерцать объект перед собой. Разум с его фактами подключается позже, но первое, хотя и подготовленное, впечатление должно быть столь же незащищённым, как сама невинность, и воспринято со всей скромностью, на которую мы способны. Чествуйте нашу человеческую общность Искусство – это наше наследие, наше средство разделить духовное величие других мужчин и женщин, тех, кто известен, как многие великие европейские художники и скульпторы, и тех, кто неизвестен, как и многие великие резчики, гончары, скульпторы и художники из Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Искусство представляет собой континуум человеческого опыта во всех частях света и во все периоды истории. Слушайте других, но смотрите своими глазами Мы должны прислушиваться к оценкам других, но затем необходимо отбросить их в сторону и приблизиться к произведению искусства в одиночестве с собственной истиной. Превью: Сестра Венди Беккет возле саркофага в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, 1997 год. Фото: AP.
</div>
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)