«Пока жизнь продолжается, давайте жить, а не слоняться как зомби, и давайте находить в искусстве прекрасный путь к более глубокому пониманию нашей человеческой сущности», – Венди Беккет. Сестра Венди Бекетт (1930-2018) – монахиня-отшельница, чей интерес к искусству вернул её в мир. Она стала звездой сериала «BBC: Всемирная история живописи» (Sister Wendy's Story of Painting) и своими рассуждениями и гуманистическими оценками привлекла к экранам толпы зрителей. Сестра Венди вела свою восторженную аудиторию по разным местам мира, встречаясь с произведениями, о которых ранее знала лишь из репродукций. С 1980 года она сосредоточенно изучала искусства, на что получила разрешение от высшего духовенства. До того почти десять лет исследовала средневековые латинские тексты, а в юности получила образование в Оксфордском университете на факультете английской литературы. Эротизм, жадность, плотская любовь, ужасающее насилие – сестра Венди не дрогнула ни перед чем. Она была благодарна художникам за то, что предоставили ей прекрасную призму для созерцания творений Бога. «Истинное искусство предъявляет требования», – сказала она интервьюеру Биллу Мойерсу, одобрительно отзываясь о спорном изображении Христа в работах фотографа Андреса Серрано. «Великое искусство даёт больше, чем удовольствие; оно приносит боль духовного роста, вовлекая нас в те области себя, с которыми мы не хотим сталкиваться. Оно не оставляет нас в своей умственной или моральной лени», – написала она в предисловии к «1000 шедеврам Сестры Венди» (Sister Wendy’s 1000 Masterpieces), тщательно отобранной подборке величайших картин западного искусства. («Тысяча – казалось, что это так много, пока мы за неё не взялись, а затем столкнулись с мучительным выбором», – высказалась она позже). Любительница цвета и фактуры, она обладала уникальной способностью ценить оттенки серого, глубоко вникая в психологические мотивы как персонажей на полотнах, так и самих художников.
О «Фигуре с мясом» Фрэнсиса Бэкона (1954):
Здесь он изображает папу, отца Католической церкви, как восседающего на троне, так и заложника своего положения. Отношения Бэкона с собственным отцом были очень бурными, и, возможно, он отчасти использовал те страхи и ненависть, чтобы вызвать в воображении это призрачное видение кричащего папы с лицом, застывшим в мучительной боли.
О «Клоунессе Ша-У-Као в Мулен Руж» Анри де Тулуз-Лотрека (1895):
Тулуз-Лотрек, будучи последним потомком древнего французского рода, должно быть, с горечью сознавал собственное физическое уродство и для многих он тоже был забавной фигурой... Художник показывает нам Ша-У-Као, с достоинством и спокойствием готовящуюся к своему выступлению. Водоворот её жабо словно акцентирует внимание на клоунессе, чтобы мы могли по-настоящему взглянуть на неё, увидеть трогательность располневшей и обвисшей плоти, двигаться дальше к благородному носу и напряжённому взгляду. Это деградация, но она была выбрана исполнительницей и искуплена разумом и силой воли.
О картине «Четыре времени суток – утро» Никола Ланкре (1739):
"Утро" преисполнено остроумным наблюдением – восхитительная молодая женщина (которая явно не лучше, чем она должна быть) развлекает молодого священнослужителя, казалось бы, не подозревая об искушении, предлагаемом её небрежно обнажённой грудью. Он протягивает свою чашку, но глаза его, увы, устремлены на ту область женской анатомии, которая ему не дозволена профессией.
О «Диане де Пуатье» Франсуа Клуэ (ок. 1571):
Может показаться, что эта бесстыдная красавица с торчащими сосками и полной чашей спелых фруктов – женщина сомнительной морали. Но нельзя не ощутить, что художник восхищается природной свободой своей героини. Рядом с ней дети и ухмыляющаяся кормилица, а на заднем плане горничная готовит горячую воду. Конечно же, это не более чем простая и милая домашняя сцена. Взгляд монахини на эти другие картины великодушен и изящен. Как замечательно было бы подходить к каждому произведению искусства с подобными размышлениями и сопереживанием. Сестра Венди скончалась 26 декабря 2018 года в возрасте 88 лет, но оставила после себя своего рода практическое руководство в форме эссе «Искусство смотреть на искусство» (2005), из которого Open Culture выделил следующие 10 правил.
10 правил Сестры Венди Беккет для взаимодействия с искусством
Посещайте музеи Это основное место, где можно встретить уникальные работы художников. Приоритет за качеством проведённого времени, а не количеством просмотренных работ Социологи, незаметно притаившись с секундомерами, подсчитали среднее время, которое посетители музея проводят, разглядывая произведение искусства. Это примерно две секунды. Мы слишком небрежно ходим по музеям, проходя мимо предметов, которые раскрывают свой смысл и проявляют свою силу лишь в том случае, если их всерьёз созерцать в одиночестве. Ходите один Если сестра Венди смогла провести более четырёх десятилетий в изоляции в маленьком передвижном доме на территории монастыря кармелитов в Норфолке, конечно, вы сможете пойти без сопровождения. Не усложняйте себе созерцание, привязываясь к другу, который не может дождаться, когда вы доберётесь до магазина с сувенирами. Купите открытку Возьмите её домой для длительного и (более или менее) отвлечённого созерцания. При отсутствии доступа к музею мы можем в уединении прибегать к репродукциям – книги, открытки, плакаты, телевидение, кино. Хотя работе при этом не хватает непосредственности. Поэтому мы должны совершить творческий скачок (визуализируя текстуру и размеры), если репродукция – наш единственно возможный доступ к произведению. Каким бы образом мы ни соприкасались с искусством, суть, как и во всех серьёзных вопросах, в том, насколько мы хотим получить впечатление. Встреча с искусством драгоценна, поэтому она стоит нашего времени, усилий и внимания. Возьмите стул, когда это возможно Хорошо было сказано, что основное условие для восприятия искусства – это стул. Простите себя за то, что вы обыватель Как бы незыблема ни была наша самооценка, многие чувствовали, как никнет дух перед произведением искусства, которое, хотя и высоко оценено критиками, нам кажется бессмысленным. Тут крайне легко прийти к заключению, возможно неосознанному, что другие обладают необходимыми знаниями или проницательностью, которых нам не хватает. Возьмите на себя ответственность за своё просвещение Искусство создают конкретные художники, живущие в определённой культуре, и оно помогает понять эту культуру, если мы хотим понять и оценить всю совокупность работ. Это требует некоторой подготовки. Собираемся ли мы "посмотреть" на тотемный столб, керамическую чашу, картину или маску, мы должны прийти к предмету с пониманием его иконографии. Например, необходимо знать, что летучая мышь в китайском искусстве – символ счастья, а ягуар в мезоамериканском искусстве – образ сверхприродного. При необходимости мы должны прочесть биографию художника: реакции на картины Винсента Ван Гога или Рембрандта, или Караваджо, или Микеланджело отчасти исходят из симпатии зрителей к обстоятельствам, как историческим, так и темпераментным, из которых взяли начало эти картины. Но не становитесь пленником фактов и экспертных заключений Парадокс: сначала нам нужно провести некоторое исследование, а затем забыть о нём... Мы ограничили работу, если осудили её заранее. Столкнувшись с произведением, мы должны постараться развеять все навязчивые мнения, толпящиеся в голове, и просто созерцать объект перед собой. Разум с его фактами подключается позже, но первое, хотя и подготовленное, впечатление должно быть столь же незащищённым, как сама невинность, и воспринято со всей скромностью, на которую мы способны. Чествуйте нашу человеческую общность Искусство – это наше наследие, наше средство разделить духовное величие других мужчин и женщин, тех, кто известен, как многие великие европейские художники и скульпторы, и тех, кто неизвестен, как и многие великие резчики, гончары, скульпторы и художники из Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Искусство представляет собой континуум человеческого опыта во всех частях света и во все периоды истории. Слушайте других, но смотрите своими глазами Мы должны прислушиваться к оценкам других, но затем необходимо отбросить их в сторону и приблизиться к произведению искусства в одиночестве с собственной истиной. Превью: Сестра Венди Беккет возле саркофага в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, 1997 год. Фото: AP.
</div>
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!
Комментарии (0)